Дозволяется ли продажа серебряного изделия на серебро с разным весом, где разница в весе будет оплатой за работу ювелира?
Ответ: Передают со слов 'Убады ибн ас-Самита, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Золото за золото, серебро за серебро, пшеница за пшеницу, ячмень за ячмень, финики за финики, соль за соль, подобное за подобное, равное [количество] за равное, из рук в руки. Если же виды этих [товаров] отличаются друг от друга, продавайте, как хотите, [при условии, что товар будет передан] из рук в руки» (Муслим).
Этот и многие другие хадисы четко оговаривают запрет продажи золота за золото, серебра за серебро, кроме как соблюдая одинаковый вес и передачу из рук в руки, при этом не учитывается проба. То же, что происходит сегодня в ювелирных магазинах, когда покупатель приносит лом и берет изделие с доплатой — то это является ростовщичеством (риба), о котором гласит данный текст. Выход из положения: продать лом, взяв в руки деньги и тут же, добавив необходимую сумму, купить изделие.
Так же в «Экономической системе Ислама» приводится:
Передает Абу Саид: «Билял принёс Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, качественные финики и Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил его откуда он взял эти финики. Билял ответил: «Наши финики испортились, и я продал их по два саъ за один с тем, чтобы угостить Пророка». В ответ на это Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Именно это и есть ростовщичество, не делай так. Когда захочешь купить финики, продай свои иным образом, а затем купи то, что хочешь» (Муслим).
Также передаёт Абу Саид и Абу Хурайра, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, назначил некоего человека администратором в регионе Хайбар. Однажды он принёс южные финики и Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «Все ли финики Хайбара такие?». Человек ответил: «Нет. Клянусь Аллахом, Посланник Аллаха, мы берем их по два саъа за один, или три саъа за два». В ответ на это Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не делай так. Продай свои финики и за полученные дирхамы покупай эти южные финики».
Дозволено ли мусульманину в нашей реальности расходовать свое имущество на предметы роскоши, как, например, эксклюзивные автомобили, картины и так далее, которые стоят намного дороже, нежели их аналоги?
Ответ: Если мусульманин выплатил, возложенную на него шариатом обязательную долю зекята, а также содержит тех, кто находится на его попечительстве по приличию, то он имеет право покупать любой дозволенный товар по той цене, которую он видит для себя приемлемой. Тем не менее, Ислам побуждает мусульман расходовать свое избыточное имущество на дело Ислама и мусульманской уммы, нежели на предметы роскоши для собственного удовольствия.