Пятого апреля Джастис Коулридж, судья по семейным тяжбам Юго-Западной Англии в своем обращении к семейным адвокатам из организации «Резолюция» описал семейную жизнь в Соединенном Королевстве как «исчезающую», что являет собой эпидемию распада семьи. Он сказал: «Сегодня существует большое количество семей, где детей воспитывает мать, родившая их от разных мужчин, ни один из которых не принимает участия в опеке и воспитании детей… Это не единичные примеры. Они являются частью запасного арсенала на семейных разбирательствах». Далее он продолжил: «Почти все беды общества прямо исходят от разрушения семейной жизни. Нам всем это известно. Исследуйте атмосферу воспитания каждого ребенка или систему правосудия среди молодежи, и вы обнаружите расколотую семью. То же самое с наркоманами. То же самое с кутежами алкоголиков. То же самое с прогульщиками и теми, кто плохо ведет себя в школе. Черпните поверхность этих явлений, и вы неизбежно обнаружите несчастную семью, исходящую из недейственных и сломанных родительских отношений – или из отсутствия таковых вообще».

Это болезненное описание семейной жизни в Великобритании входит в список других газетных историй за последнее время – падение скорости заключений брака в Англии и Уэльсе до низшей точки от начала письменной фиксации в 1862 году (Департамент Национальной Статистики) и наивысший рост разводов с 1996 года. В прошлом месяце учителя на ежегодной конференции Ассоциации Учителей и Лекторов также описали «порочный круг» семейных расколов, оказывающих влияние на учебную способность детей и их психическое здоровье, а также воспитание.

Вдобавок к таким историям еще одна очень знакомая история, относительно семейной жизни в Британии – пренебрежение к старым родителям, уменьшение «больших семей», отсутствие времени на детей из-за высоких требований на работе у обоих родителей, мучения «суперженщины» от борьбы за баланс между семейной жизнью и повышением карьерного роста. На прошлой неделе Общество Фосетт установило свой манифест «Сексизм в городе», обнародовав тот факт, что 30.000 женщин в Британии каждый год теряют работу по причине беременности, матери все больше испытывают на себе дискриминацию на рынке труда. В феврале 2006 Институт Общественно-Политических Исследований опубликовал детальный отчет о кризисе рождаемости в Британии по причине откладывания материнства женщинами или вообще отказ от материнства из-за страха сокращения доходов на жизнь либо потери рабочего места на карьерной лестнице в период ухода за детьми. В отчете описана «нехватка детей» в количестве 90.000 по причине откладывания материнства. Демографические последствия такой «нехватки детей» многими европейскими странами, такими как Франция, Италия и Соединенное Королевство предсказаны в виде стареющей нации, сокращение национальных трудовых ресурсов из-за большого возрастного разрыва и малое количество молодых людей, которые могли б заботиться о пожилых.

Воздействие распада семьи на жизни людей

Упадок ценности семейной жизни в Британии и многих других обществах секуляризма очевиден. И это не смотря на тот факт, что отчет за отчетом, исследование за исследованием показывают, что брак и крепкая семья являются основой стабильности в жизни детей и здорового общества. Последствия распавшихся семей и дисфункции или пренебрежения отношений родителей и детей уже стали ясны. Политики со всех лагерей связывают растущий уровень анти-социального поведения, наркомании и алкоголизма среди молодежи и подростковую беременность с растущей нормой дисфункции семьи. Судья Джастис Коулридж прокомментировал в своей речи: «Я не говорю, что каждая распавшаяся семья является причиной неблагополучных детей, я говорю, что почти каждый неблагополучный ребенок это следствие распавшейся семьи». К тому же, существует эмоциональное воздействие разводов и распавшихся семей на супругов, детей и одиноких родителей, оставивших своих детей на самовоспитание, имея по 2 или 3 работы, что привело, по словам судьи, к «…бесконечному карнавалу человеческой бедности. Непрестанная река человеческого бедствия». Растущий уровень детских депрессий, самобичеваний, даже беспорядочное питание произвели сегодняшнее состояние семейной жизни в Британии. Не следует также забывать об эмоциональной нагрузке при вынужденном ЭКО лечении для того, чтобы забеременеть, в связи со сниженной рождаемостью, абортами и повышенными осложнениями при беременности из-за откладывания материнства.

Причины семейных распадов в обществе секуляризма

Реакция многих западных правительств на эту тяжелую проблему имеет финансовую базу – налоговые стимулы для поощрения браков и сохранение брака, доступный сервис по уходу за детьми для работающих матерей-одиночек, налоговые льготы для детей в малообеспеченных семьях, и даже плата супругам за рождение второго или третьего ребенка, как во Франции. Бросание денег на различные вопросы кажется уже повторяющейся непроизвольной реакцией капиталистов на решение глубинных проблем своего общества. Вера в то, что большее количество денег решит тяжелое положение семейных дел, равносильна вере в то, что пачка долларов могла бы закрыть дыру в тонущем Титанике. Конечно, западные правительства предприняли и другие попытки для повышения важности семейных обязательств. К ним относятся уроки для родителей, штрафы нерадивым родителям, установление законов, запрещающих дискриминацию по отношению к беременным на работе, но все эти действия не смогли распознать основную причину упадка семьи, которая кроется в ценностях секуляризма и общей значимости семейной жизни в капиталистических обществах.

Свободолюбивая культура либерального общества вырастила гедонистическое (греческое учение о наслаждении) и беззаботное отношение к жизни, основанное на преследовании плотских и индивидуалистических похотей и желаний вместо воспитания ответственности и уважения по отношению к другим. Это создало неприязнь к браку у многих индивидуалистов из-за уровня обязательства, преданности и ответственности, который требуется – взгляд на брак как на «ограничение свободы» и предпочтение быть «свободным и одиноким» и иметь сексуальные связи с «кем-либо, когда-либо». Этот взгляд побуждает к культуре распущенности с такими последствиями как подростковая беременность, аборты, одинокое материнство и супружеские измены, что составляет основную причину разводов в Британии. Это создало ситуацию, где мужчина может иметь отношения со многими женщинами, быть отцом детей от разных матерей и не брать на себя никакой ответственности ни за детей, ни за мать, кроме как посылать чек по почте раз в месяц. Это ситуация, при которой отсутствует доверие у людей и их поиск партнера по браку, без уверенности в том, основаны ли отношения на верности, преданности и заботе и переживет ли интерес друг к другу такой социальный климат распущенности и индивидуализма.

Такое «болезненное» индивидуалистическое мировоззрение «Мне, я сам, и я», воспитанное в капиталистических обществах, которые возвеличили защиту личностных интересов над всем, поглотило фундамент семейной структуры. Это поспособствовало отказу или откладыванию рождения детей в целях получения максимального времени на социальную жизнь, финансы и личную свободу. Это привело к тому, что родители начали пренебрегать своими детьми, преследуя свои личные интересы. Это стало причиной пренебрежения детьми своих пожилых родителей, считая их обузой, относительно времени и финансов, оставляя их в домах престарелых. Индивидуалистическое отношение к своей семье и пренебрежение родственниками привело к отсутствию системы поддержки для больших семей, столкнувшихся с физическими, финансовыми и эмоциональными проблемами, что в свою очередь, привело к одинокому молчаливому страданию.

Более того, капиталистические общества противопоставили обесцененное материнство и семью экономической жизни. Во-первых, на историческом уровне, западная борьба за половое равенство и восход феминизма поставили общественную жизнь и мужскую традиционную роль кормильца над личной жизнью, материнством и женской традиционной ролью домохозяйки. Многие феминистки утверждают, что уважение к женскому полу и свобода несовместима с экономической зависимостью от мужа и полной домашней ответственностью, и таким образом это не просто вопрос о праве женщины работать, а уже необходимость. Критабель Пакхерст, известная радикальная феминистка суфражистского движения начала 20 века сказала, что домашние обязанности являются несправедливой обузой для замужней женщины, тратой времени и экономической энергии, неоплачиваемой и непризнанной.

Сегодня, одним из следствий такого взгляда на домохозяйство и концепции «Полового Равенства» является создание общества, где женщины не только имеют права работать, а скорее от них ждут этого, даже от одинокой матери. Концепция полового равенства на теории имела цель создать «женщина имеет все», но в реальности привела к «выполняет все» – женщина продолжает нести бремя материнства и домашнего хозяйства вместе с борьбой за финансовое благополучие семьи. Оба родителя кормильца во многих семьях всегда будут в борьбе за время на детей или на укрепление семьи. Основа полового равенства, в которой кто-то ищет лучшего для женщины и мужчины, упуская то, что является лучшим для крепкого брака, детей и общества. Более того, идея полового равенства размывает понимание половых различий на рабочем месте и обществе, усложняет, а не облегчает защиту специфических прав по причине половых различий, таких как беременность или материнство или установленные рабочие часы для женщин с маленькими детьми. И это лишь открывает двери дискриминации.

Во-вторых, капиталист, берущий свои принципы из материалистической системы, которая поставила преследование денег как высшую идеологическую цель, считает выгоду превыше людей и финансы превыше семьи. Это система сфокусирована на обеспечение и защиту правительственной казны или бизнеса превыше защиты семьи. Этот постоянный курс на кратковременную рентабельность обесценил материнство и семейную жизнь и принудил к работе даже одиноких матерей, оставив совсем немного времени на воспитание детей. На самом деле, существуют финансовые стимулы для того, чтобы мать вернулась на работу. И с другой стороны, очень незначительные стимулы для их проживания дома с целью обеспечить эффективное воспитание своих детей, если родители считают это необходимым, что особенно часто встречается среди родителей-одиночек. Такое преклонение перед материализмом привело к ситуации, где беременная женщина или мать с маленькими детьми является обузой для компаний, а не ценностью для общества. Исследования 98 компаний 2005 года Конфедерацией по Занятости и Трудоустройству обнаружили, что эти компании скорее нарушат закон, чем возьмут на работу беременную женщину или женщину с маленькими детьми – широко известный факт среди многих женщин, которые откладывают рождение детей или вовсе остаются бездетными в целях не столкнуться с «наказаниями за плодовитость». Теперь концепция «прикованная к кухонной раковине» заменена концепцией «прикованная к экономическому рынку».

К сожалению, мусульманская умма, проживающая на западе или мусульманских странах не защищена от материалистических ценностей секуляризма. Последствием является то, что концепция «крепкого брака» и «крепких семейных уз», которая всегда понималась мусульманами как центральный строительный блок крепкого общества, сегодня также размыта. Мы сталкиваемся с теми же проблемами, что и люди, упомянутые выше, приняв либеральные ценности и взгляды в свою жизнь – растущее количество разводов, супружеских измен, распадов семей, пренебрежение детьми и пожилых родителей, разорванные связи больших семей и так далее. Кроме того, наша община поражена неисламскими азиатскими, арабскими и африканскими традициями и культурой, что также повлияло на наши браки, отношения родителей-детей, гражданские отношения структуру семьи.


Поэтому для преодоления этих проблем мусульманам необходимо иметь исламский взгляд на такие понятия как "крепкий брак", "материнство","отцовство", "права и обязанности.родителей", "права и обязанности детей", "поддержка отношений в большой семье", и "крепкие семейные узы". В следующем номере, по воле Аллаха, мы рассмотрим исламскую точку зрения на эти важные вопросы.


Доктор Назриин Наваз (Великобритания)
для газеты "Возрождение"