«Вечная невеста» 2.0Отношения Украины с Евросоюзом в вопросе евроинтеграции приближаются к своей решительной фазе. Подписание соглашения об ассоциации, ключевым элементом которого станет зона свободной торговли (ЗСТ), намечено на декабрь 2011 года. Ответственные лица Украины неустанно твердят о пользе для страны и ее граждан реализации данного соглашения. Однако существуют иные аспекты этого вопроса, ставящие под сомнение осуществимость и целесообразность евроустремлений Украины.

В экономическом смысле все это выглядит, конечно же, привлекательным: зона свободной торговли открывает большие перспективы освоения европейских рынков, облегчение визового режима предполагает более свободное передвижение по территории ЕС, что позволит украинцам попасть на рынки труда Европы и пополнить казну страны примерно на 8 млрд $. В свою очередь и Европа не скрывает своих интересов в Украине, рассматривая ее как важный рынок, и это ни для кого не секрет. Поэтому, как говорят, «бизнес, и ничего лишнего». Еще более откровенно высказался по этому поводу руководитель представительства немецкого Фонда К. Аденауэра в Украине Нико Ланге: «И я не понимаю негативных оценок, которые иногда звучат в Украине – мол, они в нас видят только рынок. А что вы хотите, чтобы ЕС в вас видел? Дружбу, любовь?! Рынок – это же хорошо! Это реальный интерес! На этом можно многое строить, многое развивать».

Ясно так же то, что, равно как и любой бизнесмен при сделке, ЕС желает иметь дело с прогнозируемым партнером. Поэтому вся риторика о необходимости поддерживать определенные стандарты в области демократии и невозможности интегрироваться в ЕС, без соблюдения действующих внутри него стандартов, на поверку оказывается банальным стремлением минимизировать возможные риски.

Другими словами «у нас» все должно быть как «у них», только в этом случае Европа «осчастливит» Украину принятием в свою семью, положение дел в которой, по определению, не должно вызывать никаких нареканий. Но события последнего времени заставляют сделать прямо противоположные выводы.

К примеру, нынешнее отношение европейцев к мигрантам наглядно демонстрирует качественные изменения их взглядов на демократические свободы. Решением демографической проблемы, кстати сказать, порожденной европейскими правилами жизни, было предоставление гражданам «третьего мира» возможности мигрировать в Европу, «обитель свободомыслия» и всего такого… В действительности же оказалось, что европейцы, так много разглагольствующие о «правах и свободах», продемонстрировали свою неспособность адекватно воспринимать людей с другими ценностями. Такие явления как национализм, исламофобия, запрет на ношение мусульманской одежды и т.д. свидетельство того, что западная мысль сама себя изживает, отказываясь от своих основополагающих принципов.

Такая же, далеко не оптимистичная картина и в других сферах жизни европейцев. Поэтому, будучи скорее «пациентом», чем «специалистом», Евросоюз не может и не должен во всем быть ориентиром для Украины.

Другой, более реальный, судя по последним событиям, сценарий не предполагает, во всяком случае, в ближайшей перспективе, вхождения Украины в ЕС, поскольку формат будущего соглашения об ассоциации не предоставляет перспективы членства в Европейском союзе. Например, подобного рода договора заключены с такими странами как Марокко, Тунис, Алжир, Египет, Иордания, Израиль. Понятно, что они никогда не станут членами ЕС.

Так же камнем преткновения в вопросе евроинтеграции стал суд над Ю.Тимошенко. Не смотря на многочисленные месседжи украинской власти от европейских политиков о том, что неблагоприятный исход процесса серьезно усложнит реализацию евроустремлений, 11 октября суд все же приговорил Юлию Тимошенко к 7 годам тюремного заключения за превышение служебных полномочий при подписании газовых договоренностей с Россией в начале 2009 года. Реакция со стороны ЕС была предсказуемо жесткой. Были даже высказаны мнения о нежелании видеть Украину в Европе, но о полном замораживании переговоров речь пока не идет. Возможно, Евросоюз готовит для Украины роль «вечной невесты» 2.0, наподобие Турции.

Помимо коммерческих причин, у ЕС есть геополитический интерес держать Украину «при себе» – подальше от российских вожделений. Кстати, вполне возможно, что вектор на Россию может стать внешнеполитическим приоритетом Украины. Даже складывается впечатление, что власти Украины намеренно ввязались в этот заведомо провальный проект евроинтеграции, чтобы использовать отказ как повод для разворота в сторону России.

С кем быть? К кому пойти? Куда податься? Это вопросы, возникающие у руководства страны, удел которой быть всегда зависимой. У Украины есть достаточный потенциал и ресурсы, правильное использование которых исключит необходимость поиска ответов на эти вопросы …ну, во всяком случае, в обозримом будущем.

 

А. Селяметов