nazraniНа историческом уровне западная борьба за «половое равенство» и расцвет феминизма поставили для женщин роль общественной жизни и традиционно мужской роли кормильца превыше личной семейной жизни, материнства и женской традиционной роли домохозяйки. Многие феминистки утверждают, что уважение к женщине, ее свобода несовместимы ни с экономической зависимостью от мужа, ни с полной ответственностью за домашнее хозяйство и, следовательно, это не просто право женщины на труд, а уже необходимость.

Кристабель Панкхерст, известная феминистка и член суфражистского (от англ. слова suffrage – избирательное право) движения в начале 20-го столетия высказала мнение о домашних обязанностях как о невыносимом бремени замужней женщины, пустой трате времени и энергии, неоплачиваемом и непризнанном труде. На деле материнство и домашняя жизнь зачастую рассматриваются как препятствие для полного участия женщины в общественной жизни и ограничение возможностей женщины для конкуренции с мужчиной в области образования, занятости и политики. Положение роли кормильца и карьеры над ролью домохозяйки привело к обесцениванию материнства и имело ущербное воздействие на семейную жизнь.

Сегодня, одно из последствий «полового равенства», порождённое людьми, как упоминалось выше – женщины не просто имеют право работать, но скорее обязаны, даже одинокие матери, которые обязаны заботиться и растить своих детей. У одиноких матерей или двоих родителей, принявших единую роль кормильца, всегда будет борьба за свободное время для детей или время для укрепления брака. Во многих случаях такая ситуация привела к пренебрежению детьми в обществе и проблеме антисоциального поведения среди молодёжи и недействующим отношениям между родителями и детьми. В основе полового равенства лежит то, что человек приписывает те же обязанности в обществе для женщины, что и для мужчины, либо имеет ограниченный и эгоистичный взгляд на то, что является лучшим для женщины, или, что является лучшим для мужчины, иногда может не усмотреть то, что может являться лучшим для крепкого брака, для детей, для семьи и для общества в целом.

Такое обесценивание материнства привело к ситуации, когда на беременную женщину или женщину с маленькими детьми смотрят скорее как на обремененную детьми, а не как на ценность общества. Исследования Конфедерации Устройства и Занятости 98 компаний в 2005 году показали, что компании скорее нарушат закон, чем возьмут на работу беременную женщину или женщину детородного возраста – факт широко известный женщинам, которые отказались иметь детей, чтоб не столкутся с так называемым «наказанием за плодовитость» через жалования и карьеру.


Исламский взгляд:


Ислам напротив, стремится сформировать такой образ мышления среди общественности, на рабочем месте, чтобы высоко ценился статус материнства в жизни. «Рай лежит у ног ваших матерей» – известное высказывание Пророка (с.а.с.). Один мужчина во времена Пророка (с.а.с.) подошел к нему и сказал: «Я пронес свою мать на руках 7 раз вокруг Каабы, покрывает ли это ее доброту ко мне в детстве?». Пророк ответил: «Это даже не покрывает одно сокращение матки во время её родов». Хасан бин Суфьян сказал, что Пророк (с.а.с.), обращаясь к женщинам сказал: «Разве не будет каждая из вас рада, когда забеременеет от мужа, и он будет ею доволен, тогда как ей за каждый день беременности будет записываться вознаграждение постящегося днем и выстаивающего молитву ночью на пути Аллаха. А когда у нее начнутся схватки, даже обитатели небес (ангелы) и земли не знают, что приготовил Аллах из сокровищниц в награду для нее. После родов же, за каждый глоток кормления из ее груди она получает награду. Когда ребенок плача не дает ей спать, ей записывается награда как за освобождение на пути Аллаха семидесяти здоровых рабов» (Табарани).

Все эти высказывания Пророка (с.а.с.) еще больше возвысили статус матери и домохозяйки в Исламе и, соответственно, мусульманка не страдает от чувства ущербности в сравнении с мужчиной, которому принадлежит роль кормильца. Это не означает, что мать не может работать или не имеет активной общественной жизни, скорее Ислам утверждает, что какие бы обязанности женщина не взяла бы на себя, она не должна пренебрегать своей жизненно важной ролью. Ролью матери. Однажды один поет сказал

«Мать – это школа; если вы воспитаете ее должным образом, то воспитаете полноценных людей с хорошим характером; Мать – это первый учитель, самый первый и самый лучший из всех учителей».

И это и есть понимание в Исламе того, что мать находится в центре семьи и в дальнейшем является основой общества. Такой взгляд даже на рабочем месте, понимание, ценность и устойчивость семейных обязанностей должны быть общепринятыми в системе управления обществом, а не принуждением через закон. В итоге, Ислам не рассматривает роль матери и домохозяйки как препятствие к общественной жизни, а скорее необходимые условия для укрепления семейного союза и в перспективе сильной основы всего общества.


Заключение


Восприятие Ислама как религии и системы для жизни, угнетающей женщину, возникло из-за некоторых исламских законов, которые вступили в противоречие с идеей «полового равенства». Тем не менее, половое равенство является концепцией, рожденной западным историческим опытом, и уже показало недостатки, как в интеллектуальной основе, так и в отношении своего влияния на общество. Кроме того, эта точка зрения на Ислам часто основывается на изучении отдельных законов шариата в отрыве от того, что эти исламские законы стремятся достичь для семьи и общества в целом. В Исламе роли и права мужчин и женщин не предусматривают половое равенство. Они скорее дополняют, а не конкурируют с учетом того, что является лучшим для общества. А не с учетом узкого кругозора мужчины на женщину. Ислам верит в сотрудничество, а не в тендерное сражение, где мужчины и женщины завидуют друг другу в правах, ролях и обязанностях в обществе. Аллах (с.в.т.) говорит:

وَلا تَتَمَنَّوْا مَا فَضَّلَ اللَّهُ بِهِ بَعْضَكُمْ عَلَى بَعْضٍ لِلرِّجَالِ نَصِيبٌ مِمَّا اكْتَسَبُوا وَلِلنِّسَاءِ نَصِيبٌ مِمَّا اكْتَسَبْنَ

«Не желайте того, посредством чего Аллах дал одним из вас преимущество перед другими. Мужчинам полагается доля из того, что они приобрели, и женщинам полагается доля из того, что они приобрели» [Женщина:32].

Такой взгляд на мужчин и на женщин можно прекрасно показать в Суре «Йа Син», где Аллах Свят Он и Велик говорит:

لا الشَّمْسُ يَنْبَغِي لَهَا أَنْ تُدْرِكَ الْقَمَرَ وَلا اللَّيْلُ سَابِقُ النَّهَارِ وَكُلٌّ فِي فَلَكٍ يَسْبَحُونَ

«Солнцу не надлежит догонять луну, и ночь не опережает день. Каждый плывет по орбите» [Йа Син:40].

Несомненно, спор ведется не просто о том, является ли Ислам угнетающим по отношению к женщине, а и о том, какой тип ценностей системы и законов может действительно гарантировать гармонию в отношениях мужчины и женщины в обществе, крепкую семью и статус уважения для женщины, который она заслуживает. Сила же утверждения мусульманского общества в споре зависит от демонстрации уникальной и прекрасной исламской модели ролей и прав мужчин и женщин в обществе в своем чистом виде, не поддаваясь давлению проводить реформы в исламских законах, с тем, чтобы они соответствовали западным секулярным терминам, таким как «половое равенство».


Др. Назрин Наваз (Великобритания)

для газеты «Возрождение»