Нередко в жизни человек предстаёт перед выбором: как поступить в определенной ситуации, на что опереться при принятии решения. Зачастую одним из важных критериев выступает вопрос — как этот выбор воспримет общество, одобрит или же осудит. И как бы природа человека не сопротивлялась, всё же человек чаще всего склоняется в сторону мнения общественности. Но вопрос в том, правильно ли общество определяет, что хорошо, а что плохо...?
Оставшись наедине с самим собой, человек поступает так, как подсказывает ему его сердце, разум, совесть… Однако оказавшись снова под «прицелом» общества, он действует в соответствии с общественным мнением. Эта проблема касается практически всех сфер жизни человека: дом, семья, работа… Не является исключением и вопрос воспитания детей.
Пророк (с.а.с.) говорил: «Я построю Ислам с молодыми». По воле Аллаха так и происходит: молодёжь всё чаще возвращается к истокам нашей религии — Ислам, однако часто бывает так, что старшее поколение не хочет мириться с этим, пытаясь «образумить» детей, вернув их к «нормальному» образу жизни. К удивлению, в сердцах родителей появляется тревога, страх, обеспокоенность… Обстановка в доме меняется, кто-то постоянно спешит прочесть намаз, звучат не совсем привычные слуху слова: «бисмиЛлях», «иншаАллах», «машаАллах»…, даже Коран, годами не бравшийся в руки, теперь не лежит без дела. Всё это так непривычно, ведь в нашей семье давно позабыты эти ценности. Да, всё это было, но только во времена наших прапрадедов… И казалось бы нам это не чуждо, но так пугает мысль: «А что же подумают люди?».
Странно, ведь в том, что теперь дочь предпочитает одежду, излучающую скромность, нет ничего плохого. Теперь по вечерам она сидит дома, находясь в поле зрения родителей, и ведёт себя прилично даже тогда, когда её никто не видит. Никто, кроме Всевышнего. Скромна, воспитана, мила — теперь она богобоязненная мусульманка. Её не беспокоит мнение окружающих, она не гонится за модой, ей не так важно, популярна ли модель ее платья, главное, чтобы оно было скромным, просторным и чистым. Ведь именно эту форму одеяния определил для нас сам Создатель.
В Коране Аллах говорит:
يَا أَيُّهَا النَّبِيُّ قُلْ لأزْوَاجِكَ وَبَنَاتِكَ وَنِسَاءِ الْمُؤْمِنِينَ يُدْنِينَ عَلَيْهِنَّ مِنْ جَلابِيبِهِنَّ ذَلِكَ أَدْنَى أَنْ يُعْرَفْنَ فَلا يُؤْذَيْنَ وَكَانَ اللَّهُ غَفُورًا رَحِيمًا ٥٩
«О, Пророк! Скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они опускали на себя (или сближали на себе) свои покрывала. Так их будут легче узнавать (отличать от рабынь и блудниц) и не подвергнут оскорблениям. Аллах — Прощающий, Милосердный» (33:59) .
А чем же руководствуется общество, утверждая, какую одежду следует носить, а какую нет? Навязанными стереотипами? Общепринятыми нормами? Личным мнением? Но ведь, сколько людей, столько и мнений. Где найти золотую середину?
А что касается сына, то он больше не возвращается домой под утро в нетрезвом виде, при этом оскорбляя родителей так, словно это они в чем-то провинились. Теперь он уважает мать и отца, так как знает, что Рай ему обещан в том случае, если они будут довольны им.
Почему же некоторые родители препятствуют своим детям в повиновении Аллаху. Практически невозможно придерживаться середины в этом вопросе. Шариат требует от человека абсолютного претворения Ислама. В связи с этим часто возникает конфликт, когда дети все же поступают вопреки воле родителей. Ведь если стоит выбор между желанием родителей, чтобы ребенок ослушался Аллаха и требованиями Всевышнего, то в самом Коране приказано выбрать второе:
وَإِنْ جَاهَدَاكَ عَلى أَنْ تُشْرِكَ بِي مَا لَيْسَ لَكَ بِهِ عِلْمٌ فَلا تُطِعْهُمَا وَصَاحِبْهُمَا فِي الدُّنْيَا مَعْرُوفًا وَاتَّبِعْ سَبِيلَ مَنْ أَنَابَ إِلَيَّ ثُمَّ إِلَيَّ مَرْجِعُكُمْ فَأُنَبِّئُكُمْ بِمَا كُنْتُمْ تَعْمَلُونَ ١٥
«А если они будут сражаться с тобой, чтобы ты приобщил ко Мне сотоварищей, о которых у тебя нет знаний, то не повинуйся им, но сопровождай их в этом мире по-доброму и следуй путем тех, кто обратился ко Мне. Потом вам предстоит вернуться ко Мне, и Я поведаю вам о том, что вы совершили» (31:15).
Естественно, это удар по родительским чувствам, ведь они вырастили нас, воспитали и даже подумать не могли, что когда-нибудь всё так круто изменится. Но почему, когда дети принимают решение жить по законам Аллаха, родители утверждают: «…Да что ты в жизни понимаешь? Молод ещё…» Когда же дело доходит до ночных прогулок, «праздников», развлекательных и увеселительных мероприятий, сопровождаемых распитием спиртных напитков, то никто не утверждает, что дети ещё молоды, чтоб самим решать что-то в своей жизни. Парадокс, но это печальная реалия.
Разве осознав это, можно и дальше продолжать препятствовать детям, жить по законам нашей религии, ведь религия — это и есть образ жизни, а образ жизни напрямую связан со смыслом существования.
Ни один родитель не станет желать своим детям плохого, но на что надеяться, когда в обществе процветает порочность, где преследуется лишь одна цель — выгода, преступления становятся нормой, а хамство уже стало обычным явлением. Пока ещё не поздно, и наши души не покинули нас, есть шанс измениться, переосмыслить свою жизнь, Аллах — Принимающий покаяние. Он сказал: «О, рабы Мои, поистине, грешите вы ночью и днём, а Я прощаю все грехи. Так просите же Меня о прощении, и Я прощу вас».
Алиме Сулейманова