Корреспондент: Что для Вас значит Хадж, и какие чувства с этим связаны?
Хаджи имам Мустафа эфенди: Хадж является приказом Всевышнего Аллаха, одним из столпов Ислама, который должен соблюсти каждый мусульманин.
Мусульманин, у которого в сердце есть богобоязненность перед Всевышним Аллахом, и он живет с мыслью заслужить довольство Аллаха – все его помыслы, дела – направлены на то, чтобы заслужить это довольство. Богобоязненный мусульманин строит свою жизнь именно с этой целью, чтобы заслужить это довольство. Хадж является из тех действий, посредством чего можно получить довольство Всевышнего Аллаха.
Относительно этого Аллах в Священном Коране говорит:
وَلِلَّهِ عَلَى النَّاسِ حِجُّ الْبَيْتِ مَنِ اسْتَطَاعَ إِلَيْهِ سَبِيلا
Люди обязаны перед Аллахом совершить хадж к Дому (Каабе), если они способны проделать этот путь.(3:97)
В этом Аяте Аллах говорит об обязанности совершения обряда Хаджа.
Иногда много вопросов бывает о самочувствии от совершенного Хаджа. Эти чувства передать нельзя. Об этих чувствах, которые переживает паломник, находясь в доме Аллаха, Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Паломники являются гостями Милосердного». И для того, чтобы понять, что значить быть гостем Милосердного, можно привести маленький пример, когда тебя приглашают в гости к высокопоставленному человеку, авторитетному и богатому. После этого человек может рассказывать о том, что он у него побывал, сидел, кушал. Но это не сравниться с тем, как побывать в гостях у Всевышнего Аллаха… Те чувства, которые возникают у человека в Хадже, нельзя передать словами. И сколько бы человек не рассказывал о Хадже, и о тех чувствах, которые он испытал другому человеку, это невозможно передать. Сколько я спрашивал до этого у людей, побывавших в Хадже о тех чувствах, которые они испытали, так и не смог понять, пока сам не совершил Хадж.
Мы побывали в Медине, побывали возле могилы Пророка Аллаха (с.а.с.), побывали именно возле михраба, где молился Посланник Аллаха (с.а.с.), увидели минбар, на который поднимался Посланник Аллаха (с.а.с.). В таких местах слезы сами текут с глаз и эти чувства не передаваемы. Когда Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал, что тот, кто помолится в месте, расположенном между моим домом и михрабом – то это подобно тому, как помолиться в Джаннате. И тот человек, который не совершил намаз в этом месте, не сможет этого понять. Это может понять только тот, который совершил два ряката намаза в этом месте. Тот человек, который не совершил таваф вокруг Каабы, вокруг дома Аллах, не дотронулся до Каабы, не сможет понять этого. Тот человек, который не бегал сайф, не сможет понять этого, даже если я попытаюсь передать чувства, переполняющие меня. В гостях у Аллаха – это то, что тебя максимально удовлетворяет, но ты не можешь это передать другим. Поэтому пусть Аллах поможет тем, кто не совершил паломничество, совершить Хадж, побыть в гостях у Аллаха, совершить таваф вокруг Каабы, сайф, передать приветствие Посланнику Аллаха (с.а.с.), его сподвижникам, которые лежать возле него. Именно тогда человек может ощутить эти чувства, находясь там. Особенно, когда человек жертвует на пути Аллаха, своим имуществом. И Хвала Аллаху, что я поехал за свои средства, и ни капельки не жалею. Некоторые могут говорить, что столько денег отдал, чтобы на 17 дней поехать и приехать, можно было на месяц за тысячу долларов поехать в другие страны и отдохнуть на курорте. Хадж, это не легкий путь. До этого я представлял то, что Хадж это пошел, увидел Мекку, совершил таваф, пробежался семь раз, не видя в этом ничего сложного. Но когда человек сам это совершает, он понимает, что это приложение определенных усилий. Видишь, что люди приходят сюда выполнять приказ Аллаха. Именно приказ Аллах толкает человека на это, а не экскурсии и турпоездки толкают его. Потому что, если бы это не было бы приказом Аллаха, то столько бы людей там не было. Потому что есть некоторые моменты, выполнение которых связано с трудностями.
К:Какие примечательные моменты Вы можете отметить?
Х.М.Что касается того, как Аллах принял, как гостей, это было неописуемо. Мы приехали в Медину в пятницу и Джума намаз прочитали в Медине.
Посланник Аллаха (с.а.с.) по субботам совершал намаз в мечети Масджит-уль Кубба. И у нас именно так получилось, и в субботу мы попали в эту мечеть и совершили в ней намаз. Видели гору Ухуд, где стояли лучники, и происходила битва с участием Посланника Аллаха (с.а.с.). Видели, где похоронены Хамза (р.а.), дядя Пророка Аллаха (с.а.с.) и другие сподвижники Посланника Аллаха (с.а.с.), которые стали шахидами в этой битве. Когда видишь те места, где появился Ислам, и дошел до отдаленных мест, откуда пришли люди, чтобы посмотреть на это место. Где в свое время была пустыня и камни, и ничего не было.
Мы поехали в Мекку и там тоже попали на джума намаз. Хотя бывают такие туры, которые не попадают на пятничную молитву ни в Медине, ни в Мекке.
К:Во время Хаджа в Благословенной Мекке собираются миллионы мусульман с разных стран, разных цветов кожи, и говорящих на разных языках. Существует ли ощущение того, что это единая исламская умма?
Х.М.:Что касается ощущения единства уммы, то можно видеть, как миллионы людей, подчиняясь приказу Всевышнего Аллаха, приехали в Хадж, чтобы выполнить его. Именно Ислам одним только приказом объединил миллионы людей. А что говорить о том моменте, когда претворение Ислама будет в полном объеме. В Хадж приехали только те, кто осознали и имели возможность, а те которые осознали и не смогли приехать, это тоже миллионы. Там я почувствовал, что в этом сила мусульман, в единстве. И неверные этого бояться, опасаясь того, что мусульмане объединятся.
Там все смотрят как на братьев, даже если он черный, светлый, красный, красивый, некрасивый, на всех смотришь как на брата. Он там по тому, почему и ты. Он читает дува и ты читаешь дува Аллаху и просишь Его, чтоб он принял дува брата. Поистине, они пришли сюда не для того, чтобы совершить туристический тур, а пришли, чтобы получить довольство Всевышнего Аллаха. Все трудности переносятся только ради того, чтобы получить довольство Всевышнего Аллаха. Именно там теряются национальные признаки. Хотя там есть территориальные сектора по странам – но только для того, чтобы обеспечить порядок. Можно пойти в любую палатку и прочитать намаз, и никто ничего не скажет. Можно зайти в любую гостиницу и прочитать намаз. Никто не будет спрашивать про то, откуда ты пришел, кто такой, какой национальности. Никто не скажет, что надо идти в свою палатку и читать там намаз. Теряются все границы между людьми и все взаимоотношения строятся только на основе Ислама.
Был такой случай. Когда приехали в Мекку и совершили таваф, один наш брат потерялся. Он часа два-три ходил, искал русскоязычных. На арабском языке не может разговаривать. Увидел там одних и подошел к ним и спрашивает, на русском разговаривать, а они отвечают что могут. Оказалось, что это мусульмане с Киргизии. Он им обрисовал проблему, что потерялся и попросился с ними. Они ему говорят, что он сегодня их гость, взяли его с собой, накормили, потом привезли к нам. Все взаимоотношения братские. Если брат оказался в тяжелом положении, то ему обязательно помогут.