Каждый год, 18 мая крымскотатарский народ собирается на центральной площади г.Симферополя на траурный митинг. Из года в год, народ надеется, что его проблемы будут решены властью. То, что произошло в 1944 году, было запланировано значительно раньше.
В таких документах как: «Записки о необходимости присоединения Крыма к России», «О Крыме», «Рассуждения одного российского патриота...» рекомендуется:
- захватить и укрепить российскими войсками Керчь и Ени-Кале,
- посадить гарнизоны на Арабате,
- разжечь междоусобие между ногайскими ордами,
- завоевать Крым с помощью казаков с Дона, Малороссии,
- пригласить в Крым греков, армян, валахов, болгар,
- изменить названия населенных пунктов,
- поставить медную статую князя Владимира.
Устранение исламского правления в Крыму в конце XVIII века, введение колониальных форм управления во все сферы жизнедеятельности крымских татар стали пагубно проявляться в жизни народа.
Вопросы обрусения крымских татар, перехода мусульман в православие, занимали первоочередное место в политике российских властей на завоеванной территории.
В 60-е годы XIX века царское правительство проводит реставрацию христианских храмов для привлечения в Крым нового православного населения и христианизации мусульман – крымских татар. Началом этому способствовала докладная записка архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия в Синод, где указывалось на «благородное действие веры христианской на окрестное население татар».
Чтобы победить народ, его нужно было разложить изнутри. Постепенно в народе стали формироваться и проявляться несовместимые с Исламом пороки: стремление быть похожими в образе жизни, в привычках и традициях на завоевателей. Этому немало способствовали законы и распоряжения колониальной власти в отношении мусульман (закрытие мечетей и медресе, ликвидация вакуфов и др.).
В 1893 году газета «Терджиман» писала «мало-помалу привычка к водке и картам делает успехи среди мусульман. Это начало весьма скверного будущего, грозящего вредом экономическим и нравственным. Как отцы и, так и все общество, должны всеми силами бороться против водки и карт ... выпьешь и вместо человеческой речи заговоришь по-скотски».
Известный поэт Асан Чиргеев писал в 1905 году в поэме « Эшит. Мевта не сёйлюер»:
«Бакъып турсанъ, Ивана бензир,
Урбалары сыкътырма.
Биджакъ, пальто аркъасында,
Сачлары узун къыркъытырма...»
В течение 227 лет пытаются воспитать в крымских татарах законопослушание и покорность поработителям, отдалить от Ислама, навязать чуждые привычки, мысли и понятия.
Революция, гражданская война и установление советской власти еще больше усугубили положение народа, из 100 тысяч погибших во время голода 1921-1922 – 75 тыс. человек были крымские татары. При советской власти крымских татар лишили арабского алфавита, чтобы оторвать народ от Корана и его прошлого. В конце 20-х и в начале 30-х годов часть народа подвергалась со стороны советской власти, ограблению и переселению за пределы Крыма. В это же время стали закрывать и разрушать мечети, мектебы, медресе, преследовать искренне верующих мусульман. Это продолжалось и во второй половине 30-х годов и особенно в 1937-38 годы, когда уничтожили интеллектуальный потенциал нации. Жертвами стали неугодные власти ученые, государственные деятели, писатели, учителя. В.Ибраимов, А.Озенбашлы, О.Акъчокъракълы, У.Боданинский, Б.Чобан-заде, А.Лятиф-заде, У.Ипчи и многие другие.
Не надо забывать, что в Крыму в то время существовала Крымская АССР национальная территориальная автономия. Многое делалось с молчаливого согласия или активного участия руководителей крымских татар - всех рангов.
Война 1941-45 годов стала поводом для осуществления давней мечты колонизаторов – выселения всех крымских татар из Крыма.
Сегодня наш народ стоит перед выбором, от правильного решения которого зависит наше будущее: ассимилироваться и интегрироваться в общество более многочисленного народа, либо вернуться к своим истокам. Следует знать и помнить, что корень современных проблем нашего народа в том, что в течение последних 225 лет, Ислам практически отсутствует в личной и общественной жизни крымскотатарского народа.
Неужели не пришло время, чтобы крымские татары – мусульмане оставили порочные традиции и привычки, мысли и понятия и вернулись к своим истокам, чтобы Всевышний вернул нам былую славу и почет?
(فَوَقَاهُمُ اللَّهُ شَرَّ ذَلِكَ الْيَوْمِ وَلَقَّاهُمْ نَضْرَةً وَسُرُورًا (١١
«Аллах защитит их от зла того дня и одарит их процветанием и радостью» (76:11)
Энвер оджа