dyaКогда истосковавшееся в клетке этого бренного мира наше сердце взывает о просторе и тепле, о чистоте и свободе –  дуа  приходит как спасение от ненасытности нашего нафса, от постоянной гонки за удовлетворением страстей и прихотей, от бессмысленно и бездумно проживаемой жизни. Мольба к Аллаху искореняет неблагодарность, бунтарство, лицемерие, жестокость, зло из наших душ. Дуа приносит с собой прощение и благодать, наполняя сердца верующих невидимым светом.

Дуа — (араб. «зов», «мольба») — один из фундаментальных исламских терминов, обозначающий «молитвенное прямое обращение к Аллаху с какой-либо просьбой или пожеланием, разрешенных при обращении к Нему». Однозначного и точного соответствия этому термину в русском языке нет. Наиболее близкими к передаче его смысла будут, очевидно, выражения «молитвенный зов», «мольба», «моление». В языках мусульманских народов термин дуа обычно не переводится, а калькируется и звучит, например, в тюркских языках как дуа, дува и т.п.

Почему-то все чаще и чаще среди традиционных мусульман – крымских татар доводится слышать высказывания людей о том, что сейчас не время для молитв, что «одними молитвами сыт не будешь», что старость – лучшее время для обращения к Аллаху, а молодежи просто некогда сейчас…

Люди сегодня ослеплены результатами научно-технического прогресса, переполнены впечатлениями от пропаганды и распространения индустриальных, научных и технических достижений. Образ всего существующего приукрасился настолько, что современным человеком полностью овладевают надежды на безусловное счастье и стабильность, пока он не сталкивается по-настоящему с горькой реальностью. А она заключается в том, что упомянутый прогресс далеко не обязательно означает поступательное шествие цивилизации, в ходе которого жители Земли становились бы братьями.  Хотя она все заметнее становится похожей на большую деревню. Мы видим, как люди, увлеченные благами этой жизни и пока ещё торжествующей культурой Запада, не замечают, что выстраиваются и идут в том русле, которое чревато для мусульманина растворением его исламской личности и возникновением в его душе сомнения в ценностях атакуемой исламской цивилизации.

А ведь обязательность молитвы для достижения всех своих целей вовсе не означает пренебрежение интеллектом, планированием или организованным и упорным трудом. Лучший пример для каждого мусульманина являет собой, конечно же, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего). Так, например,  Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) до мелочей продумал и подготовил величайший поход на Бадр. А завершив все приготовления к сражению (укрепление флангов, центра и засыпание колодцев), вошел в свою палатку и встал на молитву перед своим Господом, воздев руки так, что даже уронил свой плащ. Ибо он (мир ему и благословение Всевышнего) знал,  что превыше всего — связь с Аллахом, и учил нас постоянству в ней, поскольку непостоянство неизменно ведет к неудачам.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего), согласно хадисам, обращался с молитвенным зовом к Аллаху и при порывах ветра, и при ночном пробуждении, и при виде полумесяца, до и после омовения, после короткого молчания в возвеличении Аллаха или чтении. Он не уставал молиться, и этим почтил его Аллах. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) — Печать пророков, лучшее из творений Аллаха, любимейший из людей перед Аллахом – вызывал своей молитвой дождь для людей, даже не успев сойти с места своей молитвы.

Поэтому искренне верующий, несмотря на дискредитацию Ислама и навязываемые стереотипы стремится всем сердцем к сближению с Аллахом. И если он совершил грех, то спешит раскаяться. Если совершил притеснение – пытается искупить свою вину. Если отклонился от верного пути – молит Аллаха о прощении. Ибо противостояние законам Всевышнего несовместимо с правилами достойного поведения верующего. И все это достигается посредством намаза и искренней молитвы.

Некоторые люди задают вопрос: почему же дуа человека иногда остается без ответа, ведь Всевышний Аллах говорит:

وَقَالَ رَبُّكُمُ ادْعُونِي أَسْتَجِبْ لَكُمْ

 «И сказал ваш Господь: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам» (Коран. 40:60).

Некоторые же еще пытаются философствовать о своем положении и сомневаются в предопределении и благе покаянного возвращения к Аллаху:

وَإِنِّي لَغَفَّارٌ لِمَنْ تَابَ وَآمَنَ وَعَمِلَ صَالِحًا ثُمَّ اهْتَدَى (٨٢)

 «Ведь, поистине, прощаю Я тем, кто покаялся, уверовал и творил добро, встав на праведный путь» (Коран, сура 20 — «ТаХа», аят 82).

Хотя общеизвестно, что отклонение от пути покорности может лишить ответа и прибежища у Аллаха….

Молитва есть поклонение, и именно поэтому  у нее есть свой этикет и свои требования. Тот же, кто молится, не соблюдая их, пусть исправит себя как приемника религии Мухаммада (с.а.с.).

Эти условия следующие:

Во-первых, искренность перед Аллахом. Нужно быть искренним в своем дуа. Человек должен обратиться к Аллаху с чистым сердцем, будучи правдивым в своем обращении к Нему, зная, что Аллах способен ответить на мольбу, и, надеясь, что на мольбу будет получен ответ.

Во-вторых, во время мольбы, взывающий должен чувствовать, что он нуждается в Аллахе, что он сам в крайней нужде. Что только Один Аллах отвечает на мольбу того, кто в бедствии, и только Он – Единственный, кто удаляет зло.

В-третьих, тот, кто взывает с мольбой, должен воздержаться от харама (запретных дел), поскольку эти дела подобны преграде между человеком и его мольбой, на которую отвечают. Это исходит из достоверного хадиса, переданного от Абу Хурайры, в котором Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, Аллах - Благой, и Он не принимает ничего, кроме благого. Аллах повелел верующим делать то, что Он повелевал посланникам».

Аллах Всевышний сказал:

يَا أَيُّهَا الرُّسُلُ كُلُوا مِنَ الطَّيِّبَاتِ وَاعْمَلُوا صَالِحًا إِنِّي بِمَا تَعْمَلُونَ عَلِيمٌ

 «О посланники! Вкушайте блага и поступайте праведно. Воистину, Мне известно о том, что вы совершаете» (23:51).

Затем Пророк (с.а.с.) упомянул человека, который находится в дальнем путешествии, растрепанный и пыльный, и воздевает руки к небу (со словами): «О Господи! О Господи!», в то время как его пища – харам, его питье – харам, и его одежда – харам. Как же он получит ответ?!» (Муслим). Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) объяснил, что врядли мольба такого человека будет услышана.

Однако, если условия соблюдены, а молящему все же не отвечают, то это из мудрости Аллаха. Аллах, Всемогущий и Великий, знает, а молящий не знает то, в чем состоит эта мудрость:

وَعَسَى أَنْ تُحِبُّوا شَيْئًا وَهُوَ شَرٌّ لَكُمْ وَاللَّهُ يَعْلَمُ وَأَنْتُمْ لا تَعْلَمُونَ

«И быть может, вы любите то, что является злом для вас. Аллах знает, а вы не знаете» (Коран. 2:216).

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего), указывая на то, как Аллах отвечает на молитвенное обращение к Нему, сказал: «Нет никого, кто обратился бы с той или иной мольбой, и Аллах не даровал бы ему одно из трех: либо ускорил удовлетворение нужды его, либо даровал ему подобные ей же блага, либо отвел от него подобное ей же зло».

Часто обращаясь к Аллаху и не получая скорого ответа ощущаем неудовлетворенность, а ведь именно эта неудовлетворенность зачастую причина отвержения нашей мольбы. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «На мольбы раба продолжают отвечать до тех пор, пока он не просит о чем-то греховном и не разрывает родственные связи, и пока не становится нетерпеливым». Его спросили: «Как человек становится нетерпеливым, о Посланник Аллаха?» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда он говорит: «Я молил, я молил, и все-таки не получил ответа»» (Аль-Бухари, Муслим).

Поэтому, мы должны обращаться с мольбой во всех своих делах, будь это общие или частные, в тяготе или в легкости. Наилучшее заключается в том, чтобы человек усердствовал в мольбе, и Аллах дарует ему успех и силы.

Во всех своих делах каждый человек нуждается в Аллахе. И никто из людей не может ни принести крупицу пользы себе, ни отразить крупицу зла от себя, или сделать это для других, если только этого не пожелает Аллах.

Почему же мы стали считать, что дуа – это прерогатива стариков? Почему обманулись тем, что для возможности обратиться к Аллаху – Своему Создателю, существуют только специально отведенные места. А ведь особенность и простота Ислама в том, что мусульманин может обратиться к Аллаху, находясь в любом месте? Это мечети или дуалар, связанные с похоронами или обрядами бракосочетания, форму проведения которых просто невозможно не подвергнуть критике. В каком бы городе или поселке оно не проходило – везде сформировался единый механизм – вызов на дом оплачиваемой бригады «молла акъаев», пышная трапеза, постоянный шум и жужжание в женской комнате (судя по всему, кто-то приходит туда, чтобы поделиться очередным рецептом, свежими слухами и последними новостями)… И это не приносит ничего, кроме боли и разочарования. Может это и есть одна из причин того, что молодежь не тянется к этому акту поклонения?

А ведь Аллах Милосердный и Милостивый не отказал ни одному мусульманину в возможности обратиться к Нему, ни перед кем не закрыл врата своей милости… Почему же мы пренебрегаем этим даром?

Не забывайте слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: «Не таков Аллах, чтобы открывать перед рабом врата мольбы, закрывая перед ним врата ответа» (Ибн Раджаб)!!!

Не забывайте слов Всевышнего Аллаха:

وَلا تَدْعُ مِنْ دُونِ اللَّهِ مَا لا يَنْفَعُكَ وَلا يَضُرُّكَ فَإِنْ فَعَلْتَ فَإِنَّكَ إِذًا مِنَ الظَّالِمِينَ (١٠٦) وَإِنْ يَمْسَسْكَ اللَّهُ بِضُرٍّ فَلا كَاشِفَ لَهُ إِلا هُوَ وَإِنْ يُرِدْكَ بِخَيْرٍ فَلا رَادَّ لِفَضْلِهِ يُصِيبُ بِهِ مَنْ يَشَاءُ مِنْ عِبَادِهِ وَهُوَ الْغَفُورُ الرَّحِيمُ (١٠٧)

 «Не взывай помимо Аллаха к тем, которые не могут принести тебе ни пользы, ни вреда! Если же ты сделаешь это, то окажешься в числе несправедливых. Если Аллах причинит тебе зло, то никто, кроме Него, не избавит от него, а если захочет Он добра тебе, то никто не отвернёт блага Его. Низводит Он это на кого хочет из рабов Своих, ведь Он — Прощающий, Милосердный!» (Йунус, 106-107).

Не забывайте, что в этой жизни нет никого ближе человеку, чем Аллах, его Создатель и Покровитель… И тот, кто по незнанию или по заблуждению не сделал этого до сих пор – свяжите свое сердце этой золотой нитью… Аллах ни перед кем не закрывал врата своей милости…

Лутфие Ремзи къызы