Однажды один старик, подойдя к яблоне, на которой висели спелые наливные яблоки, попросил молодого мужчину, лежащего под яблоней, сорвать одно яблоко.
— Это твои проблемы, старик! — рассмеялся мужчина. — Жди, когда яблоко упадёт к твоим ногам!
Старик посмотрел на мужчину и, горестно вздыхая, промолвил, что в соседней стране жестокий правитель готовится к войне.
— Это его проблемы! — заметил мужчина.
Старик продолжил, что правитель собирается напасть на эту страну, и надо бы упредить его.
— Это проблемы нашего правителя, — засмеялся мужчина. — Мне и тут, в тени дерева, хорошо лежать и лакомиться яблоками.
Старик ушёл. Страна была захвачена. Мужчина попал в рабство, на него надели цепи и повели в соседнюю страну с сотнями таких же молодых, крепких мужчин. Уже некому было отдохнуть в тени яблони в жаркий полдень и погрызть спелые яблочки, да и яблоня была срублена под корень.
Говорят: «Смерть убивает человека». Но не смерть убивает. Убивают равнодушие и безразличие. Если тебе безразлично, что происходит вокруг, чем живут люди, каково состояние твоих близких, родных и братьев, если тебе безразлично, что повсюду царит невежество, происходит беззаконие, безумствует несправедливость и увеличиваются один за другим беды и страдания, если тебе безразлично, куда катится мир, тогда пощупай себя: скорее всего ты — неживой. Потому что живому человеку не свойственно быть таким.
Ты равнодушно относишься к тому, что люди забыли Бога, погрязли в неверии и язычестве?
Ты равнодушно относишься к тому, что Коран и Сунна преданы забвению, а люди и весь мир живет по внушениям сатаны?
Ты равнодушно относишься к тому, что ежедневно убивают десятками и сотнями твоих братьев по вере, что разрушаются мечети и могилы сподвижников, что умаляют святость Посланника Аллаха, что надругаются над Кораном и другими святынями мусульман.
Если тебе все равно, что происходит это, то, как ты можешь называть себя последователем Ислама, Корана, Сунны и частью исламской уммы?!
Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Кто не заботится о делах мусульман, тот не из них».
«Пока человек чувствует боль — он жив. Пока человек чувствует чужую боль — он человек!» Да, неприятно чувствовать боль. И многие, чтобы избежать этой боли, маскируют равнодушие словом — спокойствие. Хотя это два противоположных понятия и состояния.
Спокойствие — это плод веры и поминания Аллаха во время следования Его предписаниям. И это спокойствие спасает человека в любой жизненной ситуации от паники, трусости, грехов, отчаянья, а также гарантируют бесчисленные награды от Аллаха в последующей жизни (Ахирате).
Безразличие — это плод неверия или слабой веры, которые убивают в человеке все моральные, гуманные и духовные ценности, делая его бесполезным и хладнокровным в жизни, а в следующей жизни (Ахирате) обрекают его на невыносимые муки.
Безразличие парализует душу и тело человека, превращая его в пассивную, болезненную и бездейственную органическую массу. В то время как люди, обладающие спокойствием, всегда бодры, смиренны и полны оптимизма, что дает им здоровье и энергичность.
Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «В Судный день приведут человека, считающего себя благодетелем и не видящего в себе ничего плохого. И у него спросят: «Дружил ли ты с верными и покорными мне людьми?». Он скажет: «О Аллах, я был в мире со всеми людьми». И у него спросят: «Боролся ли ты с моими врагами?». Он ответит: «О Аллах, я не хотел, чтобы между мной и кем-то были какие-то неприятности». И Аллах скажет: «Клянусь Своим величием, не будет достоин Моей милости тот, кто не дружил с покорными мне людьми и не воевал с моими врагами» (от Василя ибн аль-Аскъаъ).
Сложно быть небезразличным. И некоторые, чтобы избежать это нелегкой ноши, пытаются назвать свое безразличие уединением от фитны. Однако уединение и безразличие — это также два разных понятия и положения.
Уединение от людей — это значит избегать плохих людей в момент фитны, т.е. когда он не может понять, где истина, а где ложь, когда он не знает, как правильно поступить и от чего воздержаться, когда есть страх попасть в смуту.
И это качество заботливого верующего человека, который опасается навлечь на людей беду, а на себя гнев Аллаха.
Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Не оповестить ли мне вас о лучшем человеке своей степенью?». Мы сказали: «Да, о Посланник Аллаха!». И он сказал: «Человек, который взял за узду свою лошадь и находился на пути Аллаха пока не погиб или не умер. И сказать ли мне вам, кто идет после него?». Мы сказали: «Да, о Посланник Аллаха!» Он сказал: «Человек, который уединяется вдаль (в ущельях), выстаивает намаз, выплачивает закят и сторонится плохих людей».
Безразличие же — это полное бездействие, зная, где — правда, а где ложь. И нет хуже того, кто знает, что надо сделать, но не делает! Народная мудрость гласит: «Не бойтесь врагов — в худшем случае они могут лишь убить. Не бойся друзей — в худшем случае они могут лишь предать.
Бойтесь безразличных — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство».
В доисламский период у арабов был скверный обычай заживо хоронить новорожденную девочку. И в первые же года начала пророчества нашего пророка Мухаммада (с.а.с.) Всевышний Аллах ниспослал аят:
وَإِذَا الْمَوْءُودَةُ سُئِلَتْ (٨)بِأَيِّ ذَنْبٍ قُتِلَتْ ٩
«Когда зарытую живьем спросят, за какой грех ее убили» (81:8–9)
Аллах спросит её: «Почему ты умерла?», а она ответит: «Предали меня родители, мой народ и все люди, которые не старались остановить это нечестие». Мухаммад и его сподвижники первыми начали осуждать этот скверный обычай и работать над изменением плохого общества, в котором царил этот обычай. Они боролись с этой порочностью, пока Аллах не даровал им победу. Сегодня на глазах у всего мира, убивают тысячи мусульманских детей в Сирии, Палестине и других горячих точках. Сегодня на глазах у всего мира умирают тысячи мусульманских детей с голода в Судане, Сомали и других бедных странах. Сколько детей умирают из-за отсутствия денег у родителей, чтобы пройти лечение. Завтра, в Судный день Аллах их спросит также, как спросит зарытую живьем девочку, за какой грех они были убиты? Что они ответят? «Полуторамиллиардная умма Мухаммада, которая занимает самые богатые и плодородные территория, не защитила меня и не оказала помощь, а точнее предала меня!».
Что мы ответим?! Что мы скажем в свое оправдание Тому, Кто знает тайное и явное, Суровому и Карающему?!
Скажем: «Не знали, что делать». Но разве Он не отправил нам Ислам, чтобы мы находили в нем ответы? Почему не изучаем свою религию Ислам, чтобы найти ответы?
Скажем: «Не было времени». Но, разве мы не сидим часами за экранами телевизоров, в интернете, читаем желтую прессу и делаем все для нашего мирского комфорта. Неужели для изучения религии мы не находим времени?
Скажем: «Не было возможности». Но разве мы не тратим на себя кучу денег и массу времени, и ежедневно просим Аллаха увеличить наше состояние? Неужели нет возможностей хотя бы попросить Аллаха за этих детей, за нуждающихся, за угнетенных, не говоря уже о реальных действиях, чтобы изменить мир?!
Посланник Аллаха (с.а.с.) говорит: «Мусульманин брат мусульманина. Он не обидит его, не оставит без помощи и не будет презирать его». «Вы непременно должны призывать к одобряемому и запрещать порицаемое, или же Аллах ниспошлет на вас наказание, после которого вы будете взывать к Нему, а Он не будет вам отвечать». Также сказал: «Клянусь Аллахом, вы непременно должны призывать к одобряемому и запрещать порицаемое. И должны взять за руки тирана, склонить его к истине и удерживать его в ней».
Проблема не в незнании, не в отсутствии времени, не в отсутствии возможностей, проблема в безразличии, и в первую очередь в безразличии к религии Аллаха, а точнее к её полному претворению в жизнь, которое невозможно без нашего единства и собственной державы — Праведный Халифат.
О, мусульмане! Не будьте безразличными в своей жизни! Не соглашайтесь со злом, господствующим сегодня в мире! Не молчите, видя произвол, учиняемый в отношении других людей! Посланник Аллаха (с.а.с.) говорит: «Аллах не наказывает народ за действия отдельных лиц, пока этот народ не видит зло, совершаемое этими отдельными лицами, и, будучи способным изменить его, не делает этого. Когда они поступают так, Аллах наказывает их всех» (Сборник хадисов имама Ахмад «Муснад»).
Пусть Аллах наставит нас на истинный путь! Пусть Аллах сделает нас праведными и простит наши ошибки и грехи! Пусть Аллах поможет мусульманам, которые сегодня переживают невыносимые страдание! Пусть Аллах дарует нашей умме — умме Пророка Мухаммада (с.а.с.) — победу над безбожными беззаконниками!
Ибрагимов Ибрагим