Всевышний Аллах, создав человека, повелел ему поклонение Себе. Но основой всего поклонения Аллах сделал иман, т.е. веру в Аллаха и во все то, во что он приказал уверовать. Правильная вера является условием принятия Аллахом Всевышним деяний человека. Но, зачастую, невежество в вопросах вероучений Ислама приводит к тому, что люди сами для себя определяют, как и во что им веровать. И такой подход к вере приводит к тому, что люди, сами того не понимая, впадают в положение, которое выводит их из религии. И это положение Аллах в Коране назвал куфром. Т.е. куфр – это противоположность имана.
Лексическое значение слова куфр – это «сокрытие», «утаивание». В Шариате куфром считается любое проявление неверия в Аллаха и в то, что ниспослано Им последнему Пророку и Посланнику, печати пророчества – Мухаммаду, мир Ему и благословение Аллаха.
Согласно шариатским текстам и их толкованию куфр делится на два вида – малый куфр и большой куфр. Малый куфр не выводит человека из Ислама и им считается совершение некоторых тяжких грехов, таких, как убийство, прелюбодеяние, воровство, употребление опьяняющих напитков (хамр). Посланник Аллах, мир Ему и благословение Аллаха сказал: «Не является прелюбодей верующим тогда, когда занимается прелюбодеянием, не является вор верующим тогда, когда ворует, не является пьющий спиртное верующим тогда, когда он его пьет. И двери покаяния открыты перед ними после (этих деяний)» (аль-Бухари и Муслим). В другом хадисе Посланника Аллаха, мир Ему и благословение Аллаха говорится: «Поношение мусульманина – грех (фусукъ), а убийство его – неверие (куфр)».
Большим куфром считается совершение поступков, которые выводят человека из Ислама. Этот вид куфра некоторые ученые Ислама, в частности имам Ан-Нававий и др. ученые ханафитского и шафиитского мазхабов разделили на три вида: в убеждениях, в словах и в поступках, каждый из которых делится на многие подвиды.
1. Куфр в убеждениях. И это из деяний сердец. Одним из основных проявлений этого куфра является отрицание либо даже сомнение, хотя бы в одном из основных постулатов веры в Исламе. Всевышний Аллах сказал в Коране:
إِنَّمَا الْمُؤْمِنُونَ الَّذِينَ آمَنُوا بِاللَّهِ وَرَسُولِهِ ثُمَّ لَمْ يَرْتَابُوا
«Верующие – только те, которые уверовали в Аллаха и Его Посланника, а потом не испытывали сомнений...» (49:15)
Разрушающими веру воззрениями являются:
а) Отрицание существования Аллаха и Его единственности или сомнение в этом. А также приписывание Аллаху того, что является недостойным Его, как например незнание чего-либо, или отрицание какого-либо из божественных атрибутов Аллаха, как Всемогущество и др. Либо представление Аллаха в каком-либо образе.
б) Отрицание пророческой миссии Мухаммада, мир Ему и благословение Аллаха или сомнение в этом. Или допущение пророчества кого-либо после Мухаммада, мир Ему и благословение Аллаха, а также отрицание пророчества какого-либо из пророков, единогласно подтвержденных в Исламе, как Нух, Иброхим, Муса, Иса и др.
в) Отрицание божественности Священного Корана или сомнение в этом. А также отрицание хотя бы одной буквы из Корана. Не является мусульманином тот, кто считает, что Коран придуман самим Мухаммадом или это сборник мудростей арабского народа и т.п. Аллах Всевышний сказал:
(إِنَّهُ لَقُرْآنٌ كَرِيمٌ (٧٧) فِي كِتَابٍ مَكْنُونٍ (٧٨) لا يَمَسُّهُ إِلا الْمُطَهَّرُونَ (٧٩) تَنْزِيلٌ مِنْ رَبِّ الْعَالَمِينَ (٨٠
«Воистину, это - благородный Коран, находящийся в хранимом Писании. К нему прикасаются только очищенные. Он ниспослан Господом миров». (56:78-80)
г) Отрицание существования Судного дня, Рая, Ада, воздаяния, ангелов, джиннов, а также отрицание предопределения срока жизни (аджаль), пропитания (ризкъ) и судьбы (къада).
д) Отрицание хотя бы одного из категоричных законов Аллаха, т.е. отрицание одного из единогласно подтвержденных приказов (фард), как пятикратная молитва, пост в месяце Рамадан и т.п., или дозволение того, что единодушно признано как запретное (харам), как ростовщичество, употребление спиртного, свинины и пр.
е) Вера в то, что другие религии также являются истинными религиями и не считать их последователей неверными. Аллах Всевышний сказал:
وَمَنْ يَبْتَغِ غَيْرَ الإسْلامِ دِينًا فَلَنْ يُقْبَلَ مِنْهُ
«Кто же ищет религии помимо Ислама, от того не будет принято» (3:85).
ж) Вера в то, что законы Шариата непригодны для решения нынешних проблем человечества, а также вера в то, что какие-либо другие законы лучше законов Шариата или пригодны для решения проблем наряду с законами Шариата, как, например, вера в пригодность демократии. Аллах Всевышний сказал:
(أَلَمْ تَرَ إِلَى الَّذِينَ يَزْعُمُونَ أَنَّهُمْ آمَنُوا بِمَا أُنْزِلَ إِلَيْكَ وَمَا أُنْزِلَ مِنْ قَبْلِكَ يُرِيدُونَ أَنْ يَتَحَاكَمُوا إِلَى الطَّاغُوتِ وَقَدْ أُمِرُوا أَنْ يَكْفُرُوا بِهِ وَيُرِيدُ الشَّيْطَانُ أَنْ يُضِلَّهُمْ ضَلالا بَعِيدًا (٦٠
«Разве ты не видел тех, которые заявляют, что они уверовали в то, что ниспослано тебе, однако желают обращаться за судом к тагуту, в то время как им приказано отказаться от него? Шайтан хочет увлечь их в далёкое заблуждение!» (4:60).
2) Куфр в словах. Примерами словесного куфра являются следующие:
а) Выражение словами убеждений куфра, независимо от того, верит в них человек или нет, в шутку было сказано, всерьёз, или в гневе. Посланник Аллаха, мир Ему и благословение Аллаха сказал: «Воистину человек говорит слово, не задумываясь над ним, попадая из-за него в Ад глубиной семьдесят лет» (Тирмизий). Ученые сказали, что дно Ада, глубина которого семьдесят лет предназначено исключительно для кафиров.
б) Насмешка и издевательство над чем-либо, имеющим отношение к религии Аллаха, будь то аят Корана, хадис, какой-либо шариатский закон (хукм) или обряд поклонения, или что-либо, возвеличенное Аллахом, как например насмешка над бородой, говоря «Что это за уродство?!», или называть дозволенность многоженства пороком и безнравственностью. Или же издеваться над водой из священного источника Зам-Зам, называя водку водой Зам-Зам.
в) Назвать мусульманина кафиром безосновательно. Посланник Аллаха, мир Ему и благословение Аллаха сказал: «Кто назовет мусульманина кафиром и не будет иметь доказательства на это, то это непременно вернется к нему», т.е. его обвинение в куфре вернется к нему.
3) Куфр в поступках. К нему относятся:
а) Проявление неуважения и издевательства к тому, в чем упоминается имя Аллаха, аяты Священного Корана или хадисы Пророка Мухаммада, мир Ему и благословение Аллаха, как например, выбросить это в мусор, плюнуть на него или топтать.
б) Совершение поступков, которые Шариатом определены как поклонение кому-либо, кроме Аллаха Всевышнего, как например, пасть в земном поклоне перед кем-либо, кроме Аллаха, принести жертву кому-либо, кроме Аллаха и т.п.
в) Совершение поступков, указывающих на уважение другой религии, кроме Ислама, или к их обрядам, предметам и т.п., как например, надеть христианский крест, поцеловать икону или что-либо подобное.
Все вышеперечисленное является куфром и совершивший что-либо из этого выходит из религии Ислам. В этом случае все его благие деяния, совершенные до этого аннулируются, а совершенные в этом положении не засчитываются перед Аллахом, т.к. Аллах сказал в Коране:
(وَمَنْ يَرْتَدِدْ مِنْكُمْ عَنْ دِينِهِ فَيَمُتْ وَهُوَ كَافِرٌ فَأُولَئِكَ حَبِطَتْ أَعْمَالُهُمْ فِي الدُّنْيَا وَالآخِرَةِ وَأُولَئِكَ أَصْحَابُ النَّارِ هُمْ فِيهَا خَالِدُونَ (٢١٧
«А если кто из вас отойдет от вашей религии (Ислама) и умрет неверным, тщетны их деяния в ближайшей и будущей жизни! Эти - обитатели огня, они в нем вечно пребудут» (2:217).
Также Аллах сказал:
(مَثَلُ الَّذِينَ كَفَرُوا بِرَبِّهِمْ أَعْمَالُهُمْ كَرَمَادٍ اشْتَدَّتْ بِهِ الرِّيحُ فِي يَوْمٍ عَاصِفٍ لا يَقْدِرُونَ مِمَّا كَسَبُوا عَلَى شَيْءٍ ذَلِكَ هُوَ الضَّلالُ الْبَعِيدُ (١٨
«Деяния тех, которые не уверовали в Господа своего подобны пеплу, который развеян ветром в бурный день. Они не смогут распоряжаться ничем из того, что приобрели. Это и есть глубокое заблуждение!» (14:18).
Но в этой теме есть важный момент, который нужно учитывать при определении куфра. Им является положение, в котором было совершено что-либо из вышеперечисленного. Шейх Мухаммад ибн Салих Аль-Усаймин выделил три условия, при наличии которых человек считается совершившим куфр:
1. Знание того, что совершенное им является куфром. Но если человек совершил куфр по своему незнанию, то важным является выяснение причины его незнания. Если он не знал по причине отсутствия знаний и знающих людей, которые обучали бы, то у него имеется оправдание. Или же человек, недавно принявший Ислам и не получивший достаточных знаний. Если же человек не знал по причине своей небрежности или нежелания изучать религию, то в этом случае его незнание не является оправданием для него.
2. Совершение человеком куфра намеренно, т.е. по своей воле. Не засчитывается человеку совершение куфра в состоянии потери разума или во сне. Посланник Аллаха, мир Ему и благословение Аллаха сказал: «Перо оторвано (т.е. не записываются деяния) от троих: от спящего, пока не проснется, от сумасшедшего, пока не выздоровеет, от ребенка, пока не достигнет половозрелости». Также является оправданием для человека совершение куфра под принуждением, когда ему угрожают смертью или лишением какого-либо органа. Сказал Аллах:
(مَنْ كَفَرَ بِاللَّهِ مِنْ بَعْدِ إِيمَانِهِ إِلا مَنْ أُكْرِهَ وَقَلْبُهُ مُطْمَئِنٌّ بِالإيمَانِ وَلَكِنْ مَنْ شَرَحَ بِالْكُفْرِ صَدْرًا فَعَلَيْهِمْ غَضَبٌ مِنَ اللَّهِ وَلَهُمْ عَذَابٌ عَظِيمٌ (١٠٦
«Гнев Аллаха падет на тех, кто отрекся от Аллаха после того, как уверовал, – не на тех, кто был принужден к этому, тогда как в его сердце покоилась твердая вера, а на тех, кто сам раскрыл грудь для неверия. Им уготованы великие мучения» (16:106).
3. Третье условие состоит в том, что для обвинения в неверии мы должны твёрдо знать, что совершённое человеком является неверием, на что есть категоричные доказательства Шариата, и тогда тот, кто совершил его, заслуживает обвинения в неверии. Если же мы не убеждены в том, что это является куфром, или сомневаемся в этом, то не имеем права считать человека неверным. Если мы знаем, что подобное деяние является куфром, но сомневаемся в положении человека, совершившего его, т.е. имел ли он оправдание неправильным пониманием и незнанием, или несвоевольным совершением этого или нет, то мы также не считаем его отступившим от Ислама.
Согласно всему вышесказанному, становится ясным, что каждый мусульманин должен сохранять свою веру от всего, что может нарушить её. В случае совершения какого-либо из видов куфра нужно немедленно покаяться в этом и вернуться в Ислам произнесением свидетельств единобожия «Ашхаду ан ля иляха илляллах, ва ашхаду анна Мухаммадан расулюллах». Посланник Аллаха, мир Ему и благословение Аллаха сказал: «Выйдет из Ада тот, кто сказал: «Ля иляха илляллах», и в его сердце была вера хотя бы на вес пылинки».
Эльдар Кантимиров