В исламской религиозной практике время, после наступления которого можно совершать вечернюю молитву и разговляться после поста, называется магриб. Магриб наступает после захода солнца, то есть после исчезновения солнечного диска за горизонтом.

Ранее мы говорили о временах Зухр и Аср намазов, сегодня же пришло время ознакомиться с магрибом. В хадисе от Пророка (с.а.с.) где, указаны времена совершения пяти обязательных молитв, говорилось следующее: «Время молитвы зухр (полуденной) начинается с того момента, когда солнце ушло с зенита, и продолжается до времени, когда длина тени человека равна его росту, пока не наступит время молитвы ‘аср (послеполуденной). Время молитвы ‘аср длится до тех пор, пока солнце не станет жёлтым. Время молитвы магриб (вечерней) длится до исчезновения вечерней зари…», (приводится у Муслима под № 612).

В хадисе от Джибира о временах намаза говориться, что магриб-намаз имеет одно время, потому как Джибриль (а.с.) два дня подряд совершал его в один и тот же промежуток времени — это «когда исчезало солнце». Так же об этом сообщается в хадисе, переданном от ибн Аббаса (р.а.), «что Джибриль пришел к Пророку (с.а.с.) и совершал с ним намазы в разных двух промежутках времени, кроме магриба», передал аль-Хаким. С другой стороны сообщается в хадисе от Абдуллаха ибн Амра, что «время магриб-намаза не прекращается с появлением сумерек».

Следует отметить, что хадис Джабира определил время свободного исполнения этого намаза, о чем так же имеется указание и в хадисе ибн Аббаса, речь идет о времени, наступающем сразу же после исчезновения солнца. Что же касается хадиса от Абдуллаха ибн Амра, то он гласит о полном времени магриб-намаза, которое начинается с закатом солнца и завершается с исчезновением вечерней зари. Так же на конец времени магриб-намаза указывает и хадис от Укбы ибн Амира (р.а.) что Пророк (с.а.с.) сказал: «Умма останется пребывать в благодати, или в своем естественном состоянии, пока не начнет затягивать магриб-намаз до времени, когда начинают появляться звезды», передали Ахмад, Абу Дауд, аль-Хаким, аль-Байхакъый. Так же этот хадис передали ибн Маджа и аль-Хаким, от Аббаса ибн АбдульМуттабилба (р.а.). Выходит, что появление звезд на небе говорит о завершении времени вечерней молитвы. Под выражением появления звезд на небе подразумевается: поглощение всего во мглу после исчезновения сумеречных следов солнца, когда появляются все звезды и их становится большое количество.

Передает Бурайда (р.а.) от Пророка (с.а.с.): «Однажды человек спросил о временах намаза, на что Пророк (с.а.с.) велел ему: «Совершай с нами намазы на протяжении этих двух дней», далее в хадисе приводится: «Затем он повелел ему (т.е. Билялю) и он призвал к магрибу. Когда исчезло солнце… он совершил вечернюю молитву до того, как исчезли сумерки…, затем он сказал: «Где, тот интересующийся о временах намаза человек?». Он ответил: «Я тут, о, Посланник Аллаха». Далее Пророк продолжил: «Времена ваших намазов заключаются в увиденном вами»», передал Муслим. Таким образом, Пророк (с.а.с.) в один день совершил вечернюю молитву сразу же после исчезновения солнца, а в другой, до окончания сумерек, иначе говоря, до исчезновения зарева заката.

Этот промежуток времени был установлен для совершения данного намаза. Это однозначный в своем указании текст, подтверждающий вышеизложенное мнение.

Так же необходимо упомянуть, предпочтительнее всего приступить к намазу вначале времени, еще до того, как настанет темнота, и начнут появляться звезды на небе, согласно передачам того же Джабира и ибн Аббаса.

Следующей нашей темой ин ша Аллах станет время ночной молитвы.

Муслим