К:Расскажите о Ваших впечатлениях?
Х.Ф.В Медину мы прибыли рано утром и сразу же направились в мечеть Пророка (с.а.с.) для прочтения утреннего намаза. Наша гостиница располагалась недалеко от мечети Пророка (с.а.с.), поэтому на все последующие намазы мы ходили туда.
По сунне Пророка (с.а.с.), в субботу мы попали в мечеть Куба, это первая мечеть в Медине, в которой Посланник Аллаха (с.а.с.) прочитал намаз, после совершения хиджры. В связи с этим, джума намаз посланник Аллаха (с.а.с.) читал в своей мечети, а в субботу он (с.а.с.) читал в мечети Куба.
В мечети Пророка (с.а.с.) есть место, между его домом и михрабом, где согласно хадису Посланника (с.а.с.) прочитанный намаз подобен намазу, совершенному в Джаннате. Каждый мусульманин стремится совершить намаз именно там, нам удалось совершить намаз в этом месте.
Возле мечети Пророка (с.а.с.) есть столб, к которому был привязан один из курайшитов, взятый в плен. Ожидая своей участи, он наблюдал за тем, как живут мусульмане, как общаются между собой. Посланник Аллаха (с.а.с.), придя в мечеть, отпустил его. Курайшит уехал в Мекку, а через некоторое время вернулся и принял Ислам.
Мы видели кладбище, где похоронены сподвижники Посланника Аллаха (с.а.с.), жены Пророка (с.а.с.). Это большое кладбище, на котором нет надгробий, и только природные камни указывают на могилы, а старожилы могут показать, где похоронены Осман (р.а.), Али (р.а.).
Вы смогли дотронуться до черного камня?
Абас (р.а.), когда было столпотворение возле этого камня, я поднял руку и сказал: «Аллаху Акбар», потом поцеловал руку и не пошел туда. Это Сунна Посланника (с.а.с.) и за невыполнение этого нет наказания. В нашей группе были те, кто смог дотронутся до черного камня, но я не был в их числе.
К:Много ли мусульман было из постсоветских стран?
Х.Ф.:В общей сложности было около 12 тыс. человек из бывших стран СССР. Данные приблизительные, но если навскидку, то картина примерно такая: из Кавказа – более 4 тыс. мусульман, из Казани – более 3,5 тыс., из Казахстана – более 4 тыс. – в их группе было много мусульман из Таджикистана, так как квоты страны были ограничены. Из Украины было 100 человек, поделенные на две группы, но весь Хадж мы были вместе. Еще была группа из Украины, прибывшая по приглашению короля Саудовской Аравии, но они были отдельно.
К.Ваш тур не включал в себя питание, как вы решали эти вопросы?
С этим у нас никаких проблем не было. Во время Хаджа человеческая потребность в питании сильно снижается. Вода зам-зам, которую мы там пили, утоляла не только жажду, но и голод. В случае же, если все-таки хотелось поесть, то в пределах 20-25грн. можно было купить половину цыпленка и полную тарелку риса, а этой порции хватало на двоих. Много еды раздавалось просто так, местные жители зарабатывали саваб.
К.:Присутствует ли там ощущение того, что мусульмане являются единой уммой Мухаммада (с.а.с.)?
Х.Ф.:Бесспорно, именно там ты ощущаешь это более сильно. Аллах пригласил мусульман, они откликнулись, не взирая ни на национальность, ни на положение, ни на возраст. Особенно это заметно в долине Мина, и кажется, что нет такой страны, из которой не было бы мусульман. Со всех государств мусульмане приехали в Хадж и ощущение единства очень сильное. И на Арафате все стоят равные – богатые и бедные, старики и молодые, только 2 куска материи прикрывают их тела перед Аллахом.
В Хадже неважно, по какому мазхабу ты читаешь намаз. Могут поправить только в том случае, если при совершении намаза мусульманин неправильно определил Кыблу. Например, когда мы были в аэропорту и постелили коврик для совершения намаза в неправильном положении, к нам подошел работник аэропорта и указал правильную Кыблу.
К:Что бы Вы хотели отметить в плане организации?
Х.Ф.:В плане организации там все поставлено на очень высоком уровне. У них все отработано и очень организовано. Работники следят за тем, как наполняется мечеть, где делают таваф. На трех этажах паломники совершают обход вокруг Каабы, и если заполняется первый этаж, его перекрывают и перераспределяют потоки.
Хотелось бы отметить место для аль-джамарат, там кидают камни в шайтана. Вокруг него построили пять этажей. Сделали пандусы, чтобы регулировать потоки паломников, чтобы они не пересекались между собой. Установили эскалаторы, для облегчения подъема.
Именно там в свое время было много случаев, когда погибали люди, так как потоки паломников пересекались. Там был столб, в который кто-то попал, а кто-то не попал. А теперь этот вопрос продумали, установили стену, в которую невозможно не попасть, и камни попадаю в воронку и в столб. Очень продуманный момент.
Конечно же, были и неприятные впечатления, оставившие неприятный осадок. Например, строительство напротив главных ворот в аль-Харам, стоэтажной гостиницы. Такое ощущение, что эта гостиница «давит» мечеть аль-Харам. По моему мнению, лучше бы они занялись самой мечетью и увеличили возможность людей совершать таваф. Хотя возможно, что там готовят место под строительство, за мечетью. Хочется надеяться, что площадка за мечетью готовится для расширения мечети, а не для строительства еще одной стоэтажной гостиницы.
С каждым годом количество паломников увеличивается, поэтому необходимо думать об этом. И таваф там не останавливается ни на минуту.
К:Поделитесь своими чувствами, которые были у Вас там?
Х.Ф.:Словами эти чувства передать невозможно, только человек, побывавший там, сможет понять те переживания и чувства, которые происходили со мной. А осознание того, что ты делаешь таваф в том же месте, где его делал Пророк (с.а.с) еще больше увеличивает твой трепет.
Я совершаю уже второй Хадж. И первый Хадж и этот Хадж – это земля и небо. Столько поклонений сделали в мечетях, а именно в мечети Аль-Харам. Действительно там чувствуешь милость Аллаха, даже в мелочах. Делаешь дуа Аллаху, за мусульман, за себя, и все остальное от Аллаха. Удивляет и радует, насколько мусульмане относятся к Хаджу, как к одному из столпов Ислама. Люди копят годами и приезжают, для того чтобы выполнить приказ Аллаха.
Можно хронологически рассказать, там были, там были. Но ощутить и понять мои эмоции можно только, находясь в Хадже. Там человек чувствует, что он гость Всевышнего Аллаха, эмоции переполняют его и многие рыдают.
Обидно становиться за тех людей, которые имели возможность и под разным предлогом не поехали в Хадж.
Когда наступает время совершить Хадж, это не означает, что к мусульманам приходит пригласительный билет от Аллаха. Аллах дает жизненный удел, и человек сам делает выбор, как поступить.
Вспоминаю одну историю, про одного сподвижника Посланника Аллаха (с.а.с.), который не мог жениться, потому что был некрасивым. И когда Посланник Аллаха (с.а.с.) спросил его женат ли он, то тот ответил, что из-за его недостатков никто не отдает за него дочь замуж. Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал ему, чтобы он пошел к одному мусульманину, у которого была дочь – самая красивая девушка в Медине и посватался к ней. Когда этот человек пришел к отцу этой девушки и сказал ему об этом, и о том, что его послал Посланник Аллаха (с.а.с.) тот возмутился и сказал ему, чтобы он сперва посмотрел на себя. При этом отказал ему в просьбе жениться на его дочери. Но дочка услышала это и сказала отцу, что выйдет за него замуж, потому что об этом сказал Посланник Аллаха (с.а.с.). Тогда отец согласился отдать за него девушку, но назначил большой махр (выкуп) за дочь, который равнялся определенному количеству золота. Когда он расстроенный шел обратно, его увидел Посланник Аллаха (с.а.с.) и, узнав в чем причина, сказал сподвижникам, чтобы они собрали ему махр.
Когда он с приданным шел для того, чтобы прочитать никах, до него дошел призыв на Джихад, обращенный к тем мусульманам, которые имеют возможность. Этот сподвижник остановился и перед ним встал выбор, идти и жениться или пойти на Джихад на пути Аллаха. Он сделал свой выбор. На собранные деньги он купил коня и вооружение и отправился в поход.
После битвы, когда Посланник Аллаха (с.а.с.) со своим сподвижниками обходили поле боя, где лежали убитые, они увидели этого мусульманина, который погиб в битве. Посланник Аллах (с.а.с.) глядя на него, улыбнулся, и сподвижники спросили, почему он улыбается, на что Посланник Аллаха (с.а.с.) ответил, что он видит, как самые красивые гурии спорят возле него, кто будет его женой.