Ответ. Согласно закону «О религиозных организациях» религиозная община с момента регистрации ее устава становится юридическим лицом. Хотя ее регистрация не является обязательной. Но после регистрации у нее появляются определенные возможности. Будучи юридическим лицом она вступает в гражданские отношения с другими физическими или юридическими лицами и эти отношения регулируются законодательством Украины.

Законодательство Украины гарантирует каждому гражданину в том числе и мусульманам право на свободу совести. Согласно закону мусульманине могут иметь, принимать убеждения по своему выбору и свободу единолично или вместе с другими исповедовать религию, отправлять религиозные культы, открыто выражать и свободно распространять свои религиозные убеждения. Никто не может устанавливать обязательных убеждений. Не допускается какое-либо принуждение при определении гражданином своего отношения к религии, к исповеданию.

Любое прямое или косвенное ограничение прав, установление прямых или косвенных преимуществ граждан в зависимости от их отношения к религии, равно как и разжигание связанных с этим вражды и ненависти или оскорбление чувств граждан, влекут ответственность, установленную законом.

Государство в случае если не противоречат уставные положения общины, принимает к сведению и уважает традиции и внутренние установки мусульманской общины. Не допускается установление каких либо преимуществ или ограничений мусульманской общины пред другими , как и не допускается это в отношении нее. Ну и естественно, религиозная организация обязана соблюдать требования действующего законодательства и правопорядка. Общины, как и все граждане Украины, подконтрольны органам охраны правопорядка и любая их деятельность не соответствующая закону Украины будет пресекаться.

Согласно закону Украины мусульманская община образуется с целью удовлетворения религиозных потребностей граждан исповедовать и распространять веру и действуют согласно своей иерархической и институционной структуры, выбирают, назначают и заменяют персонал согласно своими уставами (положениями). Места богослужений свободно доступные. Богослужения проводятся беспрепятственно.

В связи с вышеизложенным хотелось бы отметить сегодняшние нарушения законодательства Украины Духовным Управлением мусульман Крыма (ДУМК), в частности в отношении мусульманских общин. Первое: согласно закону религиозные организации не выполняют государственных функций. Второе: религиозная организация не должна вмешиваться в деятельность других религиозных организаций, в любой форме проповедовать вражду, нетерпимость к неверующим и верующим других вероисповеданий.

Обязанность соблюдения требований действующего законодательства и правопорядка ни как не обходит и ДУМК (в простонародье – муфтият).

В соответствии с законодательством религиозные общины имеют достаточно много прав, чтобы осуществлять свою деятельность, однако эти права у них ограничиваются изменениями, внесенными со стороны ДУМК. Например, десять общин могут учредить муфтият, которому согласно уставу, они будут канонически подчинятся. Так вот это слово « канонически» пытаются употребить в смысле полного подчинения муфтию во всех делах, помимо религиозных. Получается что не общины учреждают муфтият, а наоборот, муфтият учреждает общины.

С точки зрения Ислама картина еще более усугубляется следующим положением: согласно Шариату тот, кто разъясняет закон Аллаха лицу, просящему фетву, является «муфтием». Таким образом общины учреждают человека к которому будут обращаться за фетвой и канонически подчинятся шариатскому закону. Например, обратился кто-либо в муфтият с вопросом относительно начала месяца Рамадан по мазхабу Ханафи – муфтий обязан дать фетву: «согласно мазхабу Ханафи, основываясь на таких-то аятах или на таких-то хадисах, т.е. шариатских доказательствах, начало месяца определяется видением луны и оповещается выстрелом пушки, как это было в средние века или всеми доступными средствами информации как это возможно при современных благах цивилизации по аналогии».

Скверно то, что вопреки Шариату от мусульманских общин требуется выполнение того, что противоречит положениям Ислама. Ни о каком каноническом подчинении естественно и речи не идет, а есть самое настоящее принудительное подчинение.

Ведь общины не учреждают над собой некоего начальника, который вмешивается в дела общины, порой в очень грубой форме. К тому же право общины избирать как самого муфтия, так и имамов в своих мечетях, а не наоборот.

Сегодня Муфтият (ДУМК) закрывает мечети и не дает мусульманам удовлетворять свои потребности согласно законам Ислама. Понятно, что раньше юридическим аспектам этих отношений ни кто внимания не придавал. Но сегодня реальность уже изменилась. Факты избиения мусульман во всех концах Крыма известны и практически во всех присутствует момент мотивации нападения высказываниями представителей Муфтията или Меджлиса. Теперь все должно быть по-другому.