Исламское государство… Как по-разному люди относятся к этому словосочетанию. Для одних оно ассоциируется с «толпой бородачей-фанатиков», пришедших к власти только для того, чтобы воплотить в жизнь дикую систему наказаний времён Средневековья и запретить человеку всё, что ему нравится. И чего им только не сидится! Для других — это сказка, которая была… а, может, никогда и не была претворена в жизнь. Для третьих же исламское государство — это объективно реальный институт, создание которого по милости Всевышнего Аллаха зависит только от прилагаемых ими усилий.

Ислам и куфр

Каждый человек смотрит на окружающий мир сквозь призму своего мировоззрения.

Мусульманин — это человек, который верит во Всевышнего, в Такого, Каким Он описал себя в Своей Книге и через Своего Посланника (мир ему и благословение Аллаха); убеждён, что весь окружающий мир создан Им и принадлежит Ему Одному и, наконец, считая Его Волю единственным мерилом оценки своих действий, поступает согласно Его закону, установленному Его Книгой и Посланником (мир ему и благословение Аллаха).

Немусульманин (или, говоря языком шариата, кафир) — это человек, который не верит в Бога — Такого, Каким Он описал Себя в Коране и посредством Сунны, или не верит в Его господство над окружающим миром, или не считает Волю Всевышнего Аллаха, выраженную Им в Коране и Сунне Его Посланника, путеводителем по жизни и абсолютным законом.

То есть, мусульманин определяет, что есть «плохо» и что есть «хорошо», только при помощи весов исламского права, источниками которого являются Книга Аллаха и Сунна Его Посланника (мир ему и благословение Аллаха). Для немусульманина же эти понятия обычно определяют его предпочтения (желания) в конкретное время в конкретном месте.

 

Человек и государство

В классическом смысле государство — это результат договора людей соблюдать принятый ими закон ради лучшего обеспечения свободы и порядка. «Если люди будут пользоваться своей свободой, своей независимостью и безудержно предаваться своим страстям, то положение каждого конкретного человека станет более несчастным, чем если бы он жил отдельно; они осознали, что каждому человеку нужно поступиться частью своей естественной независимости и покориться воле, которая представляла бы собою волю всего общества…» (Дени Дидро). Таким образом, государство ограничивает свободу отдельного человека, когда его поведение угрожает свободе других людей, от чего выигрывает общество в целом, так как каждый его член получает определённые гарантии невмешательства в его свободу.

С точки зрения шариата, государство — это, прежде всего, способ установления закона Аллаха, метод воспроизведения исламского права, взятый из наследия Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Аллах говорит: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (сура «Рассеивающие», аят 56). Под поклонением подразумевается в том числе и подчинение правовому полю Корана и Сунны. Аллах также сказал: «А кто не судит по тому, что ниспослал Аллах, те — неверные» (сура «Трапеза», аят 44). То есть человек, убеждённый в абсолютной легитимности правового круга, установленного людьми, или в его предпочтительности над исламским правом, является кафиром. Таким образом, государство, согласно шариату, — это метод реализации предписанных Всевышним Аллахом исламских правовых институтов: закона, суда и др.

 

Человек и закон

Человек — это существо, которое стремится к благу. Полная естественная свобода — это благо человека, которым он готов пожертвовать лишь для обретения ещё большего блага — гарантии, что никто не будет нарушать его свободы. Однако, получив такую гарантию, человек, как правило, становится перед соблазном вернуть себе первичную свободу, не теряя гарантии. Проблема усугубляется, когда этим начинают заниматься все.

Скажем, взяточничество запрещено практически любым законом. Смысл запрета очевиден: человек не должен с помощью денег получать то, на что не имеет права, — это приводит к хаосу и беспорядку, что сегодня можно наблюдать практически во всех сферах: образовании, медицине, правоохранительных органах, госаппарате… Взяточничество и коррупция сами по себе стали законом, нормой в поведении людей, от чего, несомненно, теряет всё общество, а в итоге — и индивид, что прослеживается в низком уровне жизни.

Почему же не работает официальный закон, призванный принести благо обществу, а соответственно и индивиду? Здесь возникает другой вопрос: а зачем индивид должен соблюдать закон, если выгоднее не соблюдать? Разве не благо индивида лежит в основе закона и государства?

Согласно шариату закон — это нечто гораздо большее, чем просто благо для общества и его членов. Соблюдение законов шариата — это в первую очередь поклонение Всевышнему Аллаху и один из принципов единобожия. Мусульманину выгодно соблюдать закон при любых обстоятельствах.

Более того, соблюдение закона Аллаха — это вообще самоцель для мусульманина, одна из граней смысла его жизни. К примеру, для бизнесмена-мусульманина соответствие его деятельности шариату гораздо важнее самой прибыли. В окружающем обществе это принято называть исламским фанатизмом и глупостью.

Другое немаловажное отличие исламского подхода — неотвратимость наказания за преступление. Человек, верящий во Всевышнего Аллаха, всегда прекрасно помнит, что если даже он сумеет скрыть своё преступление от общества, от Аллаха он не скроет ни своих действий, ни цели, ни намерения и обязательно ответит за них в Судный день.

Таким образом, цель закона согласно шариату — довольство Всевышнего — гораздо эффективнее и в отношении цели закона согласно классической западной мысли теории государства и права — общественного и индивидуального блага. Только «идейные мусульмане» в окружающем нас обществе осознанно (по своей природе) отказываются от взяток, повинуясь тем самым Всевышнему Аллаху и устанавливая порядок и поддерживая общественный прогресс.

 

Правитель и государство

В отношении правителя и вверенного ему в управление государства можно провести ту же логику с причиной соблюдения/несоблюдения закона.

Разница лишь в большей ответственности и, соответственно, больших возможностях для реализации человеческих целей — обретения блага для кафира и пополнения багажа добрых дел для мусульманина. Несомненно, каждый человек будучи правителем государства так или иначе считается с общественным мнением, с тем, в каком свете его имя войдёт в историю, и как о нём будут вспоминать его потомки. Но всё это второстепенно, в чём может убедиться каждый беспристрастный дагестанец, россиянин… да кто угодно, глядя на современных президентов. Однако исламская история богата примерами поведения правителей, не укладывающимися в голове «простого человека». Много таких правителей было в истории халифата, а об удивительных случаях в их жизни написаны многие тома.

 

Заключение

Сегодня призывающих к исламу называют мечтателями-утопистами, призывающими к революции. Однако Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не был мечтателем, как и его сподвижники. Они установили ислам в гораздо менее благоприятных условиях.

Как бы ни перевернулись весы деяний, какой бы банальной и примитивной ни выставлялась истина, как бы ни перемешалась правда с ложью, добро обязательно победит зло. Истина обязательно восторжествует.

Запад боится не «исламского терроризма». Он боится исламской справедливости. Ростовщики боятся исламской экономической модели, развратники боятся исламской нравственности, тираны боятся исламской политической системы. Все они боятся того, для чего формально существует их же закон: того, что придёт ислам и запретит им нарушать свободу других.

Поистине, Аллах всесилен, стоит Ему сказать: «Будь», и будет то, что Он пожелает. Аллах пожелал, чтобы ислам победил. Однажды это было. И это будет вновь. ИншаАллах.

 


Умар ибн аль-Хаттаб

Если Умар издавал какой-либо указ, он собирал всю свою родню и обращался к ним с речью: «Я издал указ. Знайте, что люди смотрят на вас. Если вы нарушите мой указ, то и они нарушат, а если будете благоговеть перед ним, то и они будут питать к нему почтение. Клянусь Аллахом, если ко мне приведут одного из вас, преступившего то, что я запрещаю другим людям, то я удвою ему наказание, потому что он мой родственник! Теперь же кто хочет, пусть осмелится, а кто хочет — воздержится».

Умар часто обходил рядовых мусульман, скрыв лицо, чтобы не быть узнанным, и спрашивал об их нуждах. Одна из старушек как-то пожаловалась на то, что с того времени, как он стал править, она ничего от него не получала. С глазами, полными слёз, правитель спросил её: «Почём ты продашь свою обиду на Умара?». Старуха посчитала, что над ней издеваются, но Умар продолжал настойчиво упрашивать её, пока не купил обиду за 25 золотых динаров. В это время к ним подошли Али ибн Абу Талиб и Абдуллах ибн Масуд и обратились с приветствием: «Мир тебе, о повелитель правоверных». Старушка ошарашенно взглянула на Умара и, схватившись за голову, промолвила: «Какой позор! Неужели я бранила в лицо повелителя верующих?!» Халиф успокоил её: «Не бойся, да помилует тебя Аллах» и, отрезав кусочек своей одежды, написал на нём: «Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Эту обиду Умар купил у сей женщины в день (такой-то) со времени его правления. В день Воскресения, когда Умар предстанет пред Всевышним Аллахом, она обязуется не выступать с обвинениями, ибо Умар уже невиновен. Свидетелями выступили: Али ибн Абу Талиб и Абдуллах ибн Масуд». Вернувшись домой, Умар вручил составленное письмо сыну и сказал: «Когда я умру, вложите его в мою руку…».

 

 

Абдулмукмин Гаджиев