islamicwomen

Позиция женщины внутри Ислама и ее роль в Исламском Халифате были спорными вопросами многие десятки лет. Существует множество взглядов на ее позицию под сенью исламского руководства. К примеру, вера в то, что она будет второсортным гражданином, порабощенная мужчинами, живущая в окружении насилия и страха. Будто бы она лишится основных прав, таких как доступ к образованию, достаточному медицинскому обслуживанию, экономические права или политический голос внутри общества.

Дискуссия снова выступила во главе политических рассуждений вместе с последними словами Тони Блэра, который описал Халифат как государство, в котором девочек отстранят от школы: «Женщины лишены элементарных прав. Люди живут в крайней нищете и гнете. Все это оправдывается со ссылкой на религиозную веру».

Такой взгляд может быть оправдан теократическими и диктаторскими режимами в мусульманском мире прошлого и настоящего, как шаблоны для исламского руководства. Угнетения женщин в таких государствах бесспорны: убийства в защиту чести, принудительные браки, сжигания кислотой, бедность, отсутствия доступа к образованию и работе, даже запрет на участие в избирательном процессе страны. Так или иначе, такие государства никогда не претендовали на олицетворение Исламского Халифата, и их структуры управления не имеют никаких ассоциаций с исламскими текстами или сходства с исламской системой правления.

Однако, напрашивается вопрос: как такие режимы, при которых женщины «…лишены даже элементарных прав» могут поддерживаться участием западных стран? По-видимому, права женщин обменяли на экономические и стратегические выгоды. Прибыль царствует над потребностями человека.

Теперь стоит вопрос, каким будет отношение к женщине внутри Халифата, и какова будет ее роль?

Отношение к женщине при Халифате будет отражать ее позицию в Исламе. Ислам обязывает мужчину и общество высоко ценить женщину – мусульманку и немусульманку, равно как и всегда защищать ее честь. Пророк Мухаммад (с.а.с.) сказал: «Мир со всеми его вещами ценен, но самое ценное в этом мире – это целомудренная женщина». В другом случае он (с.а.с.) говорит: «Бойтесь Аллаха в отношениях с женщиной. Поистине, вы женились на них с доверием Аллаха и сделали их тела законными, по словам Аллаха». Поэтому мужчина обязан обращаться с женщиной с посылкой на честь и ответственность, а не на желания мужчины.

Такое отношение будет построено и будет распространяться внутри государства. Не будет дозволено действие на компромисс этому. К примеру, будет запрещено использование женской красоты ради экономической либо другой выгоды. Это явный контраст капиталистическим странам, где выгода царствует над людьми и где честь женщины имеет свою цену. Недопустимой станет любая толерантность к разным формам сексуальных домогательств в устной, физической форме и даже намеки на это. Клевета, которая наносит ущерб репутации мужчины или женщины также будет серьезным уголовным преступлением, наказуемым по закону. Убийства за честь, при которых убивают женщин на основе предположения вины лицами, занявшими должность судьи и палача, будут также запрещены.

Итак, какова будет роль женщины под сенью Халифатского Государства, чья конституция, каноны, принципы и ценности ясно черпаются из Исламских текстов? Женщины будут принимать активную роль при Халифате для установления государства, что является не только моральной возвышенностью, но и экономическим процветанием и научным прогрессом.

В Исламе, поиск знаний возложен и на мужчину и на женщину. На этой основе девочкам не только позволено получать образование, но и обязывает Государство ввести бесплатное образование для мальчиков и девочек на начальном и среднем уровне. Оно должно включать в себя такие предметы как математика, экспериментальные науки (биология, химия), язык и Исламские дисциплины. Таким образом, Халифат будет стремиться устранить безграмотность среди мужчин и женщин в рамках государства. К тому же, государство будет поощрять женщин к высшему образованию, чтобы они становились докторами, учеными, архитекторами, учеными Ислама. У нас есть пример Шейха Шуда, которая была известным ученым 11 века, которая публично читала лекции в большой мечети Багдада – столице Халифата в то время.

В экономическом плане в Исламе женщине позволено работать. Пророк (с.а.с.) сказал: «О, женщины! Вам разрешено Аллахом (с.в.т.) выходить на поиски нужд». Существует много примеров экономической занятости женщин во времена Пророка (с.а.с.). Его жена Сауда была деловой женщиной, которая занималась дубением кожи и продавала их по высокой цене.

Так, внутри Халифата женщине будет разрешено торговать, инвестировать свое имущество, собственность, вести бизнес, арендовать собственность, нанимать на работу или самой наниматься, проводить различные общественные сделки. Она сможет быть инженером, физиком-ядерщиком, даже пилотом. Женщина может занимать административный пост в государстве или назначаться судьей, как Аш-Шифа была назначена судьей по торговым делам Умаром ибн Аль-Хаттабом, вторым халифом Ислама. Она будет брать активную роль в средствах массовой информации для обеспечения правильного понимания Ислама, которые будут вещать как гражданам страны, так и иностранным государствам. Однако, что касается ее чести, она не будет использована ни в какой роли, относительно ее женственности.

Более того, в Исламе женщину финансово поддерживают члены ее семьи из числа мужчин, ее общины, а также государства, которое обязано заботиться о достатке еды, одежды, жилья, медицинского обслуживания и образования для всех граждан – мужчин и женщин. Так, хотя женщине и позволено работать, не должно быть социального или финансового давления на нее в случае, если она не будет работать, так как для нее нет компромисса в роли жены и матери, создавая тихий семейный уют, заботясь о детях и семье, воспитывая мысли и развитие будущих поколений. Она не должна страдать от идентичности к суперженщине, сражаясь за гармонию успешной карьеры и успешной семейной жизни, поскольку ее ценность в обществе основана на ее обязанности перед Создателем, а не пред уровнем налога, который она вкладывает в экономику.

На политической арене Ислам также обязывает женщину брать активное участие. Пророк (с.а.с.) как-то сказал, обращаясь к мужчинам и женщинам: «Призывайте к хорошему и запрещайте плохое, и сдерживайте руку тирана и ограничьте его истиной…». В Халифате женщина будет играть важную роль в политике страны, призывая к отчету правителя и устраняя коррупцию общества. Она может назначаться на официальную неруководящую должность страны. Ее могут поощрить стать членом различных политических партий или входить в состав Маджлис Аль-Умма – консультативный аппарат, который дает советы правителю. Более того, в отличие от других стран, таких как Саудовская Аравия, женщина будет вовлечена в избирательный процесс правителя, следуя по стопам тех женщин, представленных в делегации, которые давали присягу (байа) Мухаммаду (с.а.с.), приняв его в качестве первого лидера Исламского Государства.

Женщина при Халифате не сможет занять правящую должность. Это установлено исламскими доказательствами. Те, кто поверхностно изучил Исламские тексты, утверждают, будто это установлено по причине убежденности Ислама в то, что женщина не способна физически исполнять такие обязанности и потому повесили на Ислам ярлык дискриминирующей женщин системы и считающей ее подчиненной мужчине. Ислам не дает подобных объяснений, а только запрещает такое действие женщине. Важно понимать, что управление в Исламе не является престижной позицией, но ответственной. Статус в Исламе не ограничен в лице того, у кого в руках ответственная позиция, а определяет, насколько решительно личность исполняет свои обязанности. Правитель не имеет преимущества перед матерью – оба ответственны за выполнение для процветания общества. Поэтому, как можно утверждать, что женщина является подчиненной из-за запрета быть правителем.
Возможно, кто-то спросит: «Почему в странах секуляризма женщины чувствуют необходимость становиться правителем?». Это происходит, возможно, по причине того, что в условиях демократии она продолжает бороться за свои права, поскольку они не гарантированы автоматически и подлежат изменениям. Напротив, в Исламе права женщины заимствованы из исламских текстов и не являются субъективным мнением правителя. Таким образом, женщине просто необходим доступ к ответственным лицам страны, которые назначены при Халифате для контроля выполнения ее прав правителем.

Ислам определил общественную роль женщине при Халифате, но в отличие от стран секуляризма, он также определил правила, при которых она смогла бы исполнять роль в окружении мужчин и женщин, где берегут ее честь. Это достигается путем внедрения Исламской социальной системы в общество, которое регулирует отношения мужчин и женщин. Исламская норма одежды, запрет на общение между полами, запрет на блуд и прелюбодеяние являются примерами правил, при которых мужчины и женщины смогут сотрудничать для создания продуктивного общества таким образом, что честь и целомудрие мужчин и женщин защищены и сексуальные отношения и все, что ведет к этому, ограничены браком. Не позволяется инстинкт продолжения рода индивидуума возбуждать бесконтрольным, неограниченным способом как использование провоцирующих рекламных щитов, реклам и журналов на продажи.

Итак, что это будет означать для женщины в общественной жизни? Как врач, инженер, ученый, она сможет эффективно работать без домогательств. Она сможет искать занятие по своей квалификации и ремеслу, а не по внешнему виду. Она смогла б получать образование, заниматься торговлей, путешествовать в окружении мужчин и женщин.

Таким будет взгляд и роль женщины при Халифатской системе. Разве не уместно, что мыслящая личность выходит за рамки устаревших обвинений в адрес Ислама: что он угнетающий, плохой по отношению к женщине, что он варварский, чтоб посеять страх в сердцах людей, ослепить их глаза и разум, и ослабить слух. Необходимо оставить позади эти устаревшие клише и активировать обсуждения Халифата и женщины в 21 веке.

Джермейн Грир – воплощение западного феминизма, написала в своей книге «Полноценная Женщина»: «Долгие годы после книги «Евнух для женщины» я путешествовала по востоку в поисках проблеска уцелевшей полноценной женщины. Она должна быть женщиной, существующей не ради воплощения мужских сексуальных фантазий или полагающейся на мужчину в вопросе предоставления ей статуса личности и социального человека, женщиной, которой не нужно быть красивой, которая могла бы быть умной, которая могла бы стать авторитетом, когда достигнет преклонного возраста…»

Возможно, будет мудрым закончить ее путешествия исследованием истинного статуса женщин в Исламе и системе Халифата.

Др. Назрин Наваз (Великобритания)
для газеты «Возрождение»