В любом сообществе людей одними из наиболее главенствующих мыслей являются мысли и законы, касающиеся экономических проблем. Или, иначе говоря, экономическая система оказывает наибольшее влияние в общественной жизни.

Рассмотрим некоторые исторические факты. В эпоху средневековья большей частью Европы правила церковь и духовенство, «благословлявшее» «ставленников Бога» на земле – царей и королей. Этот период в истории Европы является наиболее темным и застойным. Короли и знать угнетали простонародье. Большей части населения – угнетенным, такое положение в корне не нравилось. В этот период разгорелась борьба философов и мыслителей с одной стороны, и королями с духовенством – с другой.

Большая часть населения, которая была угнетенной, которая ничего не имела, стала поддерживать мысли этих философов. К чему же призывали эти мыслители? Они призывали к тому, что человеку необходимо предоставить свободы, такие как свобода собственности, свобода личности, свобода слова и свобода вероисповедания. Народ, который был долгими веками угнетен, воспринял эти мысли и увидел в них решение своих проблем, в том числе и экономических.

Во времена Царской эпохи в России экономическое благосостояние большинства населения было на очень низком уровне. Всесторонне царь и дворянство угнетали и порабощали крестьян. Бывало, что помещик мог целую деревню с ее жителями поменять на какую-нибудь породистую собаку. Именно этим и воспользовались большевики, которые пришли к власти. Вспомним, какие у них были лозунги: «Землю – крестьянам, фабрики – рабочим, а власть - Советам». Обольщенный этими «сладкими» лозунгами народ увидел в них решение своих экономических проблем.

Из приведенных выше примеров видим, что в основном на смену общественных строев сильное влияние оказывает неудовлетворенность экономической жизнью и экономическими отношениями внутри общества.

Сегодня, пожиная плоды всемирного экономического кризиса, порожденного действующей экономической системой капитализма, общество, и даже многие политики усматривают, что нужно внести в нее большие поправки. Но те, кто мыслят более глубоко и озаряюще, осознают то, что внесением только лишь поправок не решить всех проблем, и видят необходимость в новой системе для общества. Так, например, если стены дома дали глубокие трещины вследствие неправильно сооруженного фундамента, то дополнительной штукатуркой и покраской не решить данной проблемы. Решением в этой ситуации является полный разбор дома и сооружение на его месте нового. Так и сейчас в жизни все больше людей осознают необходимость в новой общественной системе, которая решила бы накопившиеся проблемы.

Видно, что как коммунистическая, так и капиталистическая система не в состоянии правильно решать человеческие проблемы, так как они придуманы человеком, который, как показывает реальность, не может давать правильные оценки вещам и процессам, происходящим в обществе. В таком случае, эту проблему может решить только та система, которая исходит от того, кто сотворил человека, вселенную, жизнь, т.е. от Создателя. Из реальности мы видим, что все жизненные системы от Создателя, кроме Ислама, были искажены и изменены. Это такие системы, как например, христианство и иудаизм. Приверженцы этих религий, их монахи и книжники, исказили и переписали писания от Создателя - Тору и Евангелие. И от того, что когда-то было системой (христианство и иудаизм), осталось только священничество и обряды поклонения, которые не способны решать всех общественных проблем, например, экономических.

Только лишь Ислам является неискаженным руководством от Создателя, который в состоянии упорядочить все стороны жизни общества наилучшим образом, и в том числе экономическую жизнь.

Хотелось бы рассмотреть некоторые законы экономической системы Ислама, которые сделают общество, в котором они будут претворяться наиболее успешным, благополучным и развитым.

  1. Золотовалютная система

  2. Земельный кодекс

  3. Запрет ростовщичества

  4. Запрет на создание монополии на рынке

  5. Правильное рассмотрение вопроса собственности

  6. Запрет накопления золота и серебра

1. Изначально деньги зародились как товар, который обладает в маленьких количествах большой ценностью и ликвидностью. И естественно, что роль денег начали играть золото и серебро, которые в относительно малых объемах обладают значительной ценностью. Далее, из-за неудобства обращения металлических денег, их всех решили собрать в государственных казначействах, и на всю их стоимость выпустить бумажные деньги, которые подкреплялись этими благородными металлами. Но хитрые и ловкие банкиры со временем решили изменить этот стандарт и отменили конвертацию бумажных денег в золото и серебро. Это привело к тому, что в современном обществе, деньги стали просто бумажкой, ибо они имеют ценность не большую, чем стоимость бумаги и краски, из которой они сделаны. Таким образом, деньги, не имеющие «силы», провоцируют в экономике различного рода «катаклизмы», такие как: инфляция, девальвация, рост цен и т.д. Все эти проблемы, вызванные бумажными деньгами, будоражащие современное общество, решит экономическая система ислама, у которой денежная система построена на биметаллическом стандарте (деньги будут подтверждены золотом и серебром). В исламской экономической системе деньги будут действительно деньгами, в отличие от капиталистической, в которой деньги – это всего лишь «бумажки», которые не имеют никакой ценности, а являются лишь «законным средством платежа», что написано, например, на современных долларах.

2. Огромные проблемы в экономике вызывает не рациональное использование земельных ресурсов. Если обратить внимание, очень много земель, пригодных для сельского хозяйства, на сегодняшний день пустуют. Причин этому много. А реальность такова, что существует множество людей, которые хотели бы заняться земледелием, только им не под силу купить эту землю или взять ее в аренду. В соответствии с Исламом, земля становится собственностью того, кто ее огородит, оживит (возделает) или застроит на ней что-либо. Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

«Кто оживит мертвую землю, то она станет его собственностью» передал Бухарий от Умара.

Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

«Кто огородит какую-либо землю, то она станет его собственностью» передал Ахмад. Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

«Кто застроит какое-либо место, которое не застраивалось никем из мусульман, то это место станет его собственностью» передал Табараний в книге «Аль-кабир».

Исходя из такого подхода к земле в Исламе, становится очевидным, что целью по отношению к ней является то, чтобы она обрабатывалась и приносила человечеству пользу. В капитализме же подход к земле другой. Земля в их понимании – это капитал, очередное средство наживы, путем сдачи ее в аренду или продажи. Естественным образом, такой взгляд на землю не может привести человечество ни к чему другому, кроме продовольственных кризисов, которые очень участились в последние десятилетия.

3. Одним из самых больших бед, причиняемых капитализмом обществу, является ростовщичество и связанные с ним кредитные операции. Именно ростовщичество является тем фактором, который «надувает» экономику, как мыльный пузырь. Людям кажется, что все хорошо и все процветает, но это длится не долго, и в один прекрасный день этот пузырь лопается. Все богатство и роскошь превращается в пыль и прах, и общество поглощает экономический кризис.

Институтами, которые занимаются ростовщичеством, являются банки. Общий принцип работы банков таков: у населения принимаются вклады, называемые депозитами, под низкие проценты, например, под 10 % годовых, и эти привлеченные у населения средства банки отдают в кредит под более высокий процент, например под 25% годовых. Прибылью банка является разница между процентом по кредиту и процентом по депозиту. В нашем примере это 15 % (25% - 10%). Если же рассмотреть реальность ростовщичества, то можно сделать определенные выводы о том, как это пагубно сказывается на обществе. Дело в том, что всегда есть люди, у которых есть идея о бизнесе, но нет на это денег и капитала. И такие люди, у которых есть деньги, но нет идеи. По сути, банки являются промежуточным звеном между этими двумя категориями людей. И взяв деньги у тех, кто их хранит в банке, они отдают их тем, кто в них нуждается. Естественно, что они за это имеют свой интерес и свою прибыль. Только, на самом деле, банковское бремя не стимулирует и развивает экономику, а причиняет ей вред посредством своего интереса, который ложится на плечи того, кто берет деньги. И заёмщик, как говорится, работает и на себя, и на банк. В исламе эта проблема решается путем одного из видов исламских компаний, именуемых Мудараба, что означает партнерство. От одного участника компании - капитал или деньги, а от другого – труд. А прибыль делится согласно установленного между ними договора. Этот вид исламских компаний снимет с плеч предпринимателей бремя и тяжесть банковского интереса, что в свою очередь будет стимулировать и развивать экономику.

Относительно ростовщичества Всевышний Аллах сказал (перевод значений):

الَّذِينَ يَأْكُلُونَ الرِّبَا لاَ يَقُومُونَ إِلاَّ كَمَا يَقُومُ الَّذِي يَتَخَبَّطُهُ الشَّيْطَانُ مِنَ الْمَسِّ ذَلِكَ بِأَنَّهُمْ قَالُواْ إِنَّمَا الْبَيْعُ مِثْلُ الرِّبَا وَأَحَلَّ اللّهُ الْبَيْعَ وَحَرَّمَ الرِّبَا فَمَن جَاءهُ مَوْعِظَةٌ مِّن رَّبِّهِ فَانتَهَىَ فَلَهُ مَا سَلَفَ وَأَمْرُهُ إِلَى اللّهِ وَمَنْ عَادَ فَأُوْلَـئِكَ أَصْحَابُ النَّارِ هُمْ فِيهَا خَالِدُونَ

«Те, которые пожирают рост, восстанут, как восстанет тот, кого повергает сатана своим прикосновением. Это потому, что они говорили: «Ведь торговля - то же, что рост». Однако Аллах разрешил торговлю и запретил рост. Кому приходит увещание от его Господа, и он удержится, тому прощено то, что было прежде, и дело его принадлежит Аллаху, а кто вернется к этому, те станут обитателями Огня, в котором они пребудут вечно!» (2:275)

В данном аяте виден категорический запрет Аллаха на ростовщичество.

4. Алчность капиталистов и отсутствие контроля производства со стороны государства приводит к такому пагубному для общества явлению, как монополия. Монополия – это ситуация на рынке, когда цена устанавливается одним или несколькими производителями. Это ситуация, когда скупается весь товар с рынка, а затем цена на него диктуется его хозяином. В результате этого получается так, что цена на данный товар сильно растет. Это приводит к тому, что многие люди не могут удовлетворить даже свои основные потребности. Так, например, несколько лет назад группа крупных бизнесменов скупили весь сахар на Украине. Затем они стали продавать его по завышенным ценам. Относительно запрета монополизировать товары передается от Маъкал Ибн Ясара, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

«Если кто-нибудь затронул цены в среде мусульман, чтобы поднять их, то Всевышний Аллах вправе посадить его на скопление огня в Судный день». Хадис передал Ахмад.

5. Важной категорией в экономике является понятие собственности. В западной модели экономики доминирующей и практически единственной является частная собственность. В коммунистической идеологии преобладающей является общественная и государственная собственность. Ислам же этот вопрос урегулировал, определив, что вид собственности зависит от реальности вещи. Таким образом, в исламе есть частная собственность, государственная собственность и общественная собственность. Если обратить внимание на капитализм, то в его понимании почти все является частной собственностью. И получается, что даже такие стратегически важные и необходимые для всего общества ресурсы как нефть и газ, почти все полезные ископаемые находятся в частных руках. Это позволяет его владельцу стремительно богатеть, не вкладывая особых усилий. И, с другой стороны, это позволяет его владельцу диктовать цены на свой товар, например, на нефть. Это же в свою очередь лишает возможности почти всю остальную часть населения иметь доступ к этому продукту, ведет к монополизации этого рынка и к завышению цен.

Исламская экономическая система, которая исходит от Мудрого Создателя, признает все ресурсы, находящиеся в недрах земли общественной собственностью, и что получать пользу от их использования имеют право все граждане страны. Этот мудрый закон приведет к тому, что некоторые индивиды, обладающие сейчас этими ресурсами, перестанут ничего не вкладывая богатеть. А за счет того, что они перейдут в общественную собственность, и её разработкой будет заниматься непосредственно государство, приведет к тому, что эти ресурсы станут более доступны, цены на них снизятся, а доход от реализации будет по справедливости распределяться между всеми гражданами государства. Это же, естественным образом, является эффективной политикой по борьбе с бедностью.

6. Капитализм порождает в человеке алчность и жадность. Из-за подверженности экономки кризисам, у людей постоянно существует неуверенность в завтрашнем дне и постоянная тревога. Это провоцирует человека к накоплению богатства и в особенности – денег. Со временем это накопление уже перестает быть накоплением ради определенной цели, например, чтобы купить дом или машину, или открыть какой-то завод. Оно превращается в бесцельное накопление денег. Естественным образом, эти деньги находятся в банке, и банк, прокручивая эти деньги, имеет выгоду и, тем самым, продолжает жить за счет того, кто трудится за счет этих денег. Как уже говорилось выше, роль денег в исламе выполняют золото и серебро. Если кем-то будет производиться бесцельное накопление денег, то это будет накоплением золота и серебра. Ислам запретил скопление золота и серебра однозначным аятом Корана. Всевышний Аллах говорит:

وَالَّذِينَ يَكْنِزُونَ الذَّهَبَ وَالْفِضَّةَ وَلاَ يُنفِقُونَهَا فِي سَبِيلِ اللّهِ فَبَشِّرْهُم بِعَذَابٍ أَلِيمٍ

«Кто скапливают золото и серебро, и не расходуют их на пути Аллаха, увещай их мучительным наказанием» (9:34)

Этот мудрый закон Всевышнего Аллаха обеспечит то, что богатство не будет где-то и у кого-то бесцельно скапливаться. Этот закон будет стимулировать обладателей богатства либо стараться его использовать, либо же, если человек сам не может с этим справляться, создавать партнерскую компанию и уже партнер прокручивает это богатство, а его обладатель будет получать свою долю обговоренной прибыли. Этим самым экономика будет работать еще более эффективно.

Все вышеприведенные законы Аллаха, являются некоторыми законами экономической системы Ислама. Но Ислам, являясь руководством от Создателя и являясь идеологией для всего человечества, решает не только экономические проблемы, но и все остальные проблемы из других жизненных сфер, будь то правления, судопроизводства, социальных взаимоотношений и всех других сторон жизни.

Но неправильно будет думать, что взяв некоторые законы экономической системы Ислама, можно будет решить проблемы, существующие в капиталистической экономике. Экономическая система ислама сможет успешно существовать только лишь в исламском государстве – Халифате. Ибо Ислам – это определенное мировоззрение, из которого исходят системы, решающие жизненные проблемы. Поэтому экономическая система Ислама исходит из Исламской акъыды (мировоззрения) и успешно она сможет быть претворена только лишь в том обществе, где будут главенствовать исламские ценности.

Экономическая система ислама, являясь истинной системой от Создателя, несомненно, является правильной и успешной. Доказательством этому является то, что она просуществовала вместе с исламским государством 14 веков. И, как показывает история, видно, что эти 14 веков были веками развития и благополучия. В обществе, в котором она претворялась, практически не было бедности и нищеты, развивалась наука и технический прогресс. Например, передаётся, что во времена правления халифа Умара Ибн Абдуль-Азиза общественное благосостояние было на таком высоком уровне, что даже не кому было раздавать закят (обязательный налог, изымаемый с состоятельных мусульман, и распределяемый среди 8 категорий людей, в которые входят бедные и нуждающиеся). Передается, что правители мусульман строили специальные гостиницы для путников, где они могли бесплатно поесть и переночевать. Передается, что Умар ибн Аль-Хаттаб говорил: «Клянусь Аллахом, я боюсь того, что Аллах спросит с меня за то, что я не разровнял разбитую животными дорогу на далеком побережье». И можно еще приводить множество примеров, которые подтверждают то экономически развитое положение, которое было в Исламском государстве.

Все эти вышеприведенные законы шариата относительно экономики и все остальные законы экономической системы Ислама, сделают общество, где они будут претворяться, наиболее экономически развитым и процветающим. Хвала Аллаху, Господу миров.

Сейтумеров Сейтумер