В Исламе такие понятия как «крепкий брак», «материнство», «отцовство», «права и обязанности родителей», «права и обязанности детей», «поддержка отношений в большой семье (силат-ур-Рахм)» и «крепкие семейные узы» имеют высокий статус важности в религии и умме. Ислам не признает личную и сексуальную свободу – свободу индивида строить отношения по своему желанию, свободу в измене и предательстве супруга и семьи, свободу отца детей не нести ни физическую, ни эмоциональную или финансовую ответственность за детей и их мать. Напротив, Ислам признает формирование образа мышления на основе осознания ответственности перед Создателем, что в свою очередь воспитывает такие ценности как целомудрие, снисходительность в браке, и чувство ответственности перед другими и своими поступками. К тому же, строгие социальные законы как нормы одежды для мужчин и женщин, отделение мужчин и женщин, запрет мужчине и женщине находиться наедине (хульва), и суровые наказания за прелюбодеяния и измены – все они имеют цель убедить в том, что сексуальные отношения должны ограничиваться в рамках брака и каждый ребенок должен рождаться в браке и знать, кто ответственен за его финансовую, физическую и эмоциональную заботу. Такие ценности и порядки создают чувство доверия между мужчинами и женщинами, когда они ищут себе партнера, и в обществе в целом.
Ислам не только поощряет брак, связывая его с выполнением половины религии, но также поощряет мужа и жену постоянно искать спокойствия в браке для крепкого союза. Пророк (с.а.с.) сказал: «О молодые люди! Если кто-то из вас имеет возможность жениться должен жениться, потому что это поможет ему опускать свой взор и хранить свое целомудрие. А кто не имеет такой возможности должен поститься и это будет его защитой» (Бухари и Муслим). Он (с.а.с.) также сказал: «Когда мужчина женится, он выполняет половину религии. Так, он должен бояться Аллаха во второй половине» (Аль-Байхаки). Аллах (с.в.т.) говорит в суре Римляне:
وَمِنْ آيَاتِهِ أَنْ خَلَقَ لَكُمْ مِنْ أَنْفُسِكُمْ أَزْوَاجًا لِتَسْكُنُوا إِلَيْهَا وَجَعَلَ بَيْنَكُمْ مَوَدَّةً وَرَحْمَةً
«Среди его знамений то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие» [Римляне:21]
Не смотря на то, что Ислам разрешает развод, мусульмане должны понимать, что это одно из самых ненавистных поступков у Аллаха, и потому его лучше избегать всеми силами. Как подтверждение тому в одном хадисе упоминается, что Трон Аллаха содрогается, когда верующий мужчина и женщина разводятся.
По отношению к индивидуализму Ислам нетерпим. Он строит менталитет ответственности за других людей. Таким образом, муж отчитывается перед Создателем за выполнение прав своей жены. Жена отчитывается за выполнение прав мужа перед Создателем. Родители держат ответ за выполнение обязательств по отношению к детям в вопросах финансов и воспитания их в духе Ислама. Порок (с.а.с.) сказал: «Знайте! Каждый из вас пастух и несет ответственность за свою паству. Лидер и правитель пастух народа и будет спрошен за ведение своих дел; мужчина опекун своей семьи и будет спрошен за них (за их физическое и моральное благополучие); женщина опекун дома мужа и детей и будет спрошена за них (за домашние дела и воспитание детей); раб пастух имущества своего хозяина и будет спрошен за него (как он охранял доверие хозяина). Знайте! Каждый из вас является опекуном и каждый будет спрошен за доверенное ему» (Бухари и Муслим).
Индивидуалисты будут давать отчет Создателю за свою ответственность перед родителями, за уход за ними финансовый и физический, когда они состарятся. Пророк (с.а.с.) говорит: «Поистине, в День Воскресения, будут рабы, с которыми Аллах не заговорит, не очистит их и даже не посмотрит на них». Его спросили: «Кто они, о, Посланник Аллаха?». Он ответил: «Те, кто отрекся и покинул своих родителей, кто отрекся от своих детей и кто, получив пользу от людей, потом отрицал это и отрекся от них» (Ахмад).
Аллах говорит:
وَقَضَى رَبُّكَ أَلا تَعْبُدُوا إِلا إِيَّاهُ وَبِالْوَالِدَيْنِ إِحْسَانًا إِمَّا يَبْلُغَنَّ عِنْدَكَ الْكِبَرَ أَحَدُهُمَا أَوْ كِلاهُمَا فَلا تَقُلْ لَهُمَا أُفٍّ وَلا تَنْهَرْهُمَا وَقُلْ لَهُمَا قَوْلا كَرِيمًا (٢٣) وَاخْفِضْ لَهُمَا جَنَاحَ الذُّلِّ مِنَ الرَّحْمَةِ وَقُلْ رَبِّ ارْحَمْهُمَا كَمَا رَبَّيَانِي صَغِيرًا (٢٤)
«Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям. Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: «Тьфу!», не кричи на них и обращайся к ним почтительно. Склони перед ними крыло смирения по милосердию своему и говори: «Господи! Помилуй их, ведь они растили меня ребенком»» [Ночное перенесение:23-24]
Мусульманин также ответственен перед Создателем за поддержание хороших отношений с родственниками и выполнение их прав. Тяжелые отношения с родственниками неприемлемы. В Исламе, мужчине может понадобиться взять на себя бремя финансового достатка кровных родственниц и потому присутствует регулярная осведомленность об их благополучии. Женщине могут дать опеку над ребенком, кровный родственник и таким образом должен быть осведомлен об их благополучии. Пророк (с.а.с.) сказал: «Узы родства (рахм) подвешены к трону Аллаха, и молвят, «Кто поддержит нас, того Аллах поддержит, а кто разорвет нас, с тем и Аллах порвет»» (Бухари и Муслим). Он (с.а.с.) также сказал: «Тот, кто отягощает узы с родственниками не войдет в Рай». Джабир (р.а.) передает со слов Пророка (с.а.с.) «Если кто из вас беден, пусть прежде позаботится о себе, а если у кого-то из вас есть излишек, пусть тратит его на свою семью, а если у кого-то из вас много излишка от достатка, пусть тратит на своих родственников».
По отношению к материальному достатку, Ислам верит, что заработок денег является важным для физических нужд человека и таким образом способствует здоровой экономической жизни общества. Также это является основой веры в то, что хотя деньги и могут служить для жизни, они также являются выполнением доброго дела, предписанного Аллахом, которое послужит для Последней жизни. Иметь много детей, следить за их обеспечением, дать им хорошее исламское воспитание для того, чтоб они стали хорошими мусульманами и честными гражданами, которые будут источником доброты для уммы – это лишь несколько поступков, дающих значительный вес для Последней жизни. Пророк сказал: «Женитесь на мягких и много рожающих женщинах, чтобы я с другими Пророками непременно соперничал за ваше великое множество в День Суда». Абу Саид аль-Худри сообщает со слов Пророка (с.а.с.): «Если кто-то из вас заботится о трех дочерях, даст им хорошее воспитание, выдаст замуж, и будет добр с ними, войдет в Рай». (Абу Дауд). Он (с.а.с.) сказал: «Мужчина будет возвышен на несколько уровней в Раю и спросит: «За что я получаю это?», ему ответят: «За то, что твой ребенок просит прощения для тебя»» (Бухари).
В противовес капитализму, философия Ислама не основана на сохранении «капитала» любой ценой, а, наоборот, понимает, что общество должно быть организовано для успешного исполнения всех аспектов человеческой жизни. Потому, Ислам не стремится максимально увеличить экономическую жизнь за счет семейной жизни, но верит, что обе необходимы для здорового общества. Не исламскими являются роли мужчин и женщин в обществе и семье, определяемые согласно концепции «Полового равенства», где роль кормильца стоит превыше роли матери и домохозяйки. В семейной жизни Ислам определяет роль кормильца мужчине, а женщине домохозяйки и воспитателя детей. Одна роль не превосходит другую, но обе важны для успешной организации и функциональности семейной жизни и прогресса уммы в целом. Аллах (с.в.т.) говорит:
وَلا تَتَمَنَّوْا مَا فَضَّلَ اللَّهُ بِهِ بَعْضَكُمْ عَلَى بَعْضٍ لِلرِّجَالِ نَصِيبٌ مِمَّا اكْتَسَبُوا وَلِلنِّسَاءِ نَصِيبٌ مِمَّا اكْتَسَبْنَ
«Не желайте того, посредством чего Аллах дал одним из вас преимущество перед другими. Мужчинам полагается доля из того, что они приобрели, и женщинам полагается доля из того, что они приобрели» [Женщины:32].
В таком положении, женщине как супруге и матери позволено работать, но без общественного и финансового давления на нее, если она предпочтет не работать, потому как для женщины нет компромисса ее жизненно важной ролью жены и матери, заботящейся о детях и семье и о воспитании, и размышляющей о развитии будущих поколений. Во все времена, обязанность ее финансового достатка ложится прежде на мужскую часть членов семьи и на государство, если мужчины не способны обеспечить ее. Она не обязана страдать от идентичности к супер-женщине, сражающейся за гармонию успешной карьеры и успешной домашней жизни, потому как ее ценность в обществе зиждется на повиновении Создателю, а не на степени налога, который она вкладывает в экономику.
На самом деле, в противовес капиталистическим обществам, где материнство обесценено, где многие домохозяйки чувствуют свою непотребность в обществе, а многие работающие матери сталкиваются с дискриминацией из-за материнства, Ислам стремится построить мировоззрение в общественной жизни, на работе и обществе в целом, указывая, что материнство имеет великий статус в жизни. «Рай лежит у ног ваших матерей» известное высказывание Посланника (с.а.с.). Один мужчина во времена Пророка (с.а.с.) подошел к нему и сказал: «Я пронес свою мать на руках 7 раз вокруг Каабы, покрывает ли это ее доброту ко мне в детстве?». Пророк (с.а.с.) ответил: «Это даже не покрывает одно сокращение матки». Также есть рассказ об одной женщине по имени Салама, которая сказала Пророку (с.а.с.): «О Посланник Аллаха, ты принес новости мужчинам, а не женщинам». Он ответил: «Тебя прислали женщины ко мне?». Она сказала «Да», тогда Он (с.а.с.) сказал: «Разве не приятно вам будет знать, что та беременная из вас от своего мужа, который доволен ею, получит награду как один постящийся и молящийся ради Аллаха? И когда наступают родовые схватки, никто на небесах и на земле не знает, что скрывает ее чрево, чтоб утешить ее. И после родов, ни полный глоток молока из ее груди, ни требование ребенка поесть, а то, что она получает за каждый глоток молока как награду за одно хорошее дело. А если она не спит из-за ребенка ночью, она получает награду человека, который освободил семьдесят рабов ради Аллаха» (Табарани).
Однажды один поэт сказал: «Мать это школа; если вы воспитаете ее должным образом, то воспитаете полноценных людей с хорошим характером; Мать это первый учитель, самый первый и самый лучший из всех учителей». И это и есть понимание в Исламе – что мать находится в центре семьи и в дальнейшем является основой общества. Одним из воздействий такого взгляда даже на рабочем месте, понимание, ценность и устойчивость семейных обязанностей должны быть общепринятыми среди работодателей, а не принуждением через закон.
В современном мире Ислам и Шариат находятся под постоянными атаками, их характеризуют как нецивилизованные, варварские, отсталые и опасные. И это не смотря на тот факт, что в обществах секуляризма, социальное и моральное производство их семейной и социальной жизни рушится на их собственных глазах из-за принятия ими опасности и хаоса, созданного либеральными, капиталистическими и секуляристскими ценностями. Эти ценности продолжают внедряться в мусульманские земли, становясь причиной «Исчезновения» мусульманских семей и социальной жизни. Ислам обеспечивает нас прекрасной системой принципов и ценностей, чтобы укрепить нашу семейную и социальную структуру, которую мы должны принять и по которой сформировать свою жизнь. Во всяком случае, мы нуждаемся в системе Исламского Халифата для орошения почвы наших земель этими ценностями, чтобы построить и защитить это мировоззрение в массах внутри мусульманской уммы. Это также работа по установлению государства, которой мы должны уделить предельное внимание и время. К тому же, как мусульманам, Аллах обеспечил нас достаточной возможностью для несения призыва немусульманам вокруг нас посредством объяснения красоты Ислама в решении множества проблем, с которыми сталкивается человечество, включая проблему семейного упадка, который зачумляет многие общества по всему миру.
فَمَنِ اتَّبَعَ هُدَايَ فَلا يَضِلُّ وَلا يَشْقَى (١٢٣) وَمَنْ أَعْرَضَ عَنْ ذِكْرِي فَإِنَّ لَهُ مَعِيشَةً ضَنْكًا وَنَحْشُرُهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ أَعْمَى (١٢٤)
«…всякий, кто последует Моему верному руководству, не окажется заблудшим и несчастным. А кто отвернется от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь, а в День воскресения Мы воскресим его слепым» [Та-Ха:123-124].
Доктор Назриин Наваз (Великобритания)
для газеты «Возрождение».