В эти дни, 87 лет назад, был разрушен Халифат – опора и защита мусульман. Крымские мусульмане, еще раньше оторванные от тела уммы подверглись жесточайшему подавлению религиозных чувств, притеснениям и репрессиям со стороны царской России, а также в годы советской власти, которые оказались тщетными в попытке предать забвению религию крымских татар – Ислам, о чем свидетельствует стремительный процесс религиозного возрождения, начавшийся сразу же после падения безбожного режима.
Вместе с тем, в наши дни мы столкнулись с не менее серьезной проблемой, заключающейся в стремлении различных сил сузить понимание Ислама, ограничить его лишь совокупностью обрядов никак не связанных с общественной жизнью. Подобное прочтение Ислама дает искаженное и неполноценное представление об этой религии, в действительности содержащей в себе весь спектр законов, направленных на решение проблем, как индивида, так и общества и государства. Поэтому, совершенно очевидной, признанной авторитетнейшими учеными прошлого и настоящего, в том числе и имамом Ханафи, последователями правовой школы которого считаются крымские татары, является мысль о необходимости существования Халифата, как гаранта претворения исламских законов.
Появившись, сравнительно недавно, тема Халифата заняла довольно прочное место в информационном пространстве всего мира и в частности Украины и Крыма, и продолжает вызывать неоднозначные оценки, в том числе и в среде крымскотатарской общественности. Проект Халифата называют «утопией», «мифом» и т.д., а носителей этой идеи – «сектантами», «раскольниками» и «экстремистами». В целом, сама мысль о Халифате представляется как иноземная и чуждая для крымских татар.
Исламские источники, в первую очередь Коран и Сунна Посланника Аллах, да благословить его Аллах и приветствует, содержат внушительный объем текстов, обосновывающих правомочность Халифата, оперируя которыми можно было бы уже давно расставить все точки над i. Но, к сожалению, такая аргументация не приемлема для противников Халифата. Но, как говорят, с истиной не поспоришь, тем более, если она подкреплена конкретными архивными материалами.
25 июня 2011 года мусульманская община «Давет» презентовала уникальный документ «Халифеге бият хакъкъында топлангъан имзалар», датируемый 1923 годом.
Важно отметить, что это без преувеличения историческое событие произошло в первые годы становления советской власти, когда механизм репрессий еще не был запущен, а царский режим был низвергнут. При первой же возможности мусульмане Крыма без колебаний проявили приверженность своей религии.
Обнародование этого документа становится чрезвычайно актуальным, особенно в свете постоянных и совсем не объективных разговоров на тему Халифата, поскольку вскрывает неизвестный пласт в новой истории нашего народа и побуждает сделать все-таки адекватные выводы относительно приемлемости идеи Халифата для крымских татар.