Правоверные мусульмане, наши праведные предшественники говорили, что наиболее сложным в деяниях человека является очищение их намерений. Что же такое намерение? И как достичь его чистоты?
Поистине, внутренние мотивы, побуждающие человека выполнять работу и достигать высокого качества результатов, настраивающие его, таким образом, из-за чего он переносит все трудности, многочисленны и разнообразны. Одни из них – явные, почти полностью проявляются в ходе работы, а другие - невидимые и скрыты в глубине души.
Основой всеобщего поведения являются известные человеческие инстинкты. В действиях человека легко разглядеть либо его любовь к себе, либо стремление к обретению благополучия, либо влечение к богатству, либо склонность к самовосхвалению, либо стремление проявить себя на людях.
Ислам с кропотливой заботой наблюдает за характером взаимосвязи поступков людей с их намерениями, а так же за теми чувствами и переживаниями, которые сопровождают их.
Рассмотрим этимологию слов "намерение" и "искренность". Слово "ниййат - намерение, замысел, цель" образовано от глагола на-уа-йа: намереваться, решаться. Это слово не имеет терминологического значения и используется в словарном значении. Другими словами ниййат - это решение совершить какое-либо действие, замысел. Причем слово "действие" следует понимать как любое действие: физическое, вербальное и даже ментальное. Тогда как слово "ихлас", которое обычно переводится как "искренность", образовано от глагола ах-ля-са, который дословно переводится как "избавлять от примесей, делать чистым". В свою очередь этот четырехбуквенный глагол образован от трехбуквенного глагола ха-ля-са: быть чистым, неподдельным. Терминологическое значение слова "ихлас": делать что-либо (физически, вербально или ментально) с одной лишь целью получить довольство и благоволение Аллаха.
Ислам признает в качестве благотворительности лишь только то, что очищено от всяких недостатков души и изначально совершалось с единым намерением - только ради Лика Аллаха,подобно тому, как это описывает Коран:
" Они дают пищу беднякам, сиротам и пленникам, несмотря на то, что она желанна и для них самих. Они говорят: Мы ведь кормим вас ради Лика Аллаха; не желаем от вас ни воздаяния, ни благодарности!" (Сура "Аль -Инсан",76/8,9)
"Им было велено лишь одно - поклоняться Аллаху, в искренней вере и будучи ханифами, совершать обрядовую молитву, раздавать закат. Это и есть истинная вера" (сура Баййина, 98/4).
"Ни мясо, ни кровь их (жертвенных животных) не доходят до Аллаха. До Него доходит лишь ваша богобоязненность" (сура Хадж, 22/37)
"Скажи: "Скроете ли вы то, что у вас в груди, или обнародуете, Аллах все равно знает об этом. Он знает о том, что на небесах и на земле. Аллах способен на всякую вещь" (сура Али Имран, 3/29)
Приведенные аяты утверждают, что верить и поклоняться Аллаху нужно искренне, а также то, что любые скрытые побуждающие мотивы не скроются от Всевышнего.
О важности ниййата приведем лишь пару хадисов из многих:
"Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям и, поистине, каждому человеку достанется только то, что он намеревался (обрести), и поэтому (человек, совершавший) переселение к Аллаху и посланнику Его, переселится к Аллаху и посланнику Его. Тогда как тот, кто совершает переселение ради мирского, которое он хочет обрести, или женщины, на которой он хочет жениться, то его переселение лишь к тому, к чему он переселяется" (Бухари, Муслим).
Из этого хадиса мы видим, что даже в таком важном богоугодном деле как хиджра (переселение), потребовавшего от сподвижников максимальной самоотверженности, самоотречения и жертвенности, в конечном счете, определяющим фактором явилось намерение. Другими словами, хотя сам факт переселения был актом высочайшего героизма, все же определяющим моментом, по которому Всевышний оценивал мухаджиров, были мотивы данного поступка. Давайте вспомним, ведь мухаджиры, покидая Мекку, оставили за собой не только нажитое годами имущество, они оставили позади себя свою родину, святые земли, жен, детей, родных. Ведь сам пророк (мир ему и благословение) уходя из Мекки не взял, да и не смог взять с собой никого из детей. На момент переселения рядом с Абу Бакром не было ни дочерей: Аиши, Асма, ни престарелого отца Абу Кухафы (да будет доволен ими всеми Аллах). Люди уходили, не зная где и как будут жить, что будут есть, как их встретят на новом месте. Так вот те из них, кто сделал это ради довольства Всевышнего, в итоге получили это довольствие. Однако есть и совершенно другой пример: среди сподвижников был и такой человек, который перенес все эти тяготы совершенно с иной целью: жениться на женщине, которую звали Умму Кайс. Рассказывается, что эта мекканская мусульманка поставила этому сподвижнику условие, что выйдет за него лишь в том случае, если он переселиться с ней в Медину. Как и случилось. Из-за этого его прозвали "мухаджир Умми Кайс - переселенец Уммы Кайс".
Еще один хадис: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, передавший слова своего Всеблагого и Всевышнего Господа, сказал:"Поистине, Аллах записал добрые и дурные дела, после чего разъяснил это: "За тем, кто решит совершить доброе дело, но не совершит его, Аллах Всеблагой и Всевышний запишет у Себя (совершение) целого доброго дела, если (человек) решит (совершить доброе дело) и совершит его, Аллах запишет (за ним) у Себя (совершение) от десяти до семисот и многим более добрых дел, если (человек) решит совершить дурное дело, но не совершит его, Аллах Всевышний запишет (за ним) у Себя (совершение) целого доброго дела, а (за тем), кто решит (совершить дурное дело), и совершит его, Аллах запишет одно дурное дело". (Бухари; Муслим)
Из этого хадиса следует, что даже за несовершенное благое деяние Всевышний записывает вознаграждение, как за совершенное. Тогда как совершенное благодеяние Он записывает от 10 до 700-кратном и даже в еще большем размере. Очевидно, что разница в вознаграждении, которое записывается за благие деяния, исходит от искренности, скрытой в глубине души, - того, что ведомо только Аллаху.
Идеальным является состояние, когда в намерениях человека не присутствует ничего, кроме желания заполучить благоволение Аллаха. Такое состояние можно назвать "стопроцентным ихласом". Это состояние присуще, прежде всего, пророкам (да приветствует их всех Аллах) и людям помимо пророков, достигшим высокого уровня духовного развития.
Поистине, благочестивость намерения и искренность в сердце ради Господа миров - это два качества, которые возвышают мирские дела человека и делают их поклонением, находящим отклик у Аллаха. Даже плотские удовольствия, которые желает душа, становятся поклонением, приближающим человека к Богу, если за ними стоят благочествивые намерения и благородная цель. Ведь Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "...И в лоне жен ваших- милостыня..." (Муслим).
Со слов Саида ибн Абу Уаккаса передано: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал такие слова: "...И, воистину, что бы ты ни расходовал, стремясь с этим к Лику Аллаха, ты непременно будешь за это вознагражден, даже если положишь (ломтик) в рот своей жены" (Аль-Бухари).
Следует отметить, что если в поклонение, да и в любые богоугодные деяния, примешивается мирской интерес, то ихлас "ломается" напрочь. В итоге человек не получит никакого вознаграждения, мало того запятнанное намерение на фоне благочестивого поступка превращается в грех, от которого человек не оберется горя.
К примеру, человек может делать что-то хорошее, богоугодное, но, параллельно пытаясь обрести людское признание. Это называется "делать напоказ", что еще называется "рийа", либо "делать так, чтобы о тебе услышали; давать понять, что ты делаешь", что уже называется "сум`а". В хадисах рийа назван "аш-ширк аль асгар - малый ширк", в хадисах также говорится, что рийа аннулирует деяния также как и ширк.
Всевышний Аллах в Коране говорит:
"Горе же молящимся, которые о молитве своей небрегут,которые лицемерят и отказывают в подаянии!" ( Сура "Аль- Маун" 107/4-7)
Ибн Аббас рассказывал, что один человек сказал Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует: "О, Посланник Аллаха! Воистину, я принимаю определенную позицию (к чему-либо), желая Лика Аллаха, но и желая того, дабы мое место было видно". Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, не отвечал ему ничего, пока не снизошло:
"...И кто надеется встретить своего Господа, пусть творит дело благое и в поклонении Господу своему не присоединяет к Нему никого" (Сура "Аль-Кахф" 18/110)
Дела лишенные искренности - перед Аллахом не потянут даже веса пылинки. Именно поэтому Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Будь искренним в своей религии и тебе будет достаточно малого деяния" (Хаким); "Воистину, Аллах не смотрит на вашу плоть и обличье, однако Он смотрит на ваши сердца и деяния" (Муслим); "Кто обучился знаниям из того, чем стремятся к Лику Всевышнего Аллаха, обучаясь этому лишь только дабы приобрести долю мирского,(тот) не ощутит аромат Рая в День Воскресения"(Абу Дауд).
Ислам не одобряет и тех людей, которые стремятся получить знания, заимев которые они становятся высокомерными по отношению к другим людям и употребляют их для разжигания споров и препирательства. В хадисе сказано: "Не обретайте знаний ни ради того, дабы возгордиться этим перед учеными, ни ради того, дабы препираться этим с глупцами, ни ради того, дабы этим выбрать круг общения. А кто поступит так - (тому) Огонь, Огонь!" (Ибн Маджа)
"Высочайший пример непоколебимой веры и высокой искренности продемонстрировали волшебники египетского фараона, отвергшие соблазн, пренебрегшие угрозами и растоптавшими любовь к богатству и высокому сану, ответив на вызов фараона-деспота следующими словами:
"Они сказали: "Мы не предпочтем тебя пришедшим к нам ясным знамениям и тому, кто сотворил нас. Решай же то, что ты решаешь; ты можешь решить только эту ближайшую жизнь. Мы ведь уверовали в нашего господа, чтобы Он нам простил наши прегрешения и колдовство, к которому ты нас вынудил, а Аллах - лучше и более вечен!"" (Сура "Та Ха"20/72-73).
Какая же огромная разница между теми, кто пренебрегает всем мирским на пути Аллаха, и теми, кто не гнушается использовать даже религию Аллаха, дабы добиться расположения "вышестоящих лиц" или заполучить для себя презренный удел.
Единственный способ выработать правильный ниййат, это научиться разбираться в самих себе и выработать в себе правильный настрой. Конечно, это не легко. На это и всей жизни может не хватить. Но в любом случае даже иметь настрой на самоисправление и самовоспитание, уже хоть что-то. Все лучше, чем питать пустые иллюзии, молотя при этом впустую. Как в притче про муравья, который собрался идти в хадж. Ему сказали: "Ты же не дойдешь", на что он ответил: "ну, хоть умру на этом пути".
От того, насколько мы будем искренними перед Аллахом, насколько мы будем стараться получить Его довольство, зависит наше благосостояние не только в будущей жизни, но и сегодня, ведь Всевышний Аллах не оставляет Своих искренних рабов и Он обещает им помочь.
Просим Аллаха, чтобы Он очистил наши намерения, укрепил нас в Его религии. Амин.