225 лет  тому назад, в 1783 г., произошли события, которые в дальнейшем очень сильно повлияли на образ жизни крымскотатарского народа. Это было время, когда управление делами крымских мусульман практически во всех сферах взаимоотношений, будь-то экономика, социальные отношения, религиозные дела стали постепенно подвергаться изменениям. Если до этого проблемы крымских татар решались в рамках шариата Аллаха, то с момента уничтожения Крымского Ханства в 1783г. вопросы управления делами мусульман Крыма перешли в руки колонизаторов в лице Российской Империи.

Начало многих современных бед и проблем крымскотатарского народа берут свое начало с тех далеких событий конца XVIII века. Проникновение  вируса  разрушения единства народа, медленное и губительное изменение мыслей и понятий, повлекших за собой катастрофические последствия, привели, в конечном счете, к поголовному насильственному выселению народа в 1944 г. Будучи форпостом исламского государства в Восточной Европе, Крымское Ханство на протяжении своего существования  эффективно защищало северные границы Османского Халифата, являлось заслоном на пути соседних государств, стремившихся к захвату Черноморского побережья. Особую активность в этом проявила Российская Империя.

Для того чтобы выйти к берегам Черного моря и создать непосредственную угрозу Османскому государству, Российской Империи необходимо было убрать преграду на пути к цели, в лице Крымского Ханства, являвшегося вилаятом Халифата. С этой целью российские дипломаты неоднократно предпринимали действия по отделению Ханства от тела Исламского государства, стремясь убедить правителей Крымского вилаята встать на путь обретения «независимости» от Халифата. Так, в 1770 г. от имени русского правительства графом Паниным было сделано предложение Крымскому хану, чтобы объявить  Крымское Ханство независимым от Халифата, На это предложение Каплан Герай Хан представителю  русского правительства ответил следующее:

«Мы Портою (Халифатом), совершенно во всем довольны, и благоденствием наслаждаемся…. В этом твоем намерении, кроме пустословия и безрассудства, ничего не заключается».

В архиве В.С. Попова, адъютанта князя Долгорукова, сохранились «Записки о необходимости присоединения Крыма к России», черновик автографа князя Г.А. Потемкина  «О Крыме», а также  «Рассуждения одного российского патриота…».
В документах рекомендуется захватить и укрепить российскими войсками Керчь и Еникале, посадить гарнизоны на Арабате, разжечь междусобие между ногайскими ордами, завоевать Крым и не мешать  выехать тем, кто хочет. Затем переселить в Крым казаков с Дона и Малороссии. Пригласить в Крым греков, армян, волахов, болгар. Изменить названия населенных пунктов, поставить медную статую князя Владимира. Явно прослеживалась цель расколоть единство крымских татар. Графу Панину поручается соблазнять татар «свободой» от Порты (Халифата).

1 ноября 1772 г. собравшиеся в Карасубазаре беи, мурзы и ногайские сераскеры под давлением российских дипломатов и в связи с тем, что в Крыму находились российские войска, вынуждены были подписать трактат, который провозглашал независимость Крымского ханства от Исламского государства, единство всех народов, а также союз, дружбу и доверенность  между Крымом и Россией. Следует отметить, что после избрания хана об этом необходимо было донести российскому двору. Настойчиво предлагавшаяся кяфирами независимость от Халифа, была заменена настоящей зависимостью от правителя-кяфира.

10 июля 1774 г. Османский Халифат был вынужден заключить с Россией Кючук-Кайнарджийский мир. Согласно этому договору, Крымское ханство было оторвано от Исламского государства, Россия имела право держать свои войска в Керчи, Еникале, крепости Кинбурн в устье Днепра и Азова, в устье Дона.

Последствия независимости оказались плачевными для крымских татар. Потопив  в крови  восстания против оккупантов и их марионеток, обманув хана Шагин Гирея, беев и мурз 8 апреля 1783 г. Екатерина II подписала «Манифест о присоединении полуострова Крымского, острова Тамани и всей Кубанской стороны под державу Российскую».

Захват  Крымского ханства  Российской империей открыл  новую трагическую страницу в истории   мусульманского крымскотатарского народа.

Прелести, дарованные российской императрицей Екатериной II дали свои результаты: массовую эмиграцию в Халифат. Назывались самые различные цифры – от 80 до 300 тыс.

Устранение исламского правления в Крыму в конце XVIII в., введение колониальных форм управления во все сферы жизнедеятельности крымских татар, стали пагубно проявляться в жизни народа. Постепенно, под давлением вновь образовавшегося на территории бывшего исламского вилаята общественно-политических отношений в народе стали формироваться и проявляться несовместимые с Исламом пороки, стремление быть  похожими в образе жизни, в привычках и традициях на завоевателей. Этому немало способствовали законы и распоряжения колониальной власти в отношении мусульман  Крыма. Вопросы обрусения крымских татар, перехода мусульман в православие, занимали первоочередное место в политике российских властей на завоеванной территории. Создавались благоприятные условия для тех, мусульман кто хотел перейти в христианство. Оставшиеся после переселения крымских татар в течение XVIII - XIX вв. религиозные здания (мечети, медресе, мектебы, вакуфы и т.д.), земли выставлялись на  продажу, либо раздавались приближенным новой колониальной власти.

Нынешнему поколению крымских татар следует помнить, что корень современных проблем нашего народа лежит в том, что в течение последних 225 лет, Ислам отсутствует в личной  и общественной жизни, нет исламского правления, нет Халифа, который претворяет шариатские законы и является щитом исламской Уммы.


Энвер оджа