koran

بِسْـــــــــمِ اللهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيــــــــمِ

В выпуске №26, март 2010г., в статье, называвшейся «Были ли мусульмане захватчиками?», в конце есть определение: «Поэтому когда мусульмане писали историю, они последовали методу хадиса». Широкому кругу читателей это определение не очень понятно.Поэтому постараюсь кратко, насколько позволяет газетная статья, как альтернативу к искажениям истины, которую допустили иудеи и христиане, и об этом сказано в Коране, объяснить, на сколько жестоко относятся мусульмане к достоверности изложения фактов, хотя это весьма обширная тема.

 

Предыстория

Пророку Мусе (а.с.) (Моисей), с которым Аллах разговаривал речью, из-за завесы, было ниспослано Писание в виде свитков. Раввины, переписывая эти свитки, убрали из них то, что им не нравилось и добавили то, что считали для себя необходимым.

Писание было ниспослано и пророку Исе (а.с.) (Иисус), но при его жизни оно не было записано. И только 17 лет спустя после вознесения Исы (а.с.) к Аллаху, апостол Павел написал Евангелие, вставив то, что запомнил и, добавив от себя. Потом было много вариантов Евангелия от разных авторов, которые разнятся между собой.

Мы, мусульмане верим, что эти Тора и Евангелие – это писания от Аллаха, но то, что называется сейчас Торой и Евангелием, в современном виде, потеряли свою священность т.к. в них вмешался человек. А 325 лет спустя ввели понятие троицы, т.е. придали Аллаху сотоварищей. Это называется ширк. Любой грех Аллах может по Своему желанию простить, а ширк не прощает. Аллах в Коране говорит про них, что сколько бы они не старались, у них одна дорога – в АД.

Ниспослание Корана

А в Исламе? Человек не может быть законодателем. Законодателем для всего, начиная от макромира, кончая микромиром и всего, что между ними, в том числе и для своего творения – человека, является Создатель, Всевышний, Аллах. Основой для шариатских законов служит Коран и Сунна пророка Мухаммада (с.а.с.). Коран – это речь Аллаха и для доказательства этого и сохранения его без искажений предприняты ряд мер. Ниспосылался Коран Пророку Мухаммаду (с.а.с) в течении 23 лет через ангела Джабраила (а.с.) – человеку неграмотному (чтобы исключить разговоры о том, что он это написал), но снискавшему к этому времени имя человека не говорящего неправду. Ниспосланные аяты, Пророк (с.а.с) зачитывал вслух, и сахабы (сподвижники) записывали на всем, что оказывалось под рукой (кожа, бумага, плоские кости…) и заучивали наизусть, чтобы исключить попадания в Коран человеческого фактора.

Пророк (с.а.с) говорил: «То, что от Аллаха пишите, а то, что от меня не пишите». Ежегодно Джабраиль спускался к Пророку (с.а.с) и заставлял его читать всё, что было до этого ниспослано. Завершилось ниспослание Корана девятого дня месяца Зуль-Хиджра, в день Арафат, день завершения хаджа, где было сказано:

الْيَوْمَ أَكْمَلْتُ لَكُمْ دِينَكُمْ وَأَتْمَمْتُ عَلَيْكُمْ نِعْمَتِي وَرَضِيتُ لَكُمُ الإسْلامَ دِينًا

«Сегодня Я завершил для вас Мою милость, и удовлетворился для вас Исламом, как религией… (5:3).

После этого к Пророку (с.а.с) пришел Джебраиль и заставил его прочитать весь Коран дважды. Пророк (с.а.с) сказал: «Каждый раз Джабраиль заставлял меня повторять ниспосланное один раз, а сегодня дважды. Моя миссия закончена и я, наверное, скоро умру». Так оно и случилось.

Коран - речь Всевышнего Аллаха

Доказательство того, что Коран речь Аллаха, служит то, что такой поэтической формы изложения как Коран арабы не знали и не придумали. Коран бросает вызов человечеству:

قُلْ فَأْتُوا بِسُورَةٍ مِثْلِهِ

«Скажи: приведите же суру, подобную ему».(10:38).

А в другом аяте Аллах говорит:

(وَإِنَّا لَهُ لَحَافِظُونَ (٩

«…И воистину Мы хранители его»(15:9).

Как бы ни старались противники Ислама, за 1400 лет никому не удалось написать подобное – хоть короткую суру.

В Коране имеются научные факты, которые в то время не мог знать ни один человек, обнаруженные в современную эпоху, например: этапы развития зародыша в утробе матери, индивидуальность узоров на пальцах, а так же другие факты: о земле, небе, звёздах, ветре, морских течениях, дожде и т.п.

Чтение Корана по правилам таджуида является фардом айн:

(أَوْ زِدْ عَلَيْهِ وَرَتِّلِ الْقُرْآنَ تَرْتِيلا (٤

«и читай Коран чтением»(73:4),

иначе меняются слова и смысл. А изучение Корана – фардом кифая на основании хадиса: «Лучший из вас является тот, кто изучает Коран и обучает ему других».

Собирание Корана

Многие люди во время Пророка (с.а.с.) были хафизами, знали Коран наизусть. Но они умирали или погибали в сражениях и чтобы не потерять Коран, халиф Абу Бакр приказал собрать все записи. Это дело было поручено Зайду ибн ас-Сабит (р.а.). Абу Бакр сказал Зайду: «Поистине ты молодой, умный человек, которого мы ни в чем не обвиняем. Ты записывал Откровение при Посланнике Аллаха (с.а.с.). Собери Коран». Зайд сказал: «Клянусь Аллахом, если бы мне поручили перенести какую-то гору, то это не было бы для меня более тяжелым, чем собирание Корана, которое он поручил мне».

Это не было записыванием Корана от хафизов. Зайд ибн ас-Сабит (р.а.) собирал тот Коран, который был записан в присутствии Посланника Аллаха (с.а.с.), и он собирал именно записи.

Более того, были условия для того, чтобы принимать достоверность той или иной записи как неопровержимую: 1) текст должен быть записан у кого-либо из сподвижников, 2) сподвижники должны были знать этот текст еще и наизусть. И когда записанное и выученное наизусть, соответствовало листу, он принимал его, а в ином случае, нет. Поэтому он не стал принимать последние два аята суры «Тауба» пока не нашел их записанными у Абу Хазимы, хотя сам Зайд и те, кто помогали ему, знали эти аяты наизусть. От Яхья ибн Хатиба передается следующее: «Умар, поднявшись, сказал: «Кто получал от Посланника Аллаха (с.а.с.) что-либо из Корана, пусть принесет это». Они записывали это на листах, досках, голых пальмовых ветвях». Далее Яхья говорит: «Он ни от кого не принимал, пока не свидетельствовали два свидетеля. Это указывает на то, что Зайд не довольствовался только лишь тем, что находил Коран записанным, пока не свидетельствовали те, кто, получали его устно, несмотря на то, что Зайд и сам знал Коран наизусть. Он делал это из чрезвычайной предосторожности».

Видя, что в разных местах, Коран читают немного по-разному, халиф Усман приказал сделать точные копии с этих листов в виде книг. Их было семь и разосланы по основным городам Исламского государства. Три из этих книг сохранились и до сегодняшних дней, одна из которых находится в Ташкенте. И сейчас, сотни миллионов книг Корана являются точной копией этих первых. Кто не верит, пусть съездит в Ташкент и сверит.

Наука о хадисах

В Коране многие приказы Аллаха отданы кратко или в общей форме, например:

وَأَقِيمُوا الصَّلاةَ

«И совершайте намаз….(2:43)

это же повторяется ещё во многих аятах. Это приказ фард айн.

А как выстаивать намаз и в какое время Пророку (с.а.с.) показал Джабраиль, а Мухаммад (с.а.с.) он показал людям. Поэтому нужна Сунна Пророка (с.а.с).

Сунна и хадис имеют одно и то же значение. Слово хадис в переводе с арабского языка означает сообщение. Как исламский термин оно означает точный пересказ того, что Пророк (с.а.с) говорил, того что он делал или молча одобрял какие нибудь действия сподвижников.

Хочу ещё раз обратить внимание на то, какое большое значение придаётся в Исламе достоверности сведений. Разказчики хадисов должны быть людьми, заслуживающими доверия, обладающими хорошей памятью, внимательностью не иметь склонности что- либо добавить.

Даже существует наука «хадис» – наука о законах, посредством которых, познаются цепи передач, передатчики, их качества, смыслы хадисов... Также существует целая система классификации хадисов по степени достоверности, от «мутаватир» (категоричное сообщение, не допускающее сомнений) до мавдуъ (вымышленный хадис). И все это является показателем отличительного внимания к достоверности используемой информации, тем более в вопросах руководства для жизни.

Определением степени достоверности хадисов занимаются выдающиеся знатоки хадисов, которые досконально изучают цепочки разказчиков преданий и после этого выносят своё решение. Подобной науки, которая заботится о достоверности религиозных преданий, нет ни в одной другой религии.

К примеру, Ахмад ибн Ханбаль написал сборник, содержащий 28000 хадисов, которые он отобрал из 750000 хадисов. У Мухаммада ибн Исмаил Аль-Бухари одним из его трудов является сборник хадисов «Аль-Джами ас-Сахих». В нем собрано 7569 хадисов, которые он отобрал из 600000 хадисов. Этот сборник считается самой достоверной книгой после Священного Корана.

Заключение

Когда к Пророку (с.а.с.) перед смертью явился Азраиль и сказал: «Ни у кого до этого я не спрашивал разрешения забрать душу. Разрешаешь ты мне это или хочешь остаться на земле?» на что Пророк (с.а.с) ответил, что он хочет к Аллаху и сказал: «Ля иляха ил-Аллах» (Нет божества кроме Аллаха).

АЛЛАХ! Господь наш! Ты Творец всего! У тебя власть над небесами и землёй и всего того, что между ними. Ты живишь и мертвишь, и снова оживишь!

(رَبَّنَا آتِنَا فِي الدُّنْيَا حَسَنَةً وَفِي الآخِرَةِ حَسَنَةً وَقِنَا عَذَابَ النَّارِ (٢٠١

«Господь наш! Даруй нам в ближней жизни добро и в последней добро, и защити нас от наказания огня»(2:201)

Господь наш! Сделай так, чтобы наши последние слова были: «Ля иляха иль-Аллах!» Господь наш! Ведь Ты же обещал Рай тому, у кого эти слова будут последними. Ты не меняешь своего обещания.



Ислямов И.