وَقُلْ جَاءَ الْحَقُّ وَزَهَقَ الْبَاطِلُ إِنَّ الْبَاطِلَ كَانَ زَهُوقًا

Скажи: «Явилась истина, и сгинула ложь. Воистину, ложь обречена на погибель». (17:81)

Наступает весна. После долгого сна просыпаются деревья, радуя глаза новыми нарядами. Голая земля покрывается травяным ковром. Воздух наполняется пением птиц. И солнце щедро дарит тепло, согревая остывший после зимы воздух. Все вокруг пробуждается после долгого сна и радуется приходу тепла. Жизнь течет по законам, установленным Всевышним Аллахом, одно время года сменяется другим.

 

Именно этому времени, когда переход от зимней спячки к весеннему пробуждению особенно заметен, люди, не познавшие величие Аллаха, придавали какое-то особенное, мистическое значение. Они приурочивали к этим дням разного рода поверья и легенды. Эти обряды корнями уходят в языческие пласты того или иного народа, зачастую так глубоко проникая в сознание, что люди переставали различать и понимать, что откуда берется и зачем все это делается. И как следствие этого, празднуя такого рода праздники, они, начинали считать их своими, не думая над их происхождением.  

Одним из таких праздников является «хыдырлез», который отмечают в начале мая и это сопровождается массовыми гуляниями, прыжками через костер, катанием хлеба и всякого рода обрядами и ритуалами. Что же в этом плохого можете спросить вы, и почему в этом есть противоречие нашей культуре? Ведь люди празднуют приход весны и наступление нового посевного года, или может быть они своими действиями хотят защитить себя от «злых сил», или может они хотят определить каким будет этот год – урожайным или нет. И таких аргументов может быть много. Известно одно, что сегодня уже мало кто точно знает, что это за праздник и почему он отмечается и откуда он берет свое начало, и вообще, чей этот праздник.

Рассматривать историю этого праздника, откуда он появился у нашего народа, нет необходимости. Потому что на счет этого может быть много версий и догадок, которые будут вызывать различного рода дискуссии и обсуждения, да это в принципе и не важно.  

Важно то, что его отмечают мусульмане Крыма – крымские татары. Поэтому необходимо посмотреть на связь этого праздника и Ислама, чтобы определить принадлежность его нашей культуре.        

Мы, как народ родились под сенью Ислама и став ревностными хранителями законов Аллаха наши предки оберегали религию Аллаха. Оставив все то, что связывало наших предков с доисламской эпохой, мусульмане Крыма стремились к довольству Аллаха, исполняя Его законы и удерживаясь от того, что Он запретил. И поэтому, в соответствие с тем, что сказал Посланник Аллаха Мухаммад (с.а.с.) в своем хадисе: «Когда я пришел к вам, у вас, в эпоху невежества, было два дня для развлечений. Но Аллах заменил их на нечто лучшее, на день Жертвоприношения и день Разговения!», они получили от Аллаха два самых лучших праздника Курбан-байрам и Ураза-байрам. Отмечая их, они стремились к довольству Аллаха.

Уверовав во Всевышнего Аллаха, мусульмане Крыма отбросили все прежние обычая, в которых Аллаху придавались сотоварищи. Они взяли себе в помощники и защитники Аллаха, Творца Миров.

Но после того, как в сознание мусульман Крыма стали проникать чуждые Исламу мысли, и понимание религии Аллаха стало не таким ясным, народ начал принимать обряды тех, кто проживал по соседству с ними, на одной территории, принимая их обычаи за свои. Прошли века, и история того, откуда появился этот праздник «хыдырлез» была покрыта пылью времен. Сегодняшнее поколение мусульман Крыма – крымских татар, ошибочно считает «хыдырлез» своим праздником, который имеет исламские корни, но при детальном рассмотрении мы видим, что корни этого праздника языческие, а обряды и ритуалы не имеют с Исламом ничего общего. Это смесь язычества и искаженного христианства, которая также далека от Ислама, как Истина далека от то лжи.

Об этом празднике в литературе говорят так «...Хыдырлез представляет собой комплекс обрядов и обычаев, направленных на задабривание сил природы с целью получения богатого урожая и увеличения поголовья скота.» (Куртиев Р. И. Календарные обряды крымских татар.-1996).

Со слов руководителя управления культуры и просвещения Меджлиса крымскотатарского народа, Сафуре Каджаметовой, выступавшей в прошлом году организатором празднование «хыдырлеза» в городе Симферополе мы можем узнать суть этого праздника.

«Хыдырлез — это национальный праздник, отмечаемый со времен язычества, — рассказывает она. — С Хыдырлеза начинается лето, время для отгона скота на яйлу. Название праздника произошло от имен двух святых — Къыдыра и Ильяса, которые, по преданию, обогнув Земной шар, встретились в ночь с 5 на 6 мая в районе Керчи, на холме, который сейчас носит название Хыдырлез». По ее словам на хыдырлез крымские татары проводят традиционный ритуал — катание круглого хлебца — калакая, который должен показать, урожайным ли будет нынешний год.

Прыжки через костер, катание хлеба по земле, гадание и задабривание сил природы или обращение к каким-то святым за помощью, помимо Аллаха,  – это все чуждо нашей культуре и является большим грехом. Это пережитки язычества, которые нам, почему то хотят, навязать, причем это делается со знанием дела известными в народе людьми.

Мы мусульмане и мы имеем лучшее, из того что есть у людей. Всевышний Аллах довел нам свою религию через Своего Посланника и Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Наши предки на протяжении веков жили под сенью Ислама, и занимали достойное положение в этом мире. Они оберегали, исполняли и распространяли религию Аллаха. Они избегали праздников, которые празднуют неблагодарные и возгордившиеся люди, не признающие религию Аллаха.

Сегодня мы являемся свидетелями упадка, произошедшего после того, как наши предки отошли от исполнения и соблюдения Ислама. Мы свидетели того, как нам сегодня навязывают чуждые понятия и законы, говоря, что они из Ислама. Нас пытаются еще дальше отдалить от религии Аллаха, пытаясь сделать нас из числа неблагодарных, которые идут прямой дорогой в Джаханам (Ад), поистине это самое жуткое место. По этому поводу Посланник Аллаха говорил: «Поистине, станете вы следовать обычаям живших до вас пядь за пядью и локоть за локтем, и (дело дойдёт до того, что) если они проникнут в нору ящерицы, то и вы обязательно последуете за ними!» Мы спросили: «О, посланник Аллаха, (ты имеешь в виду) иудеев и христиан?» — и он сказал: «А кого же ещё?».

Мусульмане должны скептически относиться ко всему, что им пытаются навязать, проверяя, соответствует ли это Исламу, изучать свою религию Ислам и оберегать ее, распространять ее, ведя людей из мрака неверия к свету Истины.

И в завершении вспомним слова Всевышнего Аллаха:

كُنْتُمْ خَيْرَ أُمَّةٍ أُخْرِجَتْ لِلنَّاسِ تَأْمُرُونَ بِالْمَعْرُوفِ وَتَنْهَوْنَ عَنِ الْمُنْكَرِ وَتُؤْمِنُونَ بِاللَّهِ

Вы - лучшая из общин, созданная на благо людей; вы велите вершить одобряемое, запрещаете творить не одобряемое и веруете в Аллаха. (3:110)