drevniy_solhat


Город Старый Крым, овеянный легендами и имеющий большое количество памятников архитектуры, находящийся в восточной части Крыма. Через Старый Крым проходит дорога, соединяющая Симферополь с восточным Крымом (Феодосия, Керчь). Находится в 24 км от Феодосии и в 88 км от Симферополя. Отмечен он на картах туристических маршрутов как место, которое необходимо посетить для ознакомления с местными достопримечательностями. В Старом Крыму провел последние два года жизни Александр Грин. Могила писателя – на городском кладбище. Имеется литературно-мемориальный музей писателя. Среди гор сохранился древний армянский монастырь Сурб-Хач. А так, городок с виду обычный, провинциальный. С первого взгляда ничего необычного в глаза не бросается. Нужно было пройти до центра, где у меня была назначена встреча с одним местным предпринимателем Абдуллахом, который любезно согласился меня сопроводить в качестве гида, по всем местам, где сохранились следы мусульманских культовых сооружений. Именно с этой местности в Крым стал проникать Ислам. Для мусульман Крыма – крымских татар это имеет особое значение.

Вскоре мы на машине оказались в первом пункте назначения – руины Караван сарая. И здесь в сознании стали проявляться смутные образы... В мыслях я перенесся из XXI столетия в средние века…

Къырым – Солхат – Старый Крым

Из археологических и письменных источников известно, что к XII веку на месте Старого Крыма возникает большой торговый центр с крепостными стенами и рвом. Это время торговых караванов Великого шёлкового пути, связующего Азию с Европой. В XIII веке в бассейне Черного моря вели торговлю итальянские купцы венецианцы и генуэзцы. Город развивался, имея важное положение, находясь на торговых путях и естественно в средние века юго-восточный Крым превратился в один из центров международной торговли.

До настоящего времени вызывает споры происхождение топонима «Солхат». По мнению А. Григорьева, в его основе лежит тюркское название. «Солхат» по-тюркски означает «левая сторона». Поскольку слово «сол» у тюрков обозначает положение на местности, «Солхат» можно перевести как «Левое поселение». Однако М. Крамаровский указывает, что ключ к расшифровке топонима в реальном положении селения на местности, топоним «Солхат» можно прочесть как «селение» (город) на левом склоне (крае) горы. Но есть версия, что это может быть перевод генуэзцами кыпчакского «Къырым» – «ров». Есть итальянское слово «Solcati» – «бороздчатый». Это современный итальянский язык.

Но у меня чувство, что надо искать в древнем латино-персидско-куманском словаре конца XIII века «Codex Cumanicus». Собственно спорить с научными авторитетами я не берусь, но все-таки склонен искать происхождение от слова «ров». Археолог А. Гаврилов рассказал мне, что знает местонахождение рвов, от которых происходит кыпчакское название Къырым, которое в арабских средневековых источниках которое встречается как Аль-Къирим (القرم).

djami_i_medrese_uzbek_han

Расцвет

Время расцвета города пришлось на XIV в. Здесь шумели рынки, на которых велась активная торговля. Повсюду слышна была итальянская, армянская, греческая, арабская и тюркская речь купцов. Для них и паломников в городе построены несколько караван-сараев. А над окрестностями, базарами и пыльными улочками с минаретов мечетей разносился призывы муэдзинов к молитве. Это время распространения на полуострове Ислама. Ислам утвердился в Солхате еще до того, как стал государственной идеологией Золотой Орды. Знаменитый мусульманский путешественник Ибн Баттута в своих записях описал Кырым и многих людей из местной знати, имена которых сохранились на надгробиях.

Хан Золотой Орды Узбек утвердил Ислам в качестве официальной религии государства в 1313 г., и уже в следующем году в Кырыме были построены мечеть и медресе. В 1443 г. Хаджи-Девлет-Герай объявил себя крымским ханом и провозгласил создание независимого от Золотой Орды государства – Крымского ханства. В этом же году ханская резиденция была перенесена в новую столицу – город Бахчисарай.

karavan_saray

Караван-сарай (XIII-XIV вв.)

То, что осталось от массивных стен ограничило достаточно большую площадь. Размер конечно можно было представить. Исходя из того значения которое имели караван-сараи в древности, будучи местом остановки и отдыха торговцев и паломников, къырымский Караван сарай играл не маловажную роль в развитии города. Находившийся сразу же при въезде в город, он представлял собой огражденный пятиугольник площадью около 2500 м2 с резным порталом. Изнутри к стене были пристроены деревянные галереи, разделенные на комнаты для приезжих купцов. В центре, во дворе, снабженном водопроводом, располагались повозки, а также упряжные и вьючные животные.

djami_of_noname

«Безымянная» мечеть

Осмотрев руины Караван сарая, Абдуллах повез меня на улицу Спартака, где среди жилых домов просматривались части стен мечети. Названия ее Абдуллах не знал, но было не скрываемым его желание попробовать найти средства, что бы мечеть снова стала действующей. Уверенно он провел меня среди зарослей к месту, где четко прослеживались формы михраба. Хоть хозяин соседнего дома и уверял нас, что это кенаса, однако фрагменты михраба указывали на мусульманское культовое сооружение. Останки мечети находились на территории частного двора и использовались хозяином как хозпостройки. Неприятное чувство вызвал покосившийся деревянный туалет классической сборки среди древних стен. Эта картина очень обеспокоила моего гида. «Надо найти хозяина и обговорить с ним куплю продажу, восстановить дом Аллаха и очистить от скверны. Свят Аллах», сокрушался он.

djami_of_kurshun


Куршун-Джами (XIV в.)

Неподалеку от мечети Узбека расположены остатки монетного двора XVIII в. и развалины мечети Куршун-Джами (Свинцовая мечеть). Она построена в XIV в. и названа так потому, что при ее возведении мастера заливали остававшиеся между камнями зазоры расплавленным свинцом. Одни считают это вымыслом, другие утверждают, будто бы такой строительный прием действительно использовался в прошлом для придания прочности зданиям или оборонительным сооружениям. А.В. Гаврилов говорит, что возможно название происходит от того, что свинец был использован на крыше мечети и оплавился при пожаре.

djami_of_beybars

Мечеть Бейбарса

Развалины мечети Бейбарса находятся неподалеку от мечети Узбека. Это самая древняя мечеть не только Крыма, но и Европы, которая была сооружена в Солхате в 1287-1288 гг., как считается, на деньги присланные уроженцем этих мест Захиром Сейф-ад-дин ас-Салих Бейбарсом, который стал одним из правителей Египта. Он правил в 1260-1277 гг. и был вторым по счету, причем одним из четырех самых выдающихся султанов знаменитой мамлюкской династии Бахри, которая властвовала в Египте около 300 лет. Султан Бейбарс вошел в историю тем, что нанес крупное поражение монголам, и остановил их продвижение на Ближнем Востоке. Выходец из причерноморских степей кипчак по происхождению, Бейбарс в детстве был куплен на одном из невольничьих рынков полуострова, как белый раб (мамлюк).

До настоящего времени здание сохранилось не полностью. Утрачен минарет (он запечатлен на акварели М. Иванова конца XVIII в.). По описанию П.И. Кеппена, первоначально стены ее были покрыты мрамором, а верх – порфиром. Историк А.И. Маркович отметил высокую прочность здания мечети Бейбарса: «Развалины эти, обращающие внимание высотой сводов и массивностью стен с контрфорсами, еще долго могут держаться».

djami_of_uzbek_khan

Мечеть Узбека

Хан Узбек, вступивший на золотоордынский престол в 1312 г., приняв Ислам, велел построить в Солхате красивую мечеть и медресе. Их строительство было начато в 1314 г. По сообщению мусульманского путешественника Эвлии Челеби, в 1512-1513 гг. при Менгли-Гирее I мечеть была соборной. Мечеть хорошо сохранилась до наших дней и является действующей. Главный вход мечети выделен порталом, украшенным отличной резьбой по камню. Интересна и ярко расписанная резьба внутри здания. По своим формам мечеть – здание, прямоугольное в плане, с входом с северной стороны и встроенным в северо-восточный угол минаретом. Вход украшен резным порталом с надписью и следами ремонта в верхней части. Пол вымощен каменными плитами. Двор с фонтаном посредине и колодцем для сбора воды был вымощен каменными плитами. К южному торцу мечети Узбека примыкало большое здание медресе – духовного училища, построенного в 1332-1333 гг. Это было значительное по размерам сооружение с обширным внутренним двором. Фасад здания был украшен монументальным арочным порталом, испещренным резным орнаментом. Сейчас от духовного училища остались лишь руины.

Беседа с археологом

Пытаясь разглядеть за забором то, что осталось от Куршун-Джами, мы повстречались с Александром Викторовичем Гавриловым. Как он нам потом представился, когда мы втроем сели под тенью дерева, Александр Викторович старший научный сотрудник Крымского филиала Института археологии НАН Украины. Принеся холодной родниковой воды, свой рассказ он начал с Куршун-Джами, останки стен которой виднелись с его двора. Указав, что все постройки были возведены в XIV веке, он рассказал про мечети султана Бейбарса и хана Узбека. Упомянул про стены мечети на улице Спартака, и что названия его, к сожалению, не сохранилось. Она условно значится как Безымянная. Фрагменты михраба свидетельствуют, что это была действительно мечеть. «Мечетей было много. В каждом квартале была мечеть», говорил археолог с загоревшим под майским солнцем лицом.

Но когда разговор зашел про легендарную Мускусную мечеть, ученый уже не стал скрывать своего негодования по поводу того, что историческое наследие утрачивается безвозвратно. Место, где находилась Мускусная мечеть, было частным владением, и хозяин не придав ни какого значения, просто снес остатки строения для своих нужд. И это не первый случай. Александр Викторович поведал, как ценные камни с надписями используются как бут для фундамента. К сожалению, жители безразлично относятся к находкам. И так пропадает наследие! Контроль со стороны государства, по словам ученого, так и не восстановился с момента распада СССР до должного уровня. Археологического изыскания на месте строительных работ не проводится, и подписи ставятся без исследований. Ему на общественных началах приходится убеждать людей, просить, что при обнаружении чего-либо звонили, звали, показывали... Ученый категорически высказался против передачи находок в частные коллекции и музеи. «Только государственные! Иначе все пропадет!».

Потом ученый с гордостью продемонстрировал свой лапидарий*, состоящий из экспонатов, которые ему удалось спасти. «Земля насыщена историческими артефактами! Очень много исторических находок! И задача сохранить хотя бы то, что имеем. Пусть сейчас денег нет, но когда-нибудь они все-таки будут. Будет же все-таки хороший стабильный период... Поэтому задача максимально сохранить археологический культурный слой для потомков, чтобы они когда-нибудь это изучили!».

Заключение

Автобус несся по трассе оставляя за спиной древний город Солхат. Руины мечетей, медресе оставляли тяжелое чувство на сердце и в тоже время чувство надежды. По воле Аллаха, сегодня Ислам в Крыму, и в скором времени руины мечетей будут восстановлены и с минаретов Солхата будет раздаваться призыв муэдзина.

Энвер Кадыров

Симферополь – Старый Крым – Симферополь


*Лапида́рий (от лат. lapis – камень) – экспозиция образцов старинной письменности, выполненной на каменных плитах (в том числе надгробиях). Под данное понятие также попадают остатки скульптур и строений, то есть части некогда единого целого (иногда неизвестного происхождения), зачастую выставленные в местах археологических раскопок.