17 мая 2009 года, в кинотеатре санатория «Славутич», города Алушта, состоялась первая региональная конференция, приуроченная к трагической дате в истории крымскотатарского народа – 18 мая 1944 года. В этот день, коммунистический режим Советского Союза, продолжая геноцид, начатый Российской империей, депортировал с территории Крыма весь крымскотатарский народ.
Конференция, организованная религиозной общиной «Алушта», собрала более 220 участников.
Конференцию открыл председатель религиозной общины «Алушта», Аширов Юсуф Сервер огълу.
Приветствуя участников конференции, Юсуф агъа сказал, что эта конференция проводится в преддверии трагической даты в истории крымскотатарского народа, депортированного 65-ть лет назад со своей родины.
Юсуф агъа подчеркнул, что последствия геноцида поставили ряд проблем перед нашим народом и сегодня их необходимо решать. Основными проблемами, стоящими перед нашим народом являются следующие:
1. Забвение и подмена нашей истории.
2. Насаждение чуждых нашей культуре взглядов и ценностей.
3. Попытки представить нашу религию как пережиток прошлого.
«Стремясь к довольству Аллаха, религиозная община «Алушта» открывает эту конференцию», - закончил свою приветственную речь Юсуф агъа.
(полный текст вступительной речи)
Конференцию продолжил Аминов Сейдали Сеид Амин огълы чтением суры Священного Корана «Ар-Рахман».
После этого был заслушан первый доклад подготовленный имамом мечети г. Ялта, Бахтияром-эфенди, на тему «Исторические вехи в истории крымских татар». В докладе были раскрыты исторические события в жизни крымскотатарского народа.
«Даты, которые мы называем темными - это раны горечи, бедствия и унижения, на теле нашего народа, являющегося частью великой исламской уммы Пророка Мухаммада (с.а.с)», - начал свой доклад Бахтияр-эфенди, призывая людей проанализировать исторические уроки и сделать соответствующие выводы.
Докладчик открывает перед нами страницы истории, когда под сенью Ислама начинает формироваться новый народ. «Образование крымскотатарского народа как этноса и неделимой целостной нации восходит к эпохе распространения Ислама… », - говорит Бахтияр-эфенди.
С каждым словом докладчик рисует нам картину, как разрозненные племена Крымского полуострова объединились, приняв Ислам. Народы Крыма оставили все свои распри, междоусобные войны, религии, обычаи и все, что противоречит Исламу.
«В 1466 году Менгли Герай становиться новым ханом, и заявляет о желании войти в состав Османского халифата», - продолжает Бахтияр-эфенди, рассказывая о том, как с этого момента мусульмане Крымского вилаята становятся активными участникам в политической и общественной жизни Халифата.
Крым становится местом, где чувствуют себя свободно и защищено люди разных конфессий, обретя покровительство исламского государства. «Вот что говорили евпаторийские греки на предложение выйти из Крыма: «Мы его светлостью ханом и отчизной своей довольны; от предков своих платим дань своему государю, и хоть саблями нас рубить будут, но мы все-таки никуда не уйдем», - говорится в докладе.
Переворачивая эти славные страницы истории, докладчик подводит нас к началу черной полосы в истории народа.
«Середина 18 века - это новый период, в котором Крымское ханство, из-за упущений в претворении Ислама, теряет влияние над Россией», - продолжает Бахтияр-эфенди. С этого момента начинается череда политических и военных поражений Халифата, которые привели к тому, что произошел «Захват Крымского ханства Российской империей» который «открыл новую трагическую страницу в истории крымскотатарского народа».
В докладе рассказывается о тех кровавых и трагических столетиях, венцом которых стал 1944 год, когда «…по жесткому приказу Сталина: «…выселить с территории Крыма всех татар и поселить их на постоянное жительство в качестве спецпоселенцев в районах Узбекской ССР. Выселение возложить на НКВД СССР. Обязать НКВД СССР (т. Берия) выселение крымских татар закончить к 1 июня 1944 г.» сотни тысяч мусульман были выселены со своих домов и отправлены на чужбину.
История мусульман Крыма – крымских татар, состоит из радостных и светлых событий, но они стерлись в памяти людей за годы унижений и депортации, которые начались в далеком 18 веке, а последствия не оставляют нас до сих пор.
«Все эти события прошлого и настоящего, являются для нас уроками жизни, показывая нам то, что делает Аллах с мусульманами, когда они отворачиваются от того что Он им приказал:
وَمَنْ أَعْرَضَ عَنْ ذِكْرِي فَإِنَّ لَهُ مَعِيشَةً ضَنْكًا وَنَحْشُرُهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ أَعْمَى
А кто отвернется от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь, а в День воскресения Мы воскресим его слепым» (20:124).».
Этим аятом Корана закончил свой доклад Бахтияр – эфенди.
(полный текст доклада)
Следующим был заслушан доклад на тему «Культура крымских татар», зачитанный имамом мечети г. Алушта, Эльвином-эфенди.
«18 мая 1944 года нас оторвали не только от нашей земли, но и от его культуры, что стало очередным ударом по крымскотатарскому народу…», - начал свой доклад Эльвин-эфенди, показывая культуру, как «комплекс понятий о жизни, из которой вытекают наши традиции и обычаи». Жизнь мусульман Крыма - крымских татар, строилась в соответствии с тем, что «Люди из страха перед Аллахом не совершают харам (запретное). Из любви к Аллаху и Посланнику (с.а.с.) совершают благородные поступки. Этому учит Ислам».
Идейные ценности Ислама вели народ по пути развития, пока не был потерян исламский фундамент. «Наш упадок и отход от своей культуры начался задолго до 18-го мая 1944 года», - говорит докладчик. Мы становимся свидетелями того, как у народа меняются ценности и взгляд на жизнь. Планомерно и целенаправленно в умы мусульман были внесены чуждые понятия, не соответствующие нашей культуре. «Враги Ислама и крымскотатарского народа всегда старались нас отдалить от нашей самобытности и применяли для этого довольно хитрые приемы как волки облачившись в овечьи шкуры под предлогом развития и подъема народа предлагали фактически оставить свое и заимствовать у запада или России, тем самым нанося очередной удар по нашей культуре», - продолжает Эльвин-эфенди. Докладчик привел примеры того, как одни понятия подменяются другими и как происходила умышленная потасовка фактов. Нам заменили письменность, сделав очередной шаг по отдалению мусульман от Ислама, от Священного Корана. «Многие знают факт перехода от одной графики к другой, но многие не задумываются, чем обусловлен такой переход». Примеры агрессии против нашей культуры показываются во всем, в самых обычных делах, которые окружают нашу жизнь и, как следствие, - отдаление от религии Аллаха.
«Будьте внимательны, не будьте равнодушны к судьбе нашего народа, у нас великое прошлое и ИншаАллах великое будущее. Да, сегодня, мы не в лучшем положении перед Аллахом. Мы во многом утратили свет Его руководства, но если не мы ответим на данный призыв возродиться на основе Ислама, то кто ответит Аллаху и его Посланнику?
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اسْتَجِيبُوا لِلَّهِ وَلِلرَّسُولِ إِذَا دَعَاكُمْ لِمَا يُحْيِيكُمْ وَاعْلَمُوا أَنَّ
О те, которые уверовали! Отвечайте Аллаху и Посланнику, когда он призывает вас к тому, что дарует вам жизнь (8:24)»,-
Этими аятами священного Корана Эльвин-эфенди закончил свой доклад.
(полный текст доклада)
«Основная проблема крымских татар и перспектива будущего», под таким названием был зачитан следующий доклад Муслимом Нури огълу. В докладе раскрывалась проблема крымских татар, которые под прессингом бытовых проблем перестали интересоваться положением народа. История переселения из мест депортации на историческую родину еще свежа в памяти крымских татар и «…нам необходимо в очередной раз переосмыслить то положение, в котором мы находимся сегодня, извлечь уроки из прошлого и прийти к единому взгляду, относительно будущего нашего народа…», - говорилось в докладе.
«Естественно, оказавшись во враждебно настроенной среде, внутреннее состояние народа инстинктивно требовало взаимной поддержки, в результате чего, в народе ощущалось сплоченность. Эта сплоченность сильно воздействовала на окружающих и в первую очередь на власть. Благодаря этой сплоченности народ, за первые 2-3 года, вопреки противостоянию властей, достиг больших результатов, нежели за последние 15 лет».
Проблема, которую поднимает докладчик, это необходимость переживать за будущее своего народа, т.к. нельзя безучастно оставаться в стороне. И решение лежит в критическом анализе всех вариантов, для того, чтобы найти то, единственно правильное решение, позволяющее объединить народ.
«Самым удивительным является то, что основу для объединения народа нам не нужно придумывать или заимствовать у кого-то, нам просто надо её возродить из нашего наследия!», - говорит Муслим Нури огълу.Наша история хранит факты того, как «из разрозненных племен, заселявших Крым, образовалась единая нация, занявшая свое достойное место среди других народов. Тогда мы действительно были хозяевами своей земли и управляли делами людей по законам Ислама».
В своем докладе, Муслим Нури огълу отмечает следующий моменты: «…и поистине Ислам способен повторить это в наши дни. Это возможно осуществить, если мы сможем преодолеть два препятствия. Первое – это мыслительное препятствие, а второе это – практическое препятствие».
Докладчик приводит примеры, помогающими увидеть суть проблемы и пути ее решения.
В завершение Муслим Нури огълу сказал: «Все наши жизненные проблемы, решаемые только через призму «ХАРАМ» и «ХАЛЯЛ» ведут нас к довольствию Аллаха и его награде, а это и есть наше истинное и нетленное имуществом, с которым мы все отправимся к Аллаху в свой час и в свое время».
Пусть же убережет нас Аллах от обмана и ухищрений врагов и укрепит нашу веру и пусть поможет нашему народу вместе с мусульманами всего мира вернуться к былому единству и могуществу, посредством исламской религии! АМИНЬ!»
(полный текст доклада)
Интервью участников конференции