Владимир Притула, журналист радио «Свобода», глава Комитета по мониторингу свободы прессы в Крыму:
У меня нет однозначного ответа на поставленный Вами вопрос, потому что здесь целый комплекс. С одной стороны, конечно, нельзя сбрасывать со счетов то, что идет избирательная компания. поэтому естественно то, что … технологии используются в разных сферах и разными людьми и, в том числе, и должностными лицами. Поэтому сложная межконфессиональная или общественно-политическая ситуация в Крыму используется различными политическими силами … в своих предвыборных целях.
В Крыму сложилось сложная религиозно-политическая ситуация, поскольку существует такой фактор Ислама. Поскольку в Исламе не существует единого управляющего центра, характерного православию, католицизму и другим христианским церквям. Совсем другая роль мечети, чем храмов в христианстве, совсем другая роль у мулл, чем у священников в христианстве. Многие крымчане далеки от религии и, особенно, от Ислама. Поэтому возникает определенное непонимание процессов, которые происходят в Исламе. И все это происходит на фоне мировых процессов, на фоне войны в Ираке, на фоне различных террористических актов. Это все усложняет взаимоотношения верующих мусульман с властью и другой частью общества.
Я не касаюсь тех вещей, которые говорили представители власти. Генадий Москаль о Хизб ут-Тахрир, об такфирах, о ваххабитах, о салафитах, о традиционном Исламе. Я понимаю, что это связано, с одной стороны – с политикой, с другой стороны – непониманием украинским обществом процессов, которые происходят в самом Исламе и в крымскотатарской среде.
Поэтому возникают эти проблемы, и в том числе, связанные с определенными нарушениями прав человека. С одной стороны, мы знаем, что коммунистическая партия, как политическая сила – запрещена во многих странах мира. Эта партия в своей прошлой истории проводила террористическую деятельность, антигосударственную деятельность, прибегала к террору против населения и против власти. Коммунисты убивали людей миллионами, убивали и правителей, и царей, и президентов. Захватывали власть и убивали миллионы людей. Никто же не ставит вопрос о запрете Партии коммунистов Украины, только потому, что в Бангладеше эта партия тоже запрещена! Поэтому нужно исходить из тех реалий, которые действуют у нас в Крыму и разбираться в них. Пока идет следствие над возможными декларируемыми преступлениями, следовало бы власти остерегаться и избегать различных заявлений в отношении тех или иных религиозных организаций. Ко всему, что связанно с религией нужно подходить с очень большой осторожностью. Я помню, что 20 лет назад, то, что сейчас говорят о «нетрадиционных исламских организациях» в Крыму, то же самое говорили о Меджлисе крымскотатарского народа. В 91-м, 92-м , 93-м, 94-х годах даже принимались решения крымского парламента о признании меджлиса деструктивной силой с требованием его запрета. Приблизительно такие же процессы проходили тогда. Мы знаем, что есть религиозно-политические движения, выступающие за создание Халифата. Но мы знаем, что есть общественно-политические движения, которые выступают за воссоздание Советского Союза или воссоздание великой Российской империи. Так вот, эти организации могут потенциально распространить свое влияние на достаточно большее количество крымчан, чем иные, о которых сейчас очень громко говорят. Поэтому еще раз говорю, в этих вопросах нужно подходить очень осторожно и не избирательно.
Рустем Джангужин, вице-президент Украинского центра исламских исследований (г. Киев), доктор философских наук
Корр. Хотелось бы узнать ваше виденье и оценку происходящих событий.
Джангужин Р. Н.: Любое государство всегда ведет двойную политику, и здесь все зависит от политической конъюнктуры. В отношении Украины от персональных оценок тех или иных государственных деятелей. В этом смысле здесь нет объективной оценки. Существует понятие: «свобода совест:)и», «свобода вероисповедания», т.е. задекларированные ценности, которые во всем мире считаются приоритетными. В данном случае государство берет на себя ответственность регулировать эти фундаментальные категории. Если уставные документы соответствуют Конституции – главному закону страны, если движение не вступает в противоречие с законом, не призывает к межнациональной розни, межконфессиональной розни, не призывает к отделению, к сепаратизму; не покушается на целостность страны, на основные принципы, на которых строится государство и которые оно декларирует... Вот если выходят за рамки, тогда здесь есть гарант Конституции и институты конституции, которые защищают конституционный строй. В этой ситуации главная апелляция – это Конституционный Суд. Если мы говорим, что мы живем в правовом государстве, то надо в правовом поле решить эту проблему.
Если мы пытаемся строить правовое государство, то в моем отношении с людьми должен присутствовать этот фактор права. Это и есть демократия. Демократия – это не вседозволенность, это право на высказывание, право на полемику, право на дискуссию, право отстаивать свои позиции мировоззрения.
Владимира Джаралла, крымского политолога:
Говоря об этой истории можно перефразировать слова одного классика и сказать, что «исламские террористы, о необходимости которых так долго говорили, наконец-то появились, обнаружены и даже успешно задержаны». Вся эта история изначально выглядит очень странной, и мягко говоря, непонятной. Во-первых, почему мы слышим об этом из уст милицейских начальников, хотя подобная тема прерогатива СБУ. СБУ наоборот – не только ни дает каких либо комментариев, но даже те слова, которые они говорят – свидетельствуют о том, что они особой угрозы не видят. Так называемые, задержанные – по этому поводу еще много вопросов, о том, кто они такие и действительно ли они такие страшные. Я думаю, со временем мы сможем узнать более подробно. Но все становится на свои места, когда мы видим, зачем и для чего это было сделано. Оказывается, задачей этих горе-террористов было покушение на самого Мустафу Джемилева, главу Меджлиса. После этого становится понятно, почему Меджлис, все более и более склоняется к поддержке на новых выборах Юлии Тимошенко, и в целом, к партии БЮТ. Вероятно, именно для этого были сделаны подобные пропагандистские акции. К сожалению, создается впечатление, что свой собственный народ, наши правители считают дураками. Сейчас на наших глазах развивается грандиозная паника связанная с вирусом, который врачи почему-то называют обычной сезонной вспышкой, а правители – страшной эпидемией. Теперь Крым, который у нас превращается в центр сепаратистов. То группировки сепаратистов, теперь исламские террористы, в общем, одна такая страшная угроза.
Один вопрос возникает в подобных случаях: «А те, кто играют в подобные игры, думают о последствиях. Думают о том, что люди все это читают, смотрят и кто-то боится, а кто-то начинает раздражаться и злится». Не надо считать людей дураками, которые не способны думать, а способны только воспринимать любую ложь.
В отношении генерала Москаля я могу сказать, что он, в основном, говорит, говорит, говорит и позволяет себе говорить очень много, потому что уверен в том, что за свои слова отвечать не будет.
Айдер Мустафаев, Активный общественный деятель. фонд исследований в поддержку коренных народов Крыма
Последние события, которые разнеслись по всей Украине и вызвали такой нездоровый ажиотаж, мною воспринимаются с двояким чувством. С одной стороны, досада и сожаление, а с другой стороны – это вызывает, в буквальном смысле, злость, здоровую злость. Речь идет о том, что, якобы, на лидера крымских татар – председателя Меджлиса готовилось покушение. И это безответственное заявление исходит от самого Мустафы Джемилева. Нашел он какие-то свидетельства каких-то там покушений на него в каких-то русских интернет-страницах. Ну, что называется, с каких-то там сплетен он нашел какое-то там готовящееся покушение. Разнес эту весть на всю Украину. Все ток шоу разговаривают только на одну тему. И сидит там наш мудрый Мустафа и скидывает свои реплики в эфир. Дело в том, что 4 октября в Судаке прошло Общенациональное собрание, где собрались активисты национального движения. Там собрались люди, которые никогда от национального движения ничего не ждали в плане личностного, материального, для обогащения или имиджа. И, в конце концов, после долгих дискуссий приняли решение, что два человека из национального движения, занимающие высшие места в национальном представительном органе Мустафа Джемилев и Рефат Чубаров на сегодняшний день на полном основании заслуживают того, чтобы называться национал-предателями. И они ими были названы. И это клеймо национал-предателя уже разнеслось по всему миру по всем диаспорам, по всем международным организациям и, естественно, по государству Украина и всем ее структурам. И эти дешевые попытки вокруг своего имени создать ареол мученика и пр. подтолкнули Мустафу и его консультантов из госслужб. Выдумать этакую страшненькую сказку. Дескать, какие-то там радикалы исламисты, ненавижу это слово «исламисты» - организовывают покушение на Мустафу Джемилева. Мустафа Джемилев ничего и никакой угрозы никому не представляет. Для него сейчас важно создавать шум вокруг своего имени и достигать личных целей.
Корр. Можно ли говорить об адекватном восприятии украинским обществом приверженцев Ислама, после таких высказываний М. Джемилева?
А. М.: К сожалению, в Украине никто не занимался изучением истории взаимодействия Ислама с неисламским миром. Ислам вспоминали тогда, когда его нужно было вспоминать. Поэтому об адекватном отношении последователей других конфессий или, в общем, украинского общества говорить не приходится. Хотя если проанализировать последние 20 лет в Крыму... Было, казалось, несколько конфликтов на межконфессиональной почве. Но чем эти конфликты были вызваны? Попыткой установить десятки-сотни крестов, попыткой на мусульманских святынях устраивать базары, церкви. Такое действие, когда главный атеист и безбожник Крыма Грач и , казалось бы, святейший человек православия – Лазарь нашли общий язык и в центре Симферополя выкроили клочок земли и ударными темпами строят собор Невского. А мусульманам в это время демонстрируется другая позиция, при которой все эти годы не было выделено площади под строительство Соборной мечети. Если последователям других религий возвращаются их храмы, отнятых Советской властью – сотни мечетей отнятых у мусульман до сих пор не возвращаются. О каком-то адекватном отношении вообще разговоров быть не может. И если до сих пор не возникло конфликтов на меконфессиональной почве – то это только благодаря терпению и мудрости мусульман, которые вот эти все унижения, оскорбления от отдельных лиц и от государственных органов или заигрывающих представителей других конфессий, просто напросто выдерживали.
Корр.: Заявление Г. Москаля о традиционном Исламе и радикальном Исламе – это заявление эксперта или политического говоруна?
А.М.: Москаль не скрывает, что его сюда послали по заданию. Он об этом открытым текстом говорил. Просто, наговаривая на одних, с кем он справиться не может. Каким экспертом может быть Москаль? Давайте рассмотрим один эпизод с участием Москаля. На одном ток шоу он рассказывает об случившемся в Журавках, дескать, правоверные мусульмане сидят на утреннем намазе. Туда врывается представители Хизб ут-Тахрир , избивают их там и убегают. Но ведь все произошло с точностью наоборот. И это всем известный факт. То есть, если этот «эксперт» или «милиционер», как его назвать даже не знаю, преднамеренно искажал правду – то он злобный враг, если он на самом деле рассказал. Так как знал – то он просто невежа. И то и другое плохо. Поэтому Москаля надо воспринимать таким, какой он есть. И если он сейчас выглядит как шут гороховый, то завтра он может стать врагом, который не скрывает своих желаний. Второй эпизод, который он на ходу приплел, это финансирование партии. Это Узбекистан – Талибан – Аль Каида – Бен Ладен. Я не удивлюсь, если он завтра обвинит кого-нибудь еще, например, Комитет по делам религии или кого-нибудь еще в том, что они выдали Бен Ладену, скажем, украинский паспорт для посещения Крыма. Видно, что этот человек с буйной фантазией. Поэтому сложно его назвать экспертом или служителем закона.
Корр.: Тандем М.Джемилева и Г.Москаля, выраженный в их совместных действиях и высказываниях - против кого направлен, на ваш взгляд?
А.М.: Здесь легче сказать, в пользу кого он направлен. И Москаль и Мустафа, это такие одиозные личности, которые в свое время между собой грызлись во всех делах и по всякому поводу. Сегодня все они пригрелись на одной лавочке. Это люди, для которых достижение амбициозных целей превыше всего. А потом они находят аргументы и объясняют ими свои поступки. Их союз направлен на то, чтобы попиариться и закрепить свои позиции на следующие выборы. На одной из телепередач мне понравилась аргументированная позиция экс-прокурора Пискуна. Он буквально вывел их обоих на чистую воду. Одному он задал вопрос после долгих разговоров о терроризме: «вы возбудили дело о терроризме?» - ответа не было. И другому (Джемилеву) он задал вопрос, что если столько раз его приговаривали к смерти – к нему, когда он был прокурором, никто по этому поводу не обращался – внятного ответа не было. И это все, в конце концов, позволило Шемчуку сказать, что «этими делами должны заниматься профессионалы».
Корр.: Г. Москаль говорит о том, что Закон Украины не совершенен и призывает внести в него изменения. В частности, о регистрации религиозных общин и общественных организаций. Аргументируя это тем, что три человека могут даже зарегистрировать организацию под названием «Бен Ладен».
То, что закон вообще не совершенен – это понятно всем. Если бы он был совершенен, то нынешний министр МВД уже не работал. То он в администрации президента избивает мера Киева и ему это сходит с рук, то он в аэропорту чужого государства устраивает пьяную драку ему и это тоже сходит с рук. Ни в одном цивилизованном государстве такие вещи не проходят. Так можно вспомнить историю с этими выборами. Согласно закону проводятся выборы, а согласно закону толпы проводятся перевыборы. В цивилизованном мире в тюрьмах не находится столько невинных людей. Это подтверждают украинские эксперты и правозащитники. Что касается экспертной оценки для запрета регистрации в сфере Ислама или Христианства, то здесь, наверное, должны говорить не «москали», а эксперты, понимающие тонкость вопроса. Понятно, что Ислам как и Христианство не однородны. В Исламе существует разномнение. Но, опять-таки, это дело не «москалей». И нет совершенного закона кроме закона Всевышнего.
Корреспондент Ибн Али.