Разрешается ли аргументировать астрономическим вычислением время начала и завершения месяца поста подобно аргументированию астрономическим вычислением времени намаза?
1. Поистине, Всевышний Аллах потребовал от нас поклоняться Ему подобно тому, как потребовал восхвалять Его. Ибо наше поклонение Ему без Его требования на это будет неправильным, даже если мы будем думать, что поступаем правильно.
2. Всевышний Аллах потребовал от нас поститься и разговляться с видением молодого месяца. Всевышний Аллах сделал этот месяц причиной поста и разговения: «Поститесь с видением его и разговляйтесь с его видением».
Если мы увидели полумесяц месяца Рамадан, то должны поститься, а если увидели полумесяц месяца Шавваль, то должны прекратить пост.
3. Если мы не увидели полумесяц месяца Шавваль из-за облачности, то продолжаем поститься, даже если полумесяц уже существует, но мы не увидели полумесяц по причине его сокрытия от нас. То есть мы не постимся и разговляемся до реального начала месяца. На это существует ясный хадис Посланника Аллаха (с.а.с.): «А если он (полумесяц) будет скрыт от вас, то завершите срок месяца Шаъбан».
4. Всевышний Аллах не обременил нас поклоняться Ему без Его требования на это. Например, если согласно астрономическому вычислению, определяющему фазу луны с ее рождения до полнолуния и до ее исчезновения с точностью до секунды, завтра наступает месяц Рамадан, но мы не увидели полумесяц, то не начинаем поститься. Если же из-за облачности не виден месяц, но человек начинает поститься, зная, что месяц вышел, но не видит его, он совершает грех. Обязательным является завершить срок месяца Шаъбан в 30 дней, а уже после этого поститься. Тот, кто постился по реальности наступления месяца Рамадан, не видя месяца, совершил грех, по причине противоречия. А тот, кто завершил срок месяца Шаъбан и не постился, несмотря на наличие полумесяца, по причине скрытия его облаками, получит за это вознаграждение, потому что он поступил согласно хадису.
5. Из этого становится ясно, что мы постимся не по причине действительного наступления месяца, а согласно видению полумесяца. Если мы увидели полумесяц, то постимся, а если не увидели, то не постимся, даже если месяц уже наступил согласно вычислению.
6. В случае если были свидетели, засвидетельствовавшие видение полумесяца, то необходимо обойтись с ними, согласно тому, как поступают со свидетелями. Если свидетель является не совершающим грехи мусульманином, то его свидетельство принимается. А если проявилось, что свидетель немусульманин и несправедливый, то есть совершающий грех, то его свидетельство не принимается.
7. Утверждение того, что свидетель несправедливый, происходит согласно шариатским пояснениям, а не по астрономическим расчетам. Нельзя в качестве аргумента приводить то, что прошло мало времени после появления полумесяца, и поэтому его не видно. Известным является тот факт, что между астрономами существует разногласие в отношении продолжительности времени после появления молодой луны, когда появляется возможность видеть ее. Поэтому астрономические расчеты не принимаются как довод свидетеля. Наоборот его можно оспорить и задать вопрос, где молодая луна, чтобы видели ее другие, и т.д. Затем свидетельство принимается посредством видения или отвергается на этой же основе.
8. Изучающий тексты, приведенные относительно поста, находит, что они отличаются от текстов, приводимых относительно намаза. Пост и разговение связаны с видением: «Поститесь с видением его и разговляйтесь с его видением»,
فَمَنْ شَهِدَ مِنْكُمُ الشَّهْرَ فَلْيَصُمْهُ
«Кто из вас встретил месяц, пусть проведет его в посте».(2:185)
Так, видение является шариатским законом (хукмом). Тексты же относительно намаза связаны со временем:
أَقِمِ الصَّلاةَ لِدُلُوكِ الشَّمْسِ
Совершай намаз с полудня (17:78)
«Совершайте намаз, когда солнце пройдет зенит». Намаз основывается на времени, и каким бы способом ни определил время намаза, ты совершаешь намаз. Если посмотришь на солнце, то увидишь время зенита. Или если посмотришь на тень, то увидишь тень каждого предмета подобно его размеру или в два раза длиннее, подобно тому, как приводятся в хадисах времена намаза. Если сделать так и определить время, то намаз будет правильным. Даже если не делать так, а астрономически вычислить времена намаза, и узнать, что время зенита приходит в час дня. Подобно этому, если ты посмотрел на свои часы, не взглянув на солнце или тень, и совершил намаз, то намаз будет правильным. То есть определил время намаза посредством других способов. Почему? Дело в том, что Всевышний Аллах потребовал от тебя совершать намаз по наступлению определенного времени и оставил для тебя определение наступления этого времени без ограничения способа в определении. Что же касается поста, то Всевышний Аллах потребовал поститься с видением полумесяца и определил причину и даже больше этого: «Если облака скрыли видение полумесяца, и ты не увидел его, то не постись, даже если полумесяц уже появился за облаками, и ты уверен в его наличии по астрономическим вычислениям».
9. Поистине Всевышний Аллах – Создатель вселенной. Он – Тот, который научил человека тому, чего он не знал. Наука о движении небесных тел является милостью от Аллаха людям. Однако Всевышний Аллах не потребовал от нас опираться на вычисление месяца поста, а потребовал увидеть полумесяц. Аллах потребовал поклоняться Ему, так как Он потребовал, и не поклоняться Ему, как Он не требовал.
Таким образом, только видение полумесяца является шариатским решением относительно поста и разговения, а не астрономическое вычисление. На основании этого мы говорим об отсутствии дозволенности астрономических вычислений относительно поста и разговения. Только лишь видение полумесяца приводится в текстах.