img 1360«Что вы подразумеваете под «нашей идентичностью»? Что такое идентичность для Хизб ут-Тахрир?», — задает ведущая каверзный, как она уверена, вопрос участнику ток-шоу, еле сдерживаясь от самовосхищения. И при этом, путаясь, сама отвечает на него: «Вот моя идентичность — крымская татарка, мусуль… Нет, сначала — мусульманка, крымская татарка; вернее не сначала, а одинаково». Нередко приходится сталкиваться с подобной ситуацией, когда оказавшись бессильными привести в идейной дискуссии какие-либо мало-мальски пригодные аргументы, представители нашей доморощенной интеллигенции парируют оппонента подобными выпадами.

Вопрос национальной идентичности крымских татар как мусульманского народа Крыма был подробно освещен во многих статьях на страницах газеты «Возрождение» и озвучен в докладах на многочисленных региональных и всекрымских исламских конференциях. Отдельно были раскрыты вопросы национализма и патриотизма, дана их полная и ясная оценка с точки зрения Ислама. Но, вероятно, сама тема сохранения национальной идентичности не очень беспокоит нашу интеллигенцию, раз они не удосужились ознакомиться с этими материалами и никак их не прокомментировали. Поэтому, наверно стоит вновь вернуться к этой избитой теме. Быть может, тот, кто неравнодушен к судьбе своего народа сделает правильные выводы и извлечет для себя пользу, если пожелает того Аллах.

Я не стану делать глубокий исторический экскурс, а напомню очевидную для всех истину. Крымские татары, как принято с подачи российских и европейских историков называть мусульман Крыма, сформировались как нация благодаря исключительно Исламу. До принятия Ислама население территорий крымского улуса, входившего некогда в состав Золотой Орды, представляло собой разнородный конгломерат, состоявший из представителей не только разных этносов, но даже и рас.

Приняв Ислам как мировоззрение и образ жизни, эти, некогда враждовавшие между собой многочисленные племена, народности и диаспоры, населявшие Крым и прилегающие к нему обширные территории Северного Причерноморья, Приазовья и Кубани, стали единым народом — мусульманами. С вхождением Крымского ханства в качестве вилаята в состав Исламского государства — Османский Халифат, они стали единой политической нацией — неотъемлемой частью единой Исламской уммы.

Именно Ислам сформировал в нашем народе все самые лучшие его качества, о которых с завистью упоминали средневековые исследователи Крыма, и остатки которых еще проявляются в нем. Именно Ислам поднял наш народ на тот высокий уровень могущества и влияния в прошлом, о котором до сих пор, с почтительным страхом и опаской вспоминают европейские политики. Именно период всестороннего развития и процветания нашего народа в сени Исламского государства современные историки именуют «Алтын девир» — Золотая эпоха, констатируя нынешнее его упадочное состояние и деградацию.

Когда же преступным образом Крымский вилаят был отделен от Османского Халифата и аннексирован Российской империей, колонизаторы предприняли максимум усилий, чтобы разрушить крепкую привязанность нашего народа к Исламу и изменить его самосознание. Были уничтожены все книги и документы, составлявшие его идейное наследие, изгнаны или убиты все ученые, правдивые имамы и авторитетные шейхи. В результате неверные, воспользовавшись идейным упадком в котором оказались мусульмане Крыма и вся Исламская умма в целом, внедрили в сознание нашего народа чуждые Исламу понятия национализма и патриотизма.

Дилемма этноидентификации возникла только после того, как сознание мусульман Крыма было отравлено идеями тюркского национализма и пантюркизма, изложенными в книгах европейских востоковедов еврейского происхождения, таких как Артур Ламли Дэвид, Давид Леон Коган, Арминиус Вамбери. Проводниками этих идей стали обманутые западным просвещением горе-реформаторы, подобные Гаспринскому, оказавшиеся под влиянием этой ереси. В результате, преданность Исламу была заменена на преданность абстрактной тюрко-татарской нации. Как признавал Джафер Сейдамет, ближайший друг и сподвижник Номана Челебиджихана, именно из книг Давида Когана они узнали и о голубом цвете тюркского флага, и о форме тюркского государственного устройства, и о курултае.

Однако Ислам, несмотря на идейный упадок и просветительскую атаку, все еще преобладал в жизни мусульман Крыма. Поэтому, воспользовавшись образовавшимся после крушения Российской империи в период революций 1917 года, вакуумом власти, они провели всекрымский мусульманский съезд, которым был выбран Временный Крымско-Мусульманский Исполнительный Комитет во главе с Номаном Челебиджиханом в должности муфтия Крыма. А когда было принято решение об учреждении курултая как высшего представительного органа, он был назван — Курултай мусульман Крыма. Примечательно, что курултай начал свою работу с совершения делегатами коллективного намаза. Также и в период немецко-фашистской оккупации, мусульмане Крыма образовали некое подобие органов национального самоуправления — мусульманские комитеты. Именно Ислам, а не тюркско-татарское происхождение, продолжал оставаться основой сплочения нашего народа.

Объективная реальность свидетельствует об абсолютной несостоятельности утверждения, что крымские татары, как народ, имеют одно общее тюркско-татарское происхождение. Очень наглядно это продемонстрировано в фильме московского историка Эрика Кудусова «Крымские татары не этнос, а нация». Напротив, они стали тюркоязычными под влиянием внешних обстоятельств, утверждает Эрик Кудусов, и даже Мустафа Джемилев, претендующий на звание «главного крымского татарина» утверждает, что его предками были генуэзцы, которые, как известно, являлись романоязычными итальянцами. Правившая же Крымским вилаятом династия Гиреев вообще была чингизидского, т.е. монгольского происхождения.

Многие наверняка не забыли, какой острой была полемика вокруг вопроса этноидентификации нашего народа в середине 90-х годов прошлого столетия. Одна часть нашей интеллигенции настаивала на сохранении, введенного на рубеже XIX–XX веков этнонима «къырым татарлар». Вторая, отвергая всякую «татарскость», предлагала вернуть в обиход этноним «къырымлы», мотивируя это тем, что освоение Крыма некоторой частью наших предков началось задолго до татаро-монгольского периода истории Крыма. Но при этом никто даже не подвергает сомнению, что наш народ, как его не назови, является — мусульманским народом.

Те, кто вернулся в Крым в зрелом возрасте, помнят так же, как проживая в Узбекистане, некоторые крымские татары причисляли себя к русскоязычным европейцам. Кто-то, попав под влияние шовинистических настроений, называл «чурками» (искаженное с оскорбительной целью слово «тюрки») своих среднеазиатских единоверцев, приютивших депортированные народы и никоим образом не причастных к преступлению безбожного коммунистического режима. А вернувшись в Крым сам стал «чуркой» для понаехавших из европейской части России и Украины переселенцев, несмотря на свои унизительные заявления о желании интегрироваться в этом «европейском» обществе.

Отход от Ислама и принятие иной религии однозначно воспринимается в нашем народе как измена, и к муртадам (вероотступникам) относятся не иначе как к ренегатам и отщепенцам. В то же время к принявшим Ислам немцам, русским, армянам, корейцам и представителям других этносов, мы испытываем братскую любовь и сострадание, несмотря на то, что они не разговаривают по-татарски и живут, возможно, за тысячи миль вдали от нас. Это является одним из проявлений милости Господа, подобно той, которую Он прежде оказал нашим предкам, объединившимся из разных этносов и рас на основе Ислама в единый народ.

Сказал Всевышний Аллах:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اتَّقُوا اللَّهَ حَقَّ تُقَاتِهِ وَلا تَمُوتُنَّ إِلا وَأَنْتُمْ مُسْلِمُونَ ١٠٢ وَاعْتَصِمُوا بِحَبْلِ اللَّهِ جَمِيعًا وَلا تَفَرَّقُوا وَاذْكُرُوا نِعْمَةَ اللَّهِ عَلَيْكُمْ إِذْ كُنْتُمْ أَعْدَاءً فَأَلَّفَ بَيْنَ قُلُوبِكُمْ فَأَصْبَحْتُمْ بِنِعْمَتِهِ إِخْوَانًا وَكُنْتُمْ عَلَى شَفَا حُفْرَةٍ مِنَ النَّارِ فَأَنْقَذَكُمْ مِنْهَا كَذَلِكَ يُبَيِّنُ اللَّهُ لَكُمْ آيَاتِهِ لَعَلَّكُمْ تَهْتَدُونَ ١٠٣

«О вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным страхом к Нему и не умирайте иначе, как будучи мусульманами. Держитесь за вервь Аллаха все, и не разделяйтесь, и помните милость Аллаха вам, когда вы были врагами, а Он сблизил ваши сердца, и вы стали по Его милости братьями! Вы были на краю пропасти огня, и Он спас вас оттуда. Так разъясняет вам Аллах Свои знамения, - может быть, вы пойдете прямым путем!» (3:102-103).

Все это, безусловно, свидетельствует о том, что только Ислам является подлинной и неизменной идентичностью нашего народа. Именно Ислам является тем, что продолжает удерживать наш народ в целостности и единстве, несмотря на различие антропологических типов и диалектов языка. Если убрать Ислам, то мы словно снова возвращаемся в эпоху невежества: начинаем делить друг друга на тата или ногъая; высмеиваем то или иное наречие «единого» языка; спорим — кто автохтонный, а кто пришлый. Если же смотрим друг на друга через призму Ислама, то не замечаем ничего кроме любви и привязанности и ощущаем себя, как выразился Посланник Аллаха (с.а.с.) – единым телом.

Следовательно, только Ислам является единственной идентичностью нашего народа, гарантом его сохранения и развития. И поэтому, когда говорят о крымских татарах, имеют в виду исключительно мусульман Крыма — потомков тех, кто, засвидетельствовав ЛЯ ИЛЯХА ИЛЛЯ АЛЛАХ МУХАММАД РАСУЛЮ АЛЛАХ (НЕТ БОГА КРОМЕ АЛЛАХА МУХАММАД ПОСЛАННИК АЛЛАХА), отбросили свою прежнюю религиозную, расовую или этническую идентичность. И нет разницы, сделали ли они это в прошлом или сегодня, говорят ли на тюркском языке или нет — они единый народ. Также как и нет разницы, остались ли они в своем неверии прежде или отошли от Ислама сегодня — они не имеют к нашему народу никакого отношения, даже если и связаны с ним кровным родством.

А всякий невежда, который пытается обособить мусульман Крыма от тела единой Исламской уммы по этническому, расовому, территориальному или какому либо еще признаку, является противоречащим Исламу грешником и врагом нашего народа. Осознанно или нет, он является соучастником коварного заговора против этого народа, части единой исламской уммы, которую Всевышний Аллах назвал «лучшей из общин, появившейся на благо человечества». И кто поступает так, тот обречен на унижение и позор в этой жизни, а в будущей жизни его ожидает суровое наказание. Ведь, поистине, мусульмане, без различия в расе, этносе или языке, в какой-бы части Земли они не проживали — единая Исламская умма. Их Господь — един, их религия — едина, смысл и цель их жизни — едины, их проблемы и путь их решения — едины, их судьба и предназначение — едины.

 

Сказал Всевышний Аллах:

وَإِنَّ هَذِهِ أُمَّتُكُمْ أُمَّةً وَاحِدَةً وَأَنَا رَبُّكُمْ فَاتَّقُونِ ٥٢

«И поистине, эта ваша умма — умма единая, и Я — ваш Господь, побойтесь же Меня!» (23:52).

 

 


Мустафа Билял