С момента аннексии 19 апреля 1783 года и по сей день положение крымских мусульман остается бедственным. Отчетливо видно разрушение преемственности поколений! Надо сказать, что уничтожалась она не просто один раз, а ужасающее количество раз! Иногда промежуток между отвратительным «хирургическим» вмешательством в историческую память мусульман был, буквально, с десяток лет! Ведь процесс передачи мировоззрения и других культурных ценностей и традиций из поколения в поколение представляет собой культурную трансмиссию (передачу). Именно такого рода трансмиссия обеспечивает преемственность и непрерывность культурного развития. В результате трансмиссии молодое поколение получает возможность начать с того, чего достигло старшее поколение, добавляя новые знания, умения, ценности и традиции к уже накопленным.
Беды, постигающие наш народ, не имеют на современные поколения никакого влияния именно из-за нарушения преемственности. Это естественно! Мы ведь ничего не знаем о своем прошлом! А если и знаем что-то, то с точки зрения тех, кто описывал славу оружия «Российской империи» или антисоветскую деятельность. Один Аллах знает, насколько лживо было их повествование. Сегодня порой наши дети в школе, выходя к доске, рассказывают перед всем классом о том, что их предки, которые достойны лучшего поминания, нападали ордами, грабили и занимались работорговлей!
Аннексия! Следом за ней шло системное уничтожение идейного богатства, физическое уничтожение носителей информации этого идейного богатства! Ко времени наступления большевистской эпохи, крымские мусульмане были уже совсем не те, что до аннексии. А потом и большевизм сделал свое черное дело. Террор большевистских «троек», которые могли выносить приговоры просто по анонимке или по тому, что человек им просто не нравился, уничтожал генофонд нации. Затем была «латинизация». Потом переход на кириллицу. Депортация! От рассказов о депортации надрывается сердце и невозможно удержать слез! Да, ведь живы еще свидетели ее. Рассказывают про опустевшие села, вой собак и бесконечный стук колес… А в ссылке многие дети были отобраны у матерей и воспитывалось в детдомах. И можно себе представить, что, получив рабочую специальность, подросток выходил на работу будучи, так сказать, уже «HOMO SOVETICUS».
Сегодня мы в Крыму. Но след прошлого отразился на нашем сознании. Вся череда бедствий была следствием лишь одного – аннексии, но урок, который она нам преподнесла, остался не усвоенным!
Российская императрица упивалась своим величием и размерами территории Российской империи. Все притязания на Крым для нее казались достаточно легко решаемые. «А между тем другие зложелатели Порты, как, например, тогдашняя Австрия, прямо подбивала Россию отнять у Порты ее правую руку Крым». Достаточно императрице было заставить Султанат оставить независимым Крымское ханство, и она не замедлит его тут же прибрать к владениям Ее императорского величества. Если ей самой не было возможным участвовать в военном противостоянии, то для того чтобы ослабить Султанат она прибегала к разжиганию сепаратистских настроений на Кавказе и на Балканах. Ею использовалась идея христианского единства и возрождения Византии. В отношении же Крымского ханства были некоторые сложности из-за того, что его населяли мусульмане и в нем претворялись законы Ислама. Послы Екатерины II оказывали постоянное давление на султана, чтобы тот дал ханству независимость. Были попытки использовать напряженность между султаном и ханом, которая, как казалось России, имелась между ними. Эти факты были единичными, но они виделись как системные, и было желание ими непременно воспользоваться. Когда заходит речь о конфликтах между ханом крымских татар и султаном, то это неверное утверждение. Вот пример преданности Селим-Гирея и его народа султану, описанный Смирновым В. Д.: «Что я за низкий такой, чтобы питать такую дикую мечту и претендовать на самостоятельность власти: ни мне этого не приходило в голову, ни другой никто не указывал мне дороги к этому своим примером! Столько времени я был благожелательным слугою Высокой Державы и питался ее хлебом и солью, ее ласкою и благоволением; видел столько ее благости, и, до сего времени летал ее крыльями, считал себя безопасным. Я никоим образом не из способных на это… сколько есть моей силы в руках, я от души и сердца выполню обычную свою службу; вкупе со своими детьми и близкими и со своим войском постараюсь и, если Богу будет угодно, употреблю все усердие и настойчивость к тому, чтобы привести в исполнение лежащую на мне обязанность!». (Смирнов. Крымское ханство под верховенством Оттоманской Порты. 1887.).
Раздираемое со всех сторон исламское государство естественно ограничивало помощь крымским ханам. Им приходилось самим отражать давление со стороны Российской империи. Но даже тогда, когда к нему приехал граф Панин, завел речь о «святой вольности» и обещал ему помощь в достижении полной самостоятельности Крыма, Каплан-Гирей II, будучи на то время ханом, категорично отказался.
Екатерина II начинает новую политику. Она стремится расколоть единство крымских мусульман, предлагая тому же Панину соблазнять татар «свободой» от турецкой опеки, рассылая копии с российских предложений помощи в Крыму «по разным местам, чем по малой мере разврат в татарах от размышлений произойти может». Панин решил начать с ногайцев – Буджакской, Едичкульской, Емболуцкой и Едиссанской орд. В места их кочевок были посланы российские эмиссары.
«Едисанская орда весною кочевала у Конских Вод; при переходе через Днепр запорожцы не преминули ее пограбить: и, чтоб успокоить ногаев, русское правительство должно было заплатить им за пограбленное до 14000 рублей. К Джан-Мамбет-бею приехал старый знакомый Веселицкий, к которому немедленно явился приятель Абдул-Керим-эфенди и клятвенно уверял в верности и твердости всех едисанцев, буджаков и джамбулуков; объявил, что Джан-Мамбет-бей и все благонамеренное общество очень желает выбрать в ханы, если императрице угодно, Шагин-Гирея, который перед этим был воеводою, или сераскир-султаном, над едисанцами: этот султан не только предан России и навсегда останется ей верным, но и человек он очень разумный и праводушный. Эфенди прибавил, что мурзы с крымскими татарами охотно вышли бы к благонамеренным ордам под покровительство Российской империи, но некоторые из Ширинов, прельщенные подарками и увещаниями калги, согласились с некоторыми муллами и с Джалим-беем, старшим над Ширинами, зятем нынешнего хана, чтоб перечить другим; они упирают на одну статью Алкорана, которая говорит: если мусульманский народ, не видя никакой опасности от меча и огня, осмелится нарушить свою присягу отступлением от единоверного государя и передаться иноверной державе, то навеки должен быть проклят; если же предвидится неминуемая гибель, то нужда закон переменяет и нарушить присягу позволяется. Поэтому между ними и постановлено до тех пор не отступать от Порты, пока не увидят крайней опасности от русского войска. Пришел сам Джан-Мамбет-бей и говорил то же самое о Шагин-Гирее: «Хочу к нему писать, чтобы выехал к нам из Крыму, потому что с его выездом между крымцами последует великая перемена: из всех Гиреев один этот султан всем народом любим»». Так описывается то время в работе русского историка С. М. Соловьева (1820-1879 гг.) «История России с древнейших времен».
Однако с крымскими татарами все было не так просто. Тогда, российские власти намерились устрашить, оставшихся непоколебимыми, крымцев мечом и огнем, по-современному выражаясь, для принуждения к миру. Вскоре началось вхождение в Крым. Многочисленность войск в союзе с перешедшей частью подданных крымского хана на сторону Российской империи, сломили дух сопротивления. Российское войско князя Василия Долгорукова, имея многократное численное превосходство, вторглось в Крым и разбило небольшие военные части крымского хана Селим-Гирея. Вся территория Крыма оказалась оккупированной. Как отмечал сам Долгоруков, российские овладели линиями почти без урона. Россия спешила подписать трактат с татарами о их независимости от Порты, но ни Селим-Гирей, ни мурзы не соглашались. Тогда Долгоруков пошел проверенным путем, введя в Крым в 1772 году дополнительные войска, начал кровопролитную кампанию. Дата 19 сентября 1772 года вошла в историю Крымского ханства как день ужасного террора! Резня мирного населения, устроенная Долгоруковым, была настолько страшной, что свидетельства о ней стали известны за рубежом. Это была самая кровавая бойня! Массовые казни, сопровождавшиеся выжиганием больших сел и малых деревень, продолжались несколько недель. Поняв, что российские части не остановятся перед истреблением целого народа, крымский хан согласился на подписание кабального договора о независимости Ханства.
1 ноября 1772 года в Карасубазаре, где собрались беи, мурзы и ногайские сераскиры, был заключен договор о независимости Крымского ханства, под давлением жестких репрессий правительство ханства вынужденно подписала этот документ. (Возгрин В. Е. Аннексия Крыма Российской империей // Голос Крыма. – 1999.). Далее все переговоры со стороны России велись на невыгодных для мусульман условиях. Естественно, ведь именно от них зависело, будут ли татары вообще жить, ибо Россия демонстративно показывала, что для достижения своей цели она готова разобраться с ними без пощады, при малейшем признаке сопротивления.
То, что было дальше, уже можно было прогнозировать. Доверившись и понадеявшись на благосклонность Российской империи, высшие представители власти крымских татар обрекли на уничтожение своих соплеменников. Она распространяла мысли о недоверии Султанату, щедро одаривала подарками часть крымской знати, и потом, когда уже стала очевидной слабость, оставалось только дожать и подчинить.
И все это было благодаря тому, что удалось разделить мусульман, внушив недоверие друг другу. Такое положение было по всем границам Исламского государства. И сегодня в реальности мы можем наблюдать подобные манипуляции в оккупированных Афганистане, Ираке и др. регионах. И можно видеть это в среде крымских татар. Невежественная ненависть между сыновьями одного народа чревата аналогичным бедствием! Неужели тот горький опыт, который имеет наш народ, не достаточен, чтобы понять: разделение – путь в никуда!
Однажды Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отправил своих сподвижников по одному делу с напутствием, чтобы никто не совершал послеполуденного намаза, пока не достигнут пункта назначения. Но одни, поняв его по-своему, прочитали его перед отправлением в путь, а другие, достигнув конца пути. Ни тех, ни других Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не порицал. Ведь расхождение во мнениях допустимо в Исламе. И если даже закон Аллаха мы можем понять по-разному, то это еще не основание для ненависти, не основание для недоверия друг другу и, тем более, для сомнения в искренности намерений друг друга.
Помните, братья и сестры, урок! Прощайте друг другу обиды и отстраняйтесь от провокаций! Ради довольства Аллаха, ради будущего отчета в Судный День, ради будущих поколений которым мы, иншаАллах, восстановив преемственность, передадим урок, для того чтобы уберечь их от бед!
И последний наш призыв: Хвала Аллаху, Господу Миров!
Энвер Кадыров
Сейтумер Сейтумеров