vybory

Ни для кого не секрет, что в период предвыборной кампании все мы с вами превращаемся в магическое слово «электорат», который становится подопытным кроликом умелых манипуляторов. Поток информации, обрушиваемой с медиапространства, имеет одну цель – затащить потенциального избирателя на избирательный участок и поставить «птичку в нужном квадратике». Эти потоки информации подобны разноцветным грязевым потокам – так что «не вымазаться» не получается. «Политика – грязное дело!» – скажете вы, – и, в подобной реальности, будете абсолютно правы. В этих манипуляциях крымскотатарская политическая элита, не в обиду будет сказано, отнюдь не выглядит «святошами»...

Настоящий мужчина состоит из «мужа» и «чина»?

Сегодня представители некогда государствообразующей нации, призванные отстаивать интересы своего народа, всю свою деятельность свели к торговле с государством за чиновничьи портфели, а народ сделали предметом этой торговли. Горе в том, что нынешнее руководство Милли Меджлиса (далее буду называть Меджлис – автор) возомнило себя не представительным органом, а неким диктаторским правительством по отношению к своему народу. И любой человек или организация из народа, несогласная с его политикой, пытающиеся критиковать, либо требовать с него отчет (что является неотъемлемой догмой Ислама) – объявляется врагами народа или предателями и очерняется всеми подконтрольными СМИ. Все это оправдывается заботами о сохранении ценностей народа, единства и т.п. По сути, если подняться над реальностью и проанализировать процесс создания иммунитета ко всему, что противоречит политике Меджлиса – увидим, что вся эта концепция «единства любой ценой» нужна только для одной цели – проголосовать за выбранного кандидата или за выгодную политическую силу (как говорят: «бирлигимизни корсетейик»)[1]. Опять же, для чего? – Для того, чтобы наши представители были пригреты в мягких чиновничьих креслах?! (загляните в себя, ведь ответ кроется в вашем подсознании! – автор).

Есть ли ностальгия по патриотизму девяностых?

Любой народ, рассчитывающий на эффективный результат в достижении каких-то задач, нуждается в консолидации. Факторы, обеспечивающие единство, могут быть временными и постоянными, внешними и внутренними, мыслительными и чувственными. В случае с моим народом сильным объединяющим фактором была идея (мечта) возвращения на родину предков. Я, к сожалению, знаю лишь по рассказам о временах, когда приходилось «ныкаться» по подвалам для конспиративных собраний и изготовления листовок на печатных машинках из-за преследования со стороны КГБ. Но я хорошо помню, какие преграды и лишения преодолевал народ в начале девяностых! Моя семья была из тех «робинзонов», которые жили в крохотной времянке на самостроях, без элементарных человеческих условий. И даже размякшая грязь, в которой утопали наши сапоги, тогда казалась такой родной. Даже некоторые шутили, что крымская земля так прилипает, потому что соскучилась по крымским татарам... Готовы ли сегодня мы преодолеть такие же препятствия на пути возрождения народа? Думаю, что большинство укажет, что нет. Поскольку нет уже тех движущих факторов, того источника энтузиазма, бьющего из мечты, выношенной поколениями живущих в ссылке. Консолидирующим фактором тогда выступали чувства патриотизма, связанные со стремлением возвратиться на родину изгнанных предков. Однако, с процессом возвращения и обустройства народа патриотический фактор ослабевал, а народ все более стал походить на марафонца, который пришел к финишу и бежал еще какое-то время по инерции. Как это ни странно, самые значительные достижения в процессе возвращения и обустройства были достигнуты тогда, когда в чиновничьих креслах из представителей народа никто не сидел.

Шло время, патриотический фактор сильно ослабел, нужны были новые объединяющие факторы...

Основа политики контролируемого противостояния.

Являясь единственной проукраинской силой в Крыму, крымские татары удачно вписались в роль противовеса пророссийским силам. До недавнего времени это обоюдовыгодное противостояние являлось основой крымской политики. Периодически националистически-патриотические чувства умело позволяли раскачивать напряженность в славяно-татарском противостоянии до, казалось бы, необратимых последствий. Но всякий раз разожженный конфликт удавалось гидам народа «искусно» погасить. Тем самым, доказав, что они контролируют ситуацию, заслуживали поддержку народа, благосклонность Киева и успокоение грантодателей. Красный рай, Феодосия, погромы Верховного совета АРК, Судак, «Коттон клаб» – список таких дел можно продолжать – во всех этих противостояниях успешно реализовывалась политика контролируемого противостояния. В эпоху Кучмы в 1999г. шантаж массовыми беспорядками позволил легализоваться Меджлису путем вхождения полным составом в Совет представителей при президенте Украины[2]. Иногда государство само использовало крымско-татарский инструмент для открытия дороги киевским «бурильным» прокурорским проверкам, что позволяло Киеву расправиться с осмелевшим пророссийским админресурсом.

Ислам в качестве инструмента в неисламской политике.

Ислам был народообразующим фактором для племен, населявших крымский полуостров. По сей день мы различаем группы степных, прибрежных и предгорных крымцев, говорящих на разных диалектах, что не мешает им быть одним мусульманским народом.

Крымские татары – часть полуторамиллиардной исламской уммы. И стремительная общемировая тенденция исламизации, наблюдаемая в ней – находит отражение и у нас. Параллельно идет процесс противодействия со стороны немусульман и нарастание исламофобии. Орудием в этом противодействии не всегда осознанно являются, так называемые, умеренные, или традиционные, мусульмане. Эти два термина обозначены немусульманами так: традиционные – пытающиеся сохранить Ислам на уровне выхолощенных традиций, удачно вписывающихся в секулярно-демократическую модель, подобно любой неисламской нравственно-обрядовой концепции; умеренные – отводящие Исламу большую роль, чем просто традиция (используется в исламских странах) и характеризующиеся тем, что с ними якобы можно всегда договориться – в отличие от радикальных. По большому счету, подобная дихотомия не имеет строгих установок и каждый, по-своему интерпретируя, использует ее в своих интересах. Например, тому же «Хамасу» США вешает ярлык «радикальный», а Россия приветствует победу этого движения на выборах. Или, например, Хизб-ут-Тахрир в России считается террористической организацией, а в Индонезии проводит 100-тысячные конференции.

В нашем случае Меджлис и его духовное крыло ДУМК – как раз те самые защитники «традиционного» ислама – однако они не прочь использовать религию в качестве инструмента для достижения своих политических целей. Так, ровно три года назад в Крымскотатарском театре М. Джемилев, обращаясь к специально собранным по случаю предвыборной агитации религиозным деятелям (имамам и председателям общин), призвал их агитировать за блок НУНС: «Ющенко много сделал для нашего народа. Мы идем вместе в его блоке. Я по-любому прохожу, т. к. пятый в списке, а Чубарова куда-нибудь пристроим» – отметил он. Показательным явился ответ на вопрос из зала о том, почему на собрании религиозных деятелей никто не говорит о том, что реальность законотворческой деятельности парламента Украины противоречит Исламу, т.к. законодателем является Аллах и порицается участие в демократическом парламенте и содействие в выборном процессе. Реплика диссидента, когда-то помогавшего Штатам разрушать Советский Союз, осталась в прагматической плоскости, не подходящей для аудитории, привыкшей соразмерять свои действия с Кораном: «Конечно, демократия – система неверных, но что нам делать? Как мы будем двигаться без «наших» в госструктурах?». Сегодня, как и три года назад, Ислам, в качестве инструмента, применяется Меджлисом на все сто.

Антиисламская пропаганда – трамплин во власть?

Антиисламские страшилки рисовали все, кому не лень – от Грача до Тягнибока. Самый живописный художественный сюжет был презентован в прошлом году...

Почва для исламофобии и преследования мусульман давно готовилась крымскотатарской политической элитой. Неоднократно на протяжении доброго десятка лет представители Меджлиса обращались к государству с просьбой запретить деятельность некоторых исламских организаций в Крыму. Одно из последних таких обращений было озвучено в июле 2009 г. на встрече глав церквей с леди-Ю. Отмеченный Виктором Андреевичем за особые заслуги перед отечеством, муфтий ДУМК Э. Аблаев (выбранный назначенными им самим имамами) – пожаловался, что у крымских мусульман две проблемы: Соборная мечеть и исламские радикалы. Дескать, помогите – мы отплатим верностью[3]. Кроме того, на протяжении всех этих лет со стороны групп людей, подогреваемых политикой Меджлиса, был осуществлен ряд провокаций против сторонников Хизб-ут-Тахрир в мечетях Крыма, целью которых было связывание этой организации с насилием. Хотя ни на одну из провокаций не было ожидаемой реакции в виде потасовки или драки – это не мешало силам, стоящим за провокаторами, выдавать желаемое за действительное.

В эпоху правления помаранчевых срастание Меджлиса с властью и услуги последней по ублажению Меджлиса были особенно заметны. Так, респектом от Ющенко Меджлису можно назвать громкое заявление пресслужбы СБУ 12 мая прошлого года, озвученное накануне Всемирного Конгресса крымских татар – «О предотвращении образования террористической ячейки Хизб-ут-Тахрир впервые на территории Украины»[4]. После бурного обсуждения нелепых высказываний пресслужбы, главе СБУ Наливайченко пришлось оправдываться: «... вже у самому кінці з’ясували, що це представники «Хізб-ут-Тахрір», то ми, знаючи що цей рух давно існує в Криму і займається незабороненою діяльністю, зреагували не у кримінальний спосіб»[5].

Другой такой услугой помаранчевых явились выкладки прошлогоднего майского номера журнала «Національна безпека та оборона»[6] , свидетельствующие о провале интеграции крымских татар в украинское общество по причине исламизации, о том, что «оппонент Меджлиса» – Хизб-ут-Тахрир – несет угрозу территориальной целостности Украины. Для обоснования своих выводов они представили не отвечающий реалиям (откровенно говоря, заказной) соцопрос, проведенный в крымскотатарской среде, где разделяющих «радикальные исламистские» взгляды оказалась добрая половина респондентов, причем все они не считали себя частью украинской нации.

Юля тоже сдержала обещание, в ее руках оказалось более убойное оружие, чем пугач Ющенко. На держащего «нос по ветру» «нунсовца» – «грозу всех бандитов» Москаля возлагался, в числе прочих пиар-поручений, новый сценарий – при удачной реализации которого была бы обоюдная польза для «принцессы, мечтающей стать королевой» и для «фаворитов» Меджлиса, на тот момент предавших своего «короля». Присланный «разборщик», удачно совмещая кресла нардепа и замминистра МВД – заготовил законопроект для запуска репрессивной машины против мусульман и тут же раздобыл поводы для подкрепления мифа о терроризме.

Первыми под удар пошли постящиеся мусульмане[7], которых нагло оболгали в заявлении МВД[8] (теперь село Журавки Кировского района стало известно не только происхождением «травки-журавки»[9], выращиваемой на обширный плантациях местными наркофермерами).

Пригодились и пойманные охотниками в лесу террористы-«похитители коров»[10] . В это время разразился скандал с педофилами-бютовцами, который срочно нужно было как-то затушить. Тогда приехал сам Луценко, чтобы озвучить новый миф о предотвращении покушения на легендарного Мустафу-ага со стороны исламских террористов[11]. На живой дискуссии по этому поводу на «Пятом канале» эксперт-востоковед И.Семиволос неподдельно смеялся: «...из мухи был раздут слон, все на фоне этого слона сфотографировались с ружьями, что они завалили этого слона. И теперь на наших глазах этот слон снова сдувается в муху[12]».

В эту пору родилось дело о запрете мусульманской общины «Давет»[13], в ходе которого экс-функционер компартии Малиборский «выдал своих заказчиков» (Москаля, Меджлис и ДУМК), за что, видимо, и поплатился креслом[14].

Все эти мытарства не оправдали надежд сценаристов, однако оставили настороженную почву для исламофобских настроений в украинском обществе...

Переориентация на «внутреннего врага», или «бей своих, чтобы чужие боялись».

Совсем недавно был запущен показательный сценарий в славяно-татарском противостоянии, который был вызван убийством славянского мальчика в Джанкое. Расчищавшие в свое время дорогу Януковичу «Русский блок» и Ко, не выражающие своего восторга дележом пирога власти (рассчитывали-то побольше откусить!) – «перекрасили» несчастный случай в спланированное ритуальное убийство и принялись его раскачивать. Меджлис тогда не решился на открытое противостояние с окрыленными пророссийскими силами, но вместе с тем, перевел стрелки противостояния из межнациональной в межконфессиональную плоскость. В то время как Чубаров, как мог, пытался «замять» раздутый скандал[15], – Джемилев связал умалишенного убийцу с Хизб-ут-Тахрир[16] . Что означает этот ход? Это означает, что Меджлис еще раз поднимает в свою пользу проблему исламизма и «нанизывает» ее на риторику «обделённых властью» русофилов.

В это время официальный Киев создает видимость того, что идет навстречу крымским татарам, тем самым выбивая предвыборные «фишки» у Меджлиса. Янукович сказал: Соборной мечети – быть, закон о депортированных примем, с захватами разберемся по-справедливости. С чем идти на выборы Меджлису – все «транспаранты» уже разобрали?! Ничего не остается, как показать себя во всей красе на поприще борьбы с исламскими радикалами. Задача Меджлиса – убедить власти, что существует проблема исламизма и ультимативно представить в глазах государства, что он – единственный инструмент, способный эффективно бороться с этим явлением (вот и пригодились!).

Эта идея не нова. Еще полгода назад мы слышали звуки этой «шарманки». Так, Москаль, на вопрос о взаимоотношениях власти с нынешним руководством Меджлиса, пригрозил: «Якщо їх позбудуться, це буде велика помилка. Адже радикальна мусульманська організація «Хізб-ут-Тахрір» набула там значного впливу. За моїми підрахунками, в її лавах 30 тис. молодих чоловіків продуктивного віку. Це потужна сила, і коли з нею не рахуватися, вона може зібрати 30-40 тис. людей на свою підтримку, причому не за гроші, а за ідею. Треба визнати, ця організація набагато дієвіша та впливовіша, ніж українські, які сидять на одному дивані, гризуться між собою й плачуть, що їм ніхто не допомагає»[17].

Как ни странно, лоббировать нынешнее руководство Меджлиса спешат не только политические соратники. Так, глава крымских коммунистов Леонид Грач считает, что все-таки лучше договориться с Джемилевым: «Заигрывание с мелкими организациями не даст результата. А попытка поменять руководство Меджлиса опасна, так как на место Джемилева может прийти еще более агрессивный молодняк»[18].

А пока новая власть перепахивает поле взаимоотношений с крымскими татарами. Так, президент кардинально изменил формат Совета представителей крымских татар при президенте Украины (сокращенный с 33 до 19 человек, он включает всего 8 представителей Милли Меджлиса), а Меджлис снова перешел на язык ультиматумов[19].

Вместо послесловия...

Природой опрометчивых заявлений об угрозе исламского экстремизма и терроризма является отсутствие достоверной объективной информации о процессах, происходящих во внутриисламской среде. Стереотипы и оценочные установки пиар-манипуляторов делают свое дело[20]. Мусульмане Украины – тому не исключение.

На самом деле в Украине нет угрозы исламского радикализма и терроризма. Это всего лишь миф, помогающий политикам спекулировать ради реализации своих интересов. «Есть мусульмане и нет террористов – их надо придумать!» – таков лозунг-тост вурдалаков, торгующих кровью народов. А как на это смотрит Украина?

До сегодняшнего дня государству удавалось сохранять хрупкий мир в Крыму, чего нельзя сказать о странах-соседях. «Украина – не Россия» – назвал свою стратагему Кучма в бытность президента, подчеркивая особенный подход к решению проблем в государстве (в том числе и этно-конфессиональных), несмотря на тесное добрососедство с РФ. Что предложит новая власть – предстоит увидеть!..

Возможно, провозглашенный когда-то Ющенко лозунг «единый народ, единая нация, единая религия», включающий в себя и интеграционно-ассимиляционную политику крымских татар – будет пересмотрен и мусульман оставят в покое. Вместе с тем, государству стоит всерьез рассмотреть проблему взрывоопасной политики стравливания на межнациональной и межконфессиональной почве для «выторговывания у власти места под солнцем». Сегодня, пусть для кого-то это странно звучит, именно Хизб-ут-Тахрир выступает против этой прижившейся под крымским солнцем политики и, не поддаваясь провокациям, выполняет роль буфера этно-конфессиональных отношений в Крыму.

Руслан Рамазанов
Председатель мусульманской общины «Давет».


1 – «покажем свое единство» в переводе.
2 – http://video.oboz.ua/movie.php?aWQ9Mzc0NzYmdnQ9MA==
3 – Тимошенко пообещала посодействовать в решении проблем крымских мусульман http://www.qha.com.ua/haber.php?id=50773)
4 – http://vozrojdenie.crimea.ua/global-policys/global-policy/161-zajavlenie-hizb-ut-tahrir-ukraina
5 – http://www.radiosvoboda.org/Content/Article/1744007.html
6 – «Національна безпека та оборона», №5, 2009, http://www.razumkov.org.ua/ukr/journal.php?y=2009&cat=145
7 – http://www.youtube.com/watch?v=A8FPLdfJ4A0
8 – http://vozrojdenie.crimea.ua/region/345-zayavleniye-hizba-v-ukraine.html
9 – http://korrespondent.net/ukraine/events/968890
10 – http://1k.com.ua/295/details/6/3
11 – ««Аль-Каида» против педофилов», «Киевский телеграф» №44. http://telegrafua.com/494/politics/10437/
12 – http://vozrojdenie.crimea.ua/region/396-igor-semivolos.html
13 – http://vozrojdenie.crimea.ua/video-reportaj/413-ress-conference-davet.html
14 – http://vozrojdenie.crimea.ua/aktual/reskom-religiy-davet/516-sud-video.html .
15 – http://www.novoross.info/print:page,1,3060-xizb-ut-taxrir-otricaet-prinadlezhnost-dzhankojskogo-ubijcy-k-ee-ryadam-a-chubarov-sporit-s-rodivilovym.html
16 – http://palm.nr2.ru/crimea/288438.html
17 – http://www.ut.net.ua/art/165/0/3698/
18 – http://lb.ua/news/politics/2010/08/05/59757_krimskih_tatar_smenitsya.html
19 – http://www.radiosvoboda.org/archive/news/20100829/630/630.html?id=2140798
20 – http://www.youtube.com/watch?v=XPaOdhZWbMw&feature=player_embedded