В наше время очень остро стоит вопрос заработка денег! И зачастую он отодвигает на второй план другие не менее важные дела, такие как: призыв, забота о семье, воспитание детей и др. Так как мы иншаАллах являемся носителями призыва, я хотел бы затронуть тему призыва, т.е. что же нам делать, когда сталкиваются два фарда, призыв и приобретение рызка. А для того, чтобы разобраться нам нужно для начала вспомнить, что такое рызк.
Преобладающей в обществе мыслью является то, что доход, прибыль, заработок зависит от нас самих, от усилий прилагаемых самими людьми. Многие думают, что работник, который получает определенную плату за свой труд и старание, является тем, кто дал себе этот удел. Когда он прилагает какие-то усилия чтобы увеличить свою заработную плату, считается, что он сам наделил себя этой надбавкой. Люди полагают, что занимаясь каким-то делом и получая с этого выгоду – они сами дают себе этот удел.
Неясное понимание этого вопроса ощутимо влияет на поступки людей. Многие, желая увеличить свой удел, стать обеспеченными или состоятельными, находят решение в непомерном труде, работают на нескольких работах. Но самое главное – жертвуя для этого силами и временем, отнятым от не менее обязательного, такого как семья, опека родителей, молитва, пост, общественная деятельность, получение знаний – человек терпит убыток по Жизни в целом. А некоторые даже нарушают рамки приличия, дозволенного, законного…
На самом же деле те условия, в которых к нам приходит удел – это просто положения, а не причины удела. Если бы эти положения были причинами Рызка, то Удел всегда бы приходил в этих условиях, и это никогда не нарушалось бы. Однако в реальности мы видим, что это не так. Иногда вроде бы положения для приобретения удела имеют место, но при этом мы ничего не приобретаем, а порой средства и достаток приходят из «ниоткуда». Например, земледелец в этом году приложил столько же усилий, сколько и в прошлом, вложил больше денег и рассчитывал получить большую прибыль! Но по воле Аллаха произошло наводнение, что очень часто сейчас происходит во всём мире, и весь урожай погиб. В этой ситуации было положение, при котором приобретается рызк, а именно труд земледельца, но рызк не был приобретён, поскольку земледелец не получил прибыли, а наоборот потерпел убыток. Или же человек ремонтируя свой старый дом, вдруг находит под старыми, прогнившими половыми досками шкатулку с драгоценностями. Если обстоятельства, которые образовывает человек, были бы причиной рызка, то без них не было бы и рызка, и он был бы тогда, когда они имеются. Но реальность показывает обратное и следовательно, они являются только лишь положениями, а не причинами.
Более того, положения, в которых мы приобретаем свой удел, нельзя считать причинами удела, ибо это противоречит Корану. Поэтому истина, которую должен признавать каждый мусульманин – это то, что рызк исходит от Аллаха, а не от человека или чего-то другого. И подтвеждение этому есть во многих аятах Корана.
Аллах субхана ва тааля в суре «Аль исра» сказал:
إِنَّ رَبَّكَ يَبْسُطُ الرِّزْقَ لِمَنْ يَشَاءُ وَيَقْدِرُ إِنَّهُ كَانَ بِعِبَادِهِ خَبِيرًا بَصِيرًا
«Воистину, твой Господь увеличивает или ограничивает удел тому, кому пожелает. Он видит и знает Cвоих рабов» (Аль исра:30).
Всевышний в суре «Совет» также сказал:
يَبْسُطُ الرِّزْقَ لِمَنْ يَشَاءُ وَيَقْدِرُ
«Он увеличивает или ограничивает удел, кому пожелает» (Совет:12).
А также в суре «Румы»:
اللَّهُ الَّذِي خَلَقَكُمْ ثُمَّ رَزَقَكُمْ
«Аллах – Тот, Кто создал вас, а потом дал вам рызк» (Румы:40).
Эти и множество других аятов, имеющих категоричный источник и указание, передают всего лишь одно единственное значение, которое не приемлет какие-то толкования. Этим значением является то, что Удел исходит от одного лишь Аллаха и ни от кого больше, а также то, что Раззак (дающий удел) – это Аллах, и Рызк в руках одного лишь Аллаха.
Подтверждение этому также есть и в сунне Пророка (с.а.с), Посланник Аллаха (с.а.с) сказал: «Каждый из вас остается сорок дней в виде капли (семени) в чреве матери, и столько же остается в виде сгустка крови, и еще сорок дней остается в виде куска мяса, потом к нему посылается ангел, чтобы вдохнуть в него дух. Ему (ангелу) повелевается записать четыре вещи: его удел, жизненный срок, деяния и будет ли он счастливым или несчастливым…» (Аль-Бухари и Муслим)
Однако Аллах сделал так, что нам необходимо зарабатывать деньги. В Коране много аятов которые приказывают нам работать, зарабатывать деньги. Вот, например Карун. Карун был богатый человек, одним из богатейших людей во времена Пророка Мусы, мир ему, и, обращаясь к нему с советом, в Коране говорится:
وَابْتَغِ فِيمَا آتَاكَ اللَّهُ الدَّارَ الآخِرَةَ وَلا تَنْسَ نَصِيبَكَ مِنَ الدُّنْيَا وَأَحْسِنْ كَمَا أَحْسَنَ اللَّهُ إِلَيْكَ وَلا تَبْغِ الْفَسَادَ فِي الأرْضِ إِنَّ اللَّهَ لا يُحِبُّ الْمُفْسِدِينَ
«Посредством того, что Аллах даровал тебе, стремись к Последней обители, но не забывай о своей доле в этом мире» (28:77),
т.е. через имущество, через эти деньги ты стремись к жилью последнему, но и зарабатывай для своих нужд не забывай. Это прямой приказ Каруну и также нам, что на этом свете мы должны работать. В других аятах говорится:
هُوَ الَّذِي جَعَلَ لَكُمُ الأرْضَ ذَلُولا فَامْشُوا فِي مَنَاكِبِهَا وَكُلُوا مِنْ رِزْقِهِ وَإِلَيْهِ النُّشُورُ
«Он – Тот, Кто сделал для вас землю покорной. Ступайте же по свету и вкушайте из Его удела, и к Нему вы явитесь после воскрешения» (67:15).
وَكُلُوا وَاشْرَبُوا وَلا تُسْرِفُوا
«Ешьте и пейте, но не расточительствуйте» (7:31).
И другие аяты которые побуждают нас зарабатывать, работать и добывать для себя деньги и имущество.
Но помимо приобретения рызка Аллах (с.в.т) возложил на нас и другие обязанности. И одной из основных является призыв к Исламу.
Призыв – это наипочетнейшая и самая тяжелая задача. Поистине это миссия пророков. Это задача очищения сознания людей от заблудших идей и сомнительных направлений, а также освобождение душ от капризов и господства страстей. Это задача выведения людей, посредством веры в Аллаха и Его руководства, к славе и почету. Это задача построения всей жизни на основе поклонения единому Аллаху, и на искреннем соблюдении Его религии. Это миссия нашего Пророка и Посланника Мухаммада (с.а.с), которая вывела для человечества наилучшую умму и идеальные личности благородных сподвижников, которые воздвигли праведное правление «Халифат» по методу Пророка (с.а.с) которыми был доволен Аллах и они довольны Им. Сегодня эта задача является наследством, оставленным нам Посланником (с.а.с), с тем, чтобы мы снова осуществили ее путем установления праведного Халифата по методу Пророка, и тем самым достигли довольства Аллаха.
Всевышний в Коране говорит:
وَمَنْ أَحْسَنُ قَوْلا مِمَّنْ دَعَا إِلَى اللَّهِ وَعَمِلَ صَالِحًا وَقَالَ إِنَّنِي مِنَ الْمُسْلِمِينَ
«Чья речь прекраснее, чем речь того, кто призывает к Аллаху, поступает праведно и говорит: «Воистину, я – один из мусульман»?» (41:33).
А также слова Пророка (с.а.с): «Те люди, среди которых совершали не угодные Аллаху дела, и которые, имея возможность приложить усилия для изменения мункар, не приложили усилий положенных – все они будут наказаны Аллахом».
Так что же нам делать?! Как быть?! Как расставить приоритеты?!
Ответ кроется в следующих словах Всевышнего Аллаха:
وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالإنْسَ إِلا لِيَعْبُدُونِ
«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (51:56).
То есть смыслом нашей жизни является достижение довольства Аллаха (с.в.т). Достижение высшей степени перед Всевышним – жертвованием на пути Аллаха своими делами, имуществом, деньгами, временем! А ведь сражающиеся и усердствующие во имя Аллаха выше степенью перед Господом, чем неактивные и бездействующие мусульмане.
Так в суре «Женщины» Всевышний передаёт нам:
لا يَسْتَوِي الْقَاعِدُونَ مِنَ الْمُؤْمِنِينَ غَيْرُ أُولِي الضَّرَرِ وَالْمُجَاهِدُونَ فِي سَبِيلِ اللَّهِ بِأَمْوَالِهِمْ وَأَنْفُسِهِمْ فَضَّلَ اللَّهُ الْمُجَاهِدِينَ بِأَمْوَالِهِمْ وَأَنْفُسِهِمْ عَلَى الْقَاعِدِينَ دَرَجَةً وَكُلا وَعَدَ اللَّهُ الْحُسْنَى وَفَضَّلَ اللَّهُ الْمُجَاهِدِينَ عَلَى الْقَاعِدِينَ أَجْرًا عَظِيمًا (٩٥)دَرَجَاتٍ مِنْهُ وَمَغْفِرَةً وَرَحْمَةً وَكَانَ اللَّهُ غَفُورًا رَحِيمًا
«Не равняются сидящие из верующих, не испытывающие вреда и усердствующие на пути Аллаха своим имуществом и своими душами. Дал Аллах преимущества усердствующим своим имуществом и своими душами перед сидящими на степень. Всем обещал Аллах благо, а усердствующим Аллах дал преимущество перед сидящими (бездействующими) в великой награде и милости. Поистине, Аллах прощающ милосерден!» (95-96).
И Он приблизил к себе больше тех, кто затратил своё имущество и жизнь на пути Истины до открытия Мекки чем тех, которые делают это и делали после ее открытия. Об этом говорится в суре «Железо»:
لا يَسْتَوِي مِنْكُمْ مَنْ أَنْفَقَ مِنْ قَبْلِ الْفَتْحِ وَقَاتَلَ أُولَئِكَ أَعْظَمُ دَرَجَةً مِنَ الَّذِينَ أَنْفَقُوا مِنْ بَعْدُ وَقَاتَلُوا وَكُلا وَعَدَ اللَّهُ الْحُسْنَى وَاللَّهُ بِمَا تَعْمَلُونَ خَبِيرٌ
«И не равны среди вас те, кто расходовал до победы и сражался. Эти большей степенью, чем те, которые расходовали и сражались после. Всем Аллах обещал благо, и Он сведущ в том, что вы делаете» (Железо:10).
Поистине приближает Аллах к себе богобоязненных, проявляющих своё признание Ему активной борьбой и самопожертвованием, их отличие от менее признательных Он и выделил наличием разных ступеней в прекрасном раю. Так об этом говорится в хадисе, переданном Абу Хурайрой слышавшем слова Посланника (с.а.с.): «В раю есть 100 ступеней, приготовленных Аллахом для сражавшихся ради Него рабов. Между двумя ступенями там такая же разница, как здесь между небом и землёй, и если что-то хотите просить у Аллаха, то просите для себя «Фирдаус». Нахождение этой степени является центром рая и его вершиной, и с этого места можно видеть престол Милостивого» (Бухари, Ат-Тирмизи и Ибн Хиббан)
Так как Аллах, воистину, выбирает для приближения к Себе лучших людей, тех которые выполняют от себя зависящие условия, то это обязывает мусульманина ещё больше прикладывать усилий в работе претворения всех заповедей Аллаха в жизнь, распространения света этой религии по всему миру, приближаясь тем самым ступень за ступенью к «Фирдаусу» – особо почётной степени милости Творца всех благ, своими словами и делами подтверждая истинность своих намерений.
Каждый из нас может сказать «Всё это я прекрасно знаю и понимаю!». Но в действительности складывается, так что работа становится осью, вокруг которой крутятся остальные дела и призыв в том числе. Мы гонимся за рызком и оставляем на потом да’ват.
Но так ли поступали благородные предшественники?! Сахабы Пророка (с.а.с) оставили после себя свои очерки, которые являются примером для искренних работающих на пути Аллаха.
Халид Ибн Валид однажды сказал: «Поистине мерзлая ночь вместе с отрядом муджахидов перед утром, когда они встретятся с многобожниками, намного предпочтительней и любимей для меня, чем ночь, проведённая мной с невестой, или ночь, в которой увещевают меня благой вестью о рождении моего сына».
Мусъаб Ибн Умайр, о котором Посланник Аллаха (с.а.с) сказал: «Я не видел из юношей Мекки, кто бы был милее для своих родителей, чем Мусъаб, и он оставил все это, во имя любви к Аллаху и его Посланнику». И другие.
Тем же, для кого Всевышний Аллах и его Посланник (с.а.с) являются предпочтительными и более любимыми для души, чем вся жизнь и всё что в ней, следует жертвовать всеми своими интересами и отношениями на пути Аллаха. Призыв должен быть первостепенным делом в жизни. И мы тем самым приблизим себя в Раю к ступеням первых и лучших, избавляя себя от позора и унижения, как в жизни этой, так и в жизни последующей.
Посланник Аллаха (с.а.с) научил нас упорядочиванию ценностей своим высказыванием: «Если последуете такому примеру, что возьмётесь за хвосты коров и удовлетворитесь хозяйством, и оставите джихад на пути Аллаха, то Аллах пошлёт вам унижение, которое невозможно будет убрать, пока не вернётесь к своей религии».
Всевышний Аллах в суре «Покаяние» сказал:
قُلْ إِنْ كَانَ آبَاؤُكُمْ وَأَبْنَاؤُكُمْ وَإِخْوَانُكُمْ وَأَزْوَاجُكُمْ وَعَشِيرَتُكُمْ وَأَمْوَالٌ اقْتَرَفْتُمُوهَا وَتِجَارَةٌ تَخْشَوْنَ كَسَادَهَا وَمَسَاكِنُ تَرْضَوْنَهَا أَحَبَّ إِلَيْكُمْ مِنَ اللَّهِ وَرَسُولِهِ وَجِهَادٍ فِي سَبِيلِهِ فَتَرَبَّصُوا حَتَّى يَأْتِيَ اللَّهُ بِأَمْرِهِ وَاللَّهُ لا يَهْدِي الْقَوْمَ الْفَاسِقِينَ
«Скажи: Если ваши отцы, и ваши сыновья, и ваши братья, и ваши супруги, и ваша семья, и имущество, которое вы приобрели, и торговля, застоя в которой вы боитесь, и жилища, которые вы одобрили, милее вам, чем Аллах и Его посланник и борьба на Его пути, то выжидайте, пока придет Аллах со Своим повелением. А Аллах не ведет народа распутного!» (9:24).
И пусть каждый из нас заглянет к себе в душу и ответит на один вопрос: что для него важнее в жизни?
Ахмад