Ислам является устарелым!? С развитием капитализма, ислам не внес никакого вклада в науку и технологические разработки – его можно отнести  к  каменному  веку.

Аднан Хан

За последние два столетия мир стал свидетелем беспрецедентного скачка в области науки и техники: развитие железных дорог и самолетов, ядерных технологий и Интернета, ЭКО (Экстракорпоральное оплодотворение) и генетически модифицированных продуктов питания. Эти события происходят параллельно с развитием на Западе, достигшего уровня, не имея  аналогов в истории. Такая монополизация технических и научных изобретений привела к убеждению, что предпосылками для развития  являются либеральные ценности.

Взгляд на место Ислама в современном мире

Большинство мыслителей, ученых и философов утверждают, что исламу нет места в современном мире. Эта точка зрения основана на предпосылке, что ни одна из мусульманских стран ничего не произвела, с  точки зрения научных исследований или технических новшеств. Запад утверждает, что прогресс в области науки и техники произошел, когда Запад избавился от власти церкви, отделив  религию от жизни. Для них церковь подавляла развитие науки и разума,  так как религия изначально построена на вере и суеверии. Только благодаря отделению церкви от общественной жизни, Западу  удалось начать промышленную революцию, а затем процветать. Сегодня, судя по тому, что говорят либералы, именно они изобрели науку такой, какой мы ее знаем. Они утверждают, что они заложили ее фундамент и создали ее  многочисленные ответвления.

Такое изложение фактов исключает целый ряд исторических событий, которые не принадлежат Западной культуре, показывая то, что Запад по-прежнему считает свою историю всемирной историей. Такое утверждение опускает тот факт, что Запад принял это все от предыдущих цивилизаций, и в особенности, от  исламской цивилизации. Исторически все цивилизации характеризуются с той точки зрения, что имеют свою форму научно-технического развития. Запад начал использовать римскую систему документации, в то время как в исламском мире с VIII по X век  в этой области  уже были переведены греческие  труды.

Исторические корни научных достижений современности

Наука по своей сути является изучением, исследованием, проделыванием экспериментов в наблюдаемой части Вселенной.

Развитие автомобилей обусловлено в основном развитием двигателя внутреннего сгорания. Сжигание топлива в двигателе действует на поршни, вызывая движение твердых частиц, в свою очередь, приводя автомобиль в движение. Это стало возможным благодаря Британской империи, которая первоначально использовала пар, а затем уголь для движения поршней, а затем, в конечном итоге,  создав роторное  движение  для движения  машины. Развитие такого механизма было основано на работах аль-Джазаири, который в XII веке изобрел коленчатый вал, а также создал вращательное движение с помощью стержней и цилиндров. Он был первым, которого можно приписать к изобретателям  машин.

Парашют - устройство, используемое для замедления движения объектов в атмосфере, создавая тем самым  сопротивление. На текущий день парашюты были разработаны на основе конструкций и экспериментов  в прошлом. В IX веке Ибн Фирнас изобрел примитивную версию парашюта. Он вскочил с минарета мечети Mezquita в Кордове, использовав огромное крыло в виде плаща  для замедления своего падения, приземлился с незначительными травмами. Последующие парашюты были сделаны более компактными из  натянутой на деревянный каркас парусины. Позже из шелка,  разработанного в качестве материала для парашютов,  придавая преимущество в весе.

Такие примеры среди множества других показывают, что ни одна цивилизация не может претендовать на науку, которая по своей сути принадлежит ей, она может лишь внести свой вклад в какую-либо область в науке. Очевиден тот факт, что атомы и молекулы подчиняются правилам Вселенной, которые не изменятся, даже если этого захотят мусульманин, христианин или либерал. Это то, что является универсальным и не зависит от чьих-либо  убеждений.  Таким образом, настоящими дебатами становится то, какой по значимости вклад внесла какая-либо цивилизация в науку, и что именно вынудило ее преуспеть в той или иной области.

Движущая сила научных открытий

Золотым веком Ислама считается период с VIII по XIII век. Во время этого периода инженеры, ученые и торговцы в исламском мире способствуют развитию искусства, сельского хозяйства, экономики, промышленности, права, литературы, навигации, философии, науки и технологий, опираясь на открытия и исследования предыдущих цивилизаций. Ховард Тернер, специалист по средневековой истории упоминает в своей книге "Наука в средневековом исламе": "мусульманские художники и ученые, правители  их помощники создали уникальную культуру, которая прямо или косвенно повлияла на общества всех континентов. Существовал целый ряд отдельных элементов в исламе, которые были движущей силой, с помощью которой  мусульмане преуспевали в этих областях.

Поклонение Аллаху было одним из таких факторов, который привел к ряду изобретений. Время пяти ежедневных молитв, направление киблы, начало и окончание Рамадана требовало точных показаний расположений звезд и луны. Именно благодаря этому мусульмане стали изобретать навигационные приборы для наблюдений. Именно поэтому большинство навигационных звезд сегодня носят арабские имена, такие как Aкамар, Бахам, Батен Kайта, Каф, Даби, Фуруд, Изар, Лесат, Mирак, Нашира, Тарф и Вега.

Мусульмане сделали большой вклад в астрономию и, в конечном итоге, это привело к развитию астрономических часов. Механический лунно-солнечный календарь из зубчатых шестеренок и колес был изобретен Абу Райханом аль-Бируни в X веке. На основании такой конструкции Таки аль-дин изобрел механические часы в XV веке. Необходимость установления Киблы привело к развитию компаса, который сам по себе воедино основывается на астрономических исчислениях мусульман. Мусульмане разработала компас розу, которую отображал основные направления:  на север, юг, восток и запад на сухопутных и морских  картах.

Аллах  Субхна уа Сааля говорит в Священном Коране:

(وَهُوَ الَّذِي جَعَلَ لَكُمُ النُّجُومَ لِتَهْتَدُوا بِهَا فِي ظُلُمَاتِ الْبَرِّ وَالْبَحْرِ قَدْ فَصَّلْنَا الآيَاتِ لِقَوْمٍ يَعْلَمُونَ (٩٧

«Он – Тот, Кто сотворил для вас звезды, чтобы вы находили по ним путь во мраках суши и моря. Мы уже разъяснили знамения для людей знающих»(6:97)

Это побудило мусульман начать поиск лучших наблюдений и навигационных приборов. Такие инструменты использовались для исследования вселенной, о чем свидетельствуют многие учебные пособия мусульманских географов. Причиной этому стал аят Корана, где Аллах Субханаху уа Сааля говорит:

(وَجَعَلْنَا فِي الأرْضِ رَوَاسِيَ أَنْ تَمِيدَ بِهِمْ وَجَعَلْنَا فِيهَا فِجَاجًا سُبُلا لَعَلَّهُمْ يَهْتَدُونَ (٣١

«Мы воздвигли на земле незыблемые горы, чтобы она не колебалась вместе с ними. Мы проложили на ней широкие дороги, чтобы они следовали верным путем.» (21:31)

Ранние мусульмане поняли, что Ислам рассматривает все вопросы, включающие науки, технику, промышленность с точки зрения исследования реальности, а также исследования возможности улучшения положения и уровня жизни человечества. Так как огромные территории попали в лоно исламской цивилизации, урбанизация  привела к ряду изменений. В Аравийской пустыне были скудные источники воды, большинство стран региона были непригодными для жилья. Это было преодолено мусульманскими инженерами, проложившими каналы от рек Евфрата и Тигра. Болота вокруг Багдада были осушены, тем самым город избавился от малярии (переносчиками которой были комары, размножающиеся на воде –прим. ред.). Мусульманский инженеры усовершенствовали водяное колесо и сделали разработки подземных вод, называемых кяризами. Это привело к развитию передовых отечественных систем водоснабжения с канализацией, общественных бань, питьевых фонтанчиков, водопроводной питьевой воды. Получили широкое распространение частные и общественные туалеты, а также ванные комнаы.

Заключение

Исламские мыслители, ученые, инженеры и специалисты внесли значительный вклад в науку. Многое из этого позднее было использовано учеными Запада, в качестве основы для дальнейших исследований и открытий. Сущность науки как универсального субъекта означает отсутствие претендований только одной цивилизации на изобретения. Наука – результат коллективного труда нескольких цивилизаций, документально сделавших вклады на протяжении всей истории, причем цивилизации опирались на опыт и знания, полученные от предыдущих поколений. До появления Ислама на Ближнем Востоке население принимающей страны не внесло никакой вклад в науку. Однако те же самые люди, принявшие Ислам, сделали вклад в изобретения, которыми последующие поколения  пользуются и ныне. Ислам не был препятствием на пути науки, напротив он был катализатором, который вдохновлял мусульман в  их научных изобретениях.