...iam pridem, ex quo suffragia nulli
uendimus, effudit curas; nam qui dabat olim
imperium, fasces, legiones, omnia, nunc se
continet atque duas tantum res anxius optat,
panem et circenses. [1]
...«Панэм эт цирцензэс!» («Panem et cicenses!») – ревела римская толпа, требуя от своих повелителей даровой пищи и бесплатных развлечений в награду за ту поддержку, которую она оказывала им. Люди, стремившиеся к власти в Древнем Риме, считались с этими требованиями: они устраивали раздачи денег и средств пропитания, привлекали население в колоссальные цирки боями гладиаторов, травлей зверей и другими кровавыми зрелищами.
Самое сложное это помочь человеку размышлять. Размышлять над смыслом жизни и над тем как устроить мир вокруг себя так, чтобы не просто улучшить жизнь лишь только себе и лишь только своей семье, но и всем окружающим тебя независимо от его национальной или расовой принадлежности. Размышлять, таким образом, не принято в современном обществе. В обиход вошло неприятие тех, кто говорит высокими материями и брезгливое обрывание возгласами: «Э-э! Опять про политику..!». Ситуация такова что мы не живем в идеологическом обществе, таком чтобы человек с молоком матери впитывал важнейшие для его восприятия мира понимание Добра и Зла. Со всех сторон лавинообразно наваливаются информационные потоки разнообразных шоу, празднеств, зрелищ. Для СМИ это способ существования и перед ними дилемма или ублажать зрелищем толпу и таким образом выжить среди своих конкурентов, или попытаться сформировать правильное восприятие мира, но тогда можно рассчитывать только на пожертвования, к сожалению. Таким образом, человека окружает со всех сторон сплошное «развлекалово». Все работает на зрелищность и это формирует в нем восприятие происходящего как норму.
Ужаснее всего то, что разговор об Истине, о Создателе, сотворении мироздания стал для людей чужим. Люди все больше и больше входят в опасное для себя состояние, чреватое для них великим бедствием! Но, что ужаснее всего – это отдаление их от правильного понимания их религии, введением в нее чего-то инородного или вообще отхода к язычеству…
Назидательным для размышляющих является повествование в Коране об испытании сынов Исраила. То, насколько глубоко ересь идолопоклонства проникла в сознание сынов Исраила, стало очевидным после исхода из Египта, когда израильтяне, шедшие по Синайской пустыне, повстречали на пути как испытание от Аллаха племя идолопоклонников:
وَجَاوَزْنَا بِبَنِي إِسْرَائِيلَ الْبَحْرَ فَأَتَوْا عَلَى قَوْمٍ يَعْكُفُونَ عَلَى أَصْنَامٍ لَهُمْ قَالُوا يَا مُوسَى اجْعَلْ لَنَا إِلَهًا كَمَا لَهُمْ آلِهَةٌ قَالَ إِنَّكُمْ قَوْمٌ تَجْهَلُونَ (١٣٨) إِنَّ هَؤُلاءِ مُتَبَّرٌ مَا هُمْ فِيهِ وَبَاطِلٌ مَا كَانُوا يَعْمَلُونَ (١٣٩
«Мы переправили сынов Исраила через море, и они повстречали на пути народ, который поклонялся идолам. Они сказали: «О Муса! Сделай нам божество, такое же, как у них». Он сказал: «Воистину, как невежественны вы. У этих людей погибнет все, что они исповедуют, и тщетно все, что они совершают» (Коран, 7:138-139).
Это событие показало, что ни проповеди Мусы (а.с.), ни многие чудеса, которые Аллах являл народу Исраила, не смогли избавить их от невежественного мышления, не породили в них веры в Аллаха, что так сильно огорчало Пророка. Неверие многих из сынов Исраила в Аллаха и жажда кумиров и идолов, поклонение материальным вещам отчетливо проявилось и позднее, когда по воле Аллаха Муса (а.с.) оставил свой народ и взошел на гору Синай. Аллах призвал Мусу (а.с.) взойти на гору Синай, чтобы передать израильтянам Своё откровение - Тору.
Муса (а.с.) оставил на время своего отсутствия во главе народа своего брата – Харуна (а.с.). Перед тем, как взойти на Синай, Пророк Муса, зная слабость людей, наставлял своего брата, как вести себя с народом, склонным отойти от Единобожия:
وَوَاعَدْنَا مُوسَى ثَلاثِينَ لَيْلَةً وَأَتْمَمْنَاهَا بِعَشْرٍ فَتَمَّ مِيقَاتُ رَبِّهِ أَرْبَعِينَ لَيْلَةً وَقَالَ مُوسَى لأخِيهِ هَارُونَ اخْلُفْنِي فِي قَوْمِي وَأَصْلِحْ وَلا تَتَّبِعْ سَبِيلَ الْمُفْسِدِينَ (١٤٢
«Мы определили Мусе тридцать ночей и добавили к ним еще десять, и поэтому срок, установленный ему Господом, составил сорок ночей. Муса сказал своему брату Харуну: «Оставайся вместо меня среди моего народа, храни благочестие и не иди по пути нечестивых» (Коран, 7:142).
После того Муса (а.с.) на сорок дней отдалился от своего народа на горе Синай, где Аллах открыл ему Тору. За это время в народе началось новое брожение, смутьяны из числа израильтян, стали подстрекать народ и сеять смуту, говоря, что им следует уйти от Пророка, ибо жизнь в таких условиях невыносима. Во главе лицемеров был некий Самаритянин. Он сплотил вокруг себя тех, кто хотели вернуться к старому образу жизни. Эта группа стало активно внушать израильтянам, как хорошо им было в той прежней жизни, потому, что они поклонялись идолам, а сейчас они страдают и мучаются в пустыне из-за того, что покинули своих богов. Они начали собирать со всех людей золото, чтобы отлить из него себе идола – золотого тельца, которому они поклонялись в Египте. Самаритянин принес вновь отлитого золотого тельца и поставил его в центре народа. Лишь немногие из сынов Исраила остались тогда в стороне, тогда как большая часть народа, после стольких наставлений Мусы (а.с.), вновь впала в язычество. В невежестве своем они начали поклоняться идолу, веруя, что телец этот сможет привести их к лучшей жизни. Так сыны Исраила вновь нанесли вред самим себе. Никакие наставления Харуна(а.с.) не смогли остановить их, они не слушали его, в народе началась смута, язычники заявили, что отныне будут поклоняться тельцу и ничто не вернет их к невидимому Аллаху, в которого они не верят, и что верят они только тому идолу, который стоит перед ними.
وَلَقَدْ قَالَ لَهُمْ هَارُونُ مِنْ قَبْلُ يَا قَوْمِ إِنَّمَا فُتِنْتُمْ بِهِ وَإِنَّ رَبَّكُمُ الرَّحْمَنُ فَاتَّبِعُونِي وَأَطِيعُوا أَمْرِي (٩٠) قَالُوا لَنْ نَبْرَحَ عَلَيْهِ عَاكِفِينَ حَتَّى يَرْجِعَ إِلَيْنَا مُوسَى (٩١
«Истинно, Харун сказал им до этого: «О мой народ! Вас искушают этим. Ваш Господь Один, Он Милостивый. Так следуйте за мной и повинуйтесь моим велениям». Но они сказали: «Мы не перестанем поклоняться (тельцу), пока Муса не вернется к нам» (Коран, 20:90-91).
Более того, когда Харун (а.с.) попытался уничтожить идола и вернуть народ к Единобожию, они замыслили убить Пророка. Муса (а.с.), находившийся во время этих событий на горе Синай, не знал о том, что происходит в стане его народа. Но Аллах сообщил ему, что народ его вновь развратился и Самаритянин сбил с истинного пути весь его народ и они сделали себя тельца и теперь поклоняются ему:
قَالَ فَإِنَّا قَدْ فَتَنَّا قَوْمَكَ مِنْ بَعْدِكَ وَأَضَلَّهُمُ السَّامِرِيُّ (٨٥
«Аллах сказал: «Мы подвергли твой народ искушению после того, как ты оставил их, и Самаритянин ввел их в заблуждение» (Коран, 20:85).
Аллах повелел ему тотчас возвратиться к своему народу со скрижалями Завета, который Муса (а.с.) должен провозгласить народу Исраила.
قَالَ فَمَا خَطْبُكَ يَا سَامِرِيُّ (٩٥) قَالَ بَصُرْتُ بِمَا لَمْ يَبْصُرُوا بِهِ فَقَبَضْتُ قَبْضَةً مِنْ أَثَرِ الرَّسُولِ فَنَبَذْتُهَا وَكَذَلِكَ سَوَّلَتْ لِي نَفْسِي (٩٦)
«Муса спросил: «Какова была твоя цель, Самаритянин?» Он сказал: «Я видел то, чего не видели они. Я взял пригоршню со следов посланца (коня Дибриля) и бросил ее. Моя душа соблазнила меня на это» (Коран, 20:95-96).
После возвращения со скрижалями Торы, видя слабость Веры народа, Муса (а.с.) изгнал из народа всех, кто сеял смуту во главе с Самаритянином и развращал народ.
قَالَ فَاذْهَبْ فَإِنَّ لَكَ فِي الْحَيَاةِ أَنْ تَقُولَ لا مِسَاسَ وَإِنَّ لَكَ مَوْعِدًا لَنْ تُخْلَفَهُ وَانْظُرْ إِلَى إِلَهِكَ الَّذِي ظَلْتَ عَلَيْهِ عَاكِفًا لَنُحَرِّقَنَّهُ ثُمَّ لَنَنْسِفَنَّهُ فِي الْيَمِّ نَسْفًا (٩٧)
«Муса сказал: «Ступай отсюда! Отныне твоя кара в этой жизни – что будешь ты (все время) говорить: «Ко мне не прикасайтесь». А затем наступит срок, которого тебе не удастся избежать. Смотри же на своего бога, которому ты предавался. Мы сожжем его и развеем его по морю» (Коран, 20:97).
Муса (а.с.) собрал весь народ и после проповеди призвал к покаянию перед Аллахом за то бесчестие, что они совершили по отношению к Творцу. Слова Пророка, милостью Аллаха, возымели свое действие, и народ послушал его, сыны Исраила покаялись перед Аллахом и молили Аллаха о прощении их слабости, и Аллах принял их покаяние:
وَإِذْ قَالَ مُوسَى لِقَوْمِهِ يَا قَوْمِ إِنَّكُمْ ظَلَمْتُمْ أَنْفُسَكُمْ بِاتِّخَاذِكُمُ الْعِجْلَ فَتُوبُوا إِلَى بَارِئِكُمْ فَاقْتُلُوا أَنْفُسَكُمْ ذَلِكُمْ خَيْرٌ لَكُمْ عِنْدَ بَارِئِكُمْ فَتَابَ عَلَيْكُمْ إِنَّهُ هُوَ التَّوَّابُ الرَّحِيمُ (٥٤)
«Вот сказал Муса (Моисей) своему народу: «О мой народ! Вы были несправедливы к себе, когда стали поклоняться тельцу. Покайтесь перед своим Создателем и убейте сами себя (пусть невинные убьют беззаконников). Так будет лучше для вас перед вашим Создателем». Затем Он принял ваши покаяния. Воистину, Он - Принимающий покаяния, Милосердный» (Коран, 2:54).
Пусть Аллах избавит нас от подобного искушения и не отведет нас от Прямого пути! Пусть к нашему народу вернется утерянное за 230 лет знание нашей религии! Пусть Аллах наставит тех, кто взял бремя вести наш народ на путь Истины! Пусть Аллах укрепит нас в Вере и сделает нас единым народом в Исламе! Аминь! Аминь! Аминь!
Энвер Кадыров
1. Этот народ уж давно … все заботы забыл,
и Рим, что когда-то всё раздавал:
легионы, и власть, и ликторов связки,
Сдержан теперь и о двух лишь вещах беспокойно мечтает:
Хлеба и зрелищ! …
(Ювенал, Децим Юний Ювенал (лат. Decimus Junius Juvenalis) (ок.60— ок.127) —римский поэт-сатирик)