prinimaetsyaВ номере №33 газеты «Возрождение» автором одной из статей была приведена следующая цитата:

«Знаешь ли ты, о постящийся, что, по мнению всех сподвижников, пост принимается только от тех, кто соблюдает намаз. Побойся же потерять свою религию, из-за своего попустительства в вопросе намаза».

О тщетности деяний человека, не совершающего обязательную пятикратную молитву можно говорить с двух сторон, с точки зрения вознаграждения или наказания у Аллаха за исполнения одного, и оставления другого в Шариате Аллаха, а так же с точки зрения фикха или пригодности (сыхха) одного из приказов Аллаха при его исполнении.

Что касается тщетности деяний у Аллаха, то об этом говорить сложно, т.к. только Всевышнему Аллаху судить своих рабов и эту роль брать на себя любому из людей не пригоже. Однако существует мнение одной из групп ученых, которые считают оставление намаза настолько великим преступлением, что это выводит человека из религии. Их мнение опирается на хадисы следующего содержания:

Передается от Абдуллаха ибн Бурайда, от своего отца, что Пророк (с.а.с.) сказал:

العهد الذي بيننا وبينهم الصلاة فمن تركها فقد كفر

«Договор, который находится между нами заключается в намазе, тот, кто его оставил, проявил неверие» (ат-Тирмизи [2621], ан-Насаи [463], ибн Маджа [1079])

Так же от Джабира передается, что Пророк (с.а.с.) сказал:

بين الرجل وبين الكفر أو الشرك ترك الصلاة


«Между мужчиной и неверием или многобожием, оставление намаза» (Муслим [82])

Другая половина имеет иной подход к этому вопросу, ссылаясь на то, что деяния, насколько велика их греховность не считалась бы, они не могу иметь отношение к вере или неверию. Человек либо верит, либо отрицает, а то насколько прилежно после того, как он уверовал, он исполняет заповеди веры, это вопрос иного содержания. Здесь следует так же отметить, все ученые единогласны в том, что если человек не совершает намаз по причине того, что отвергает это явное положение в религии, выступает против этого закона не считая его приказом Аллаха, он, несомненно, впадает в неверие, и его все остальные дела становятся тщетны. Но, если человек оставляет намаз из-за лени, невежества, халатности, то считается ли он неверным или грешником? Именно здесь возникло вышеупомянутое расхождение, где одни сказали оставивший намаз человек кяфир, другие же ответили, что он грешник, но не кяфир.

Подобное разногласие не сегодняшнего дня и много что было приведено по этому поводу каждым из сторонников своего мнения, желающие углубиться в этом вопросе, могут обратиться к соответствующей литературе. Однако не привести в пример диалог лучших из ученых Ислама не могу. Однажды между большими имамами Ислама – Ахмадом и Шафии возник спор. Ахмад утверждал что тот, кто не совершает намаз кяфир, Шафии же в свою очередь говорил о противоположном. Тогда Шафии задает вопрос Ахмаду:

– О Ахмад, считаешь ли ты того, кто оставил намаз кяфиром?.

– Да.

– Если он стал кяфиром, то, как ему снова стать мусульманином?

– Он должен произнести слова шахады (Ля иляха илля Аллах, Мухуммад расуляллах).

– Ведь этот человек продолжает оставаться на словах шахады, и что может заставить отказаться его от этого?

– Он мусульманин, потому что совершает намаз.

– Намаз кяфира не действителен, и только из-за совершения им намаза он не может считаться мусульманином.

После этого Имам Ахмад замолчал.

Можно посмотреть на этот вопрос и с другой стороны. Как известно в Исламе за совершение больших грехов предписаны виды наказаний. Например, если это воровство – отсечение кисти руки:

وَالسَّارِقُ وَالسَّارِقَةُ فَاقْطَعُوا أَيْدِيَهُمَا جَزَاءً بِمَا كَسَبَا نَكَالا مِنَ اللَّهِ

«Вору и воровке отсекайте их руки в воздаяние за то, что они приобрели, как устрашение от Аллаха» (Трапеза:38).

Если это разбой, сопровождающийся убийством и захватом имущества (по мнению Шафиитов), то преступник наказывается смертной казнью и распятием: при убийстве без присвоения имущества — смертной казнью; при лишении путника имущества без убийства — четвертованием и при простом устрашении без убийства и овладения его имуществом — высылкой или лишением свободы по усмотрению правителя.

Точно так же и намаз: кто отказался от его совершения по причине отрицания этого приказа Аллаха, что такого нет в религии, тот – неверный, вероотступник, его изолируют и предоставляют время для покаяния, а иначе смертная казнь. А те, кто оставляют намаз, из-за лени, халатности вместе с тем, осознавая обязанность его исполнения, и если такой человек упорствует в этом, пропуская свои намазы, то относительно его наказания существует три мнения:

1. Человек, не совершающий намаз по причине лени, заключается в тюрьму на три дня, для принесения покаяния, в случае отказа – казнь в виде наказания, а не по причине куфра (это передается от Хамада ибн Зайда, Вакиа, Малика, Шафии).

2. Человек, не совершающий намаз по причине лени, заключается в тюрьму на три дня, для принесения покаяния, в случае отказа – казнь как неверного, вероотступника (муртада). Его воздаяние, точно такое же, как тот, кто отрицал и выступал против такого положения как намаз, и это согласно общему пониманию хадиса: «Между мужчиной и неверием или многобожием, оставление намаза». (Это мнение Али (р.а.), аль-Хасана аль-Басрий, аль-Авзаий, ибн Мубарак, Ахмада, в одной из передач).

3. Человек, не совершающий намаз по причине лени, заключается в тюрьму, его не казнят, но наказывают бичеванием в тюрьме до тех пор, пока не начнет совершать намаз. (Это передается от аз-Захрий, Абу Ханифа, аль-Музаний, последователей Шафии).

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что раз вид наказания за оставление намаза по причине лени, а не из-за отрицания этого положения в религии все-таки отличается от наказания вероотступника (муртада), то неисполнение намаза не выводит человека из веры.

Возвращаясь к нашей теме, вывод напрашивается самостоятельно! Во-первых, вопрос «Принимается ли пост человека, не совершающего намаз?» не однозначный, в нем разошлись ученые. Ханбалиты сказали, что не принимается, потому что, как мы уже об этом говорили имам Ахмад считал, что тот, кто оставил намаз – неверующий. Что же касается остальных и их большинство (шафииты, ханафиты, Малик в одной из версий), то пост считается действительным основываясь на словах Всевышнего:

فَمَنْ يَعْمَلْ مِثْقَالَ ذَرَّةٍ خَيْرًا يَرَهُ وَمَنْ يَعْمَلْ مِثْقَالَ ذَرَّةٍ شَرًّا يَرَهُ

«Тот, кто сделал добро весом в мельчайшую частицу, увидит его. И тот, кто сделал зло весом в мельчайшую частицу, увидит его» [99:7,8]

Из признаков приятия Аллахом наших деяний – это полное подчинение, нет сомнений в том, что тот, кто оставил намаз в лучшем случае он грешник, и как мы уже говорили, есть те, кто считают такого вероотступником. У неверующего не принимается ни одно из видов поклонений, в общем, тогда как грешник лишает себя возможности получения вознаграждения (саваба) за свои деяния. И если даже его пост принимается (считается действительным как пост), однако он не сделал от себя зависящее, чтобы он был засчитан перед Всевышним Аллахом с точки зрения вознаграждения. Всевышний Аллах не принимает от всех подряд их деяний, как об этом говорит сам Всевышний:

قَالَ إِنَّمَا يَتَقَبَّلُ اللَّهُ مِنَ الْمُتَّقِينَ

«Он ответил: «Воистину, Аллах принимает только от богобоязненных» [5:27].

Так же этот человек выступает объектом гнева Аллаха и заслуживает должного наказания за оставление намаза, который считается столпом религии и приказом Всевышнего Аллаха. Что же касается поста, то следует просить Всевышнего Аллаха, чтобы удел такого человека от поста не ограничился только голодовкой и жаждой. Такой человек обладает слабой верой.

С точки зрения фикха намаз не является условием для поста, как например омовение для намаза. Тот, кто совершает один из больших грехов, оставляя намаз, более чем нуждается в соблюдении поста, согласно словам Всевышнего Аллаха:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا كُتِبَ عَلَيْكُمُ الصِّيَامُ كَمَا كُتِبَ عَلَى الَّذِينَ مِنْ قَبْلِكُمْ لَعَلَّكُمْ تَتَّقُونَ

«О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, – быть может, вы устрашитесь» [2:183].

Не совершающему намаз человеку достаточно добавлять к такому большому греху как оставление намаза еще один большой грех – оставление поста. Без сомнений обязанность поста спадет с такого человека, если он его исполнит. С точки зрения фикха, его пост засчитывается, а что касается вознаграждения, то оно воздается лишь тем, из рабов, кто стремится к полному соблюдению и подчинению во всем Всевышнему Аллаху.

Муслим