Несмотря на то, что Украина сегодня является светским государством, возрождение Ислама на её территории, в особенности в Крыму,
продвигается достаточно быстрыми темпами, а платки – своего рода индикаторы растущей цифры соблюдающих мусульман.
Каноны Ислама обязывают девушку, достигшую 13-14 лет, закрывать открытые части тела, кроме лица и кистей рук. Без платка – хиджаба – женщину могут видеть только муж или близкие родственники, за которых она не может выйти замуж. В противном случае женщина совершает грех перед Всевышним.
Общеизвестно, что в Конституции Украины сказано, что все верующие свободны в своих религиозных предпочтениях. Однако на практике можно наблюдать совершенно противоположную картину. Абсурдными и, порой, совершенно необоснованными кажутся препятствия и запреты, остающиеся рудиментами советского прошлого, относительно соблюдения элементарных религиозных норм верующими мусульманами в армии, учебных заведениях, в процессе оформления документов и т.д.
Вот уже несколько лет, как в Украине верующие женщины не могут получить документы, удостоверяющие личность с фотографиями в хиджабе, в соответствии с их религиозными убеждениями. Актуальность проблемы растет изо дня в день, а стремление мусульманок правовым способом разрешить данную ситуацию становится все более ощутимым.
Тем не менее, службы по выдаче паспортов категорично отказываются принимать на официальные документы фотографии женщин с покрытой головой, ссылаясь на служебную инструкцию. В соответствии с Порядком оформления и выдачи паспорта гражданина Украины, утвержденным Приказом МВД Украины № 600 от 15.06.2006 г., фотографии, которые подаются для оформления паспорта, должны быть выполнены с одного негатива, с изображением лица исключительно анфас, без головного убора, и изготовлены на тонкой белой или цветной фотобумаге без угла. Правоохранительные органы выступают против того, чтобы женщины фотографировались в головных уборах, так как "платок частично закрывает лицо, что значительно осложняет возможность правильно идентифицировать личность владельца паспорта".
Другим препятствием для закрепления права мусульманок, фактически, остаются предрассудки работников паспортно-визовых служб всех уровней, которые можно свести к простонародным формулировкам типа: "Откуда Вы эту моду придумали!" или "Пусть теперь каждый фотографируется в том, чем ему вздумается!", а также желание, чтобы "все были, как все". Объективно власти никак не могут запретить следовать принципам религии верующим. Доводы типа: «А вдруг вы не захотите носить платок, а ведь в паспорте вы в хиджабе!», - из уст представителей милиции и паспортно-визовых служб звучат крайне слабо и неубедительно. На самом деле - религия не мода. Важно отметить, что большую роль здесь играет полнейшее невежество в области Ислама, а также элементарное непонимание самого характера религиозных убеждений.
Я прекрасно понимаю, что в стране, где проживают тысячи хронических алкоголиков, сотни тысяч наркоманов и один из самых высоких уровней абортов в мире, желания мусульманок, до конца отстаивающих свою честь даже в деле с простой фотографией, на общем фоне выглядит нелепым или почти героическим.
В то же время известны факты и в мусульманской среде, и в православной среде, когда местные органы внутренних дел шли навстречу и разрешали фотографироваться. В нарушение, кстати, той же самой действующей инструкции. Просто исходя из здравого смысла. Такие случаи были, например, в Севастополе и Бахчисарае, известен один факт в Одессе.
Сегодня уже подавляющее большинство мусульманок напрочь отказываются фотографироваться без хиджаба. В итоге создается крайне противоречивая ситуация. С одной стороны, основной документ государства гарантирует сохранность прав женщин-мусульманок, соответственно, получить паспорт с фотографией в хиджабе – их неотъемлемое право. С другой стороны, категоричный отказ служб и паспортных столов вынуждает женщин нарушать обязательные требования к документам, удостоверяющим личность. Многие женщины попросту не вклеивают фотографии в 25 лет, оттягивая этот шаг до лучших времен.
«Я считаю, что носить хиджаб, но при этом позволить фотографироваться без него, является своего рода лицемерием, - говорит одна из знакомых мне женщин. Другая не менее категорично заявляет: «Почему каждый раз, когда у меня попросят предоставить документ, удостоверяющий мою личность, я должна показывать свою фотографию без платка и стыдиться???».
Для мусульманки соблюдение норм Ислама в одежде, в первую очередь, это - стремление к тому, чтобы Всевышний был ею доволен. Кроме того, хиджаб является символом нравственности, скромности, чести женщины. Таким образом, для мусульманки само требование снять платок, хотя бы на некоторое время, звучит оскорбительно, а тем более сфотографироваться на основное удостоверение личности без него. Общеизвестно, что все мировые религии предписывают своим последовательницам покрывать голову в присутствии посторонних мужчин. Однако до сих пор христиане и др. не выступили с требованием разрешить женщинам фотографироваться на паспорт в платках. Все это еще раз демонстрирует обществу то, что стремление отстаивать религиозные принципы сохраняется только в Исламе.
Первые попытки опротестовать эту инструкцию крымские мусульманки предприняли в этом году. Возможно, впереди долгий судебный процесс, который займет не один месяц, но даже на данный момент с большой долей уверенности можно сказать, что решение будет вынесено в пользу мусульманок, ибо эта инструкция в любом случае должна быть пересмотрена.
По сути, проблема, на самом деле, имеет более широкие рамки, не только для мусульман, но и для христиан, в том числе. И суд должен будет ответить на два принципиальных вопроса. Первое – отвечает ли данная инструкция гарантиям Конституции Украины и не является ли она ограничением декларируемых свобод совести и вероисповедания, и второе – насколько объективны и правомерны положения этой инструкции в вопросе идентификации личности.
Ну, ясно же, что ни волосы, ни тем более уши на снимках для паспорта существенной идентифицирующей роли играть не могут. Прическу, как и цвет волос, человек волен изменить в любой момент. А уши – попробуй, разгляди их на снимках анфас, да еще, если они прикрыты прядями. Прическа ввиду легкости покраски и стрижки способна скорее затруднить узнавание личности, нежели помочь. Словом, за что так упрямо бьется МВД Украины, толком не поймешь. Может быть, хочется политических страстей на религиозной почве? Так их у нас с избытком.
Справедливо замечу, что платок завязывается так, что все описанные в инструкции анатомические части ни частично, ни полностью не закрываются, то есть основное религиозное требование видения лица соблюдается, при этом государственные требования тоже не страдают.
Все равно паспорта проверяют соответствующие органы, а глаз у них наметан. Они в два счета определяют перед ними один и тот же или другой человек. Да и спроси любого, как он различает того или иного человека: по прическе, родинкам, морщинам, походке или по каким-то другим признакам, - большинство ответит: по глазам. Не случайно, что на официальной фотографии глаза получаются очень четкими: это первое требование паспортно-визовой службы. Если на требуемом фото глаз «поплыл», вам снова придется посетить салон фотоуслуг.
Хотелось бы напомнить, что государство все-таки заключает своего рода форму общественного договора с гражданами. Каждый человек имеет фундаментальное право выбирать свой жизненный путь… И когда кто-то в защиту позиций МВД говорит, что религиозные нормы в какой-то мере вступают в конфликт с государственными законами, мне кажется, это несколько передергивание ситуации. Потому что религиозные нормы определяют жизнь, в данном случае они касаются жизни конкретного человека и его исповедания. Дело в том, что если бы речь шла о законах шариата о наказании за воровство, что имеет отношение к уголовному праву, к гражданскому праву и так далее, то конфликт был бы «налицо». В данном случае мы говорим о частной жизни людей.
В этой истории есть один, безусловно, положительный момент. Пока ещё конфликтная ситуация не вышла за рамки правовой тяжбы. Ни митингов, ни публичных акций, ни столкновений на религиозной почве, ни других страстей – все тихо-мирно, от одной судебной инстанции к другой. Однако нет гарантий, что завтра СМИ и некоторые политические силы не начнут развивать эти мысли, добавляя свои – об «опасном наступлении исламского фундаментализма». Реальность показала, что любое желание мусульман углубиться в понимании своей религии и упрочнить её принципиальные положения воспринимается как действие радикальной направленности, хотя чаще всего в нем даже близко нет такой подоплеки.
Вместе с этим, твердость мусульманок Украины и Крыма, иншаАллах, разрушит избитый миф о "забитой женщине Востока". Сегодня именно мусульманки, фактически, создали в Украине правовой прецедент и готовы к выработке адекватного механизма, который позволит в судебном порядке разрешить проблему с фотографиями в хиджабе. Важно учесть, что судебные процессы в Украине и Крыму начались благодаря инициативе самих мусульманок. И уже потом некоторые политические силы высказались о целесообразности разрешить женщинам фотографироваться в платках и о готовности действовать в этом направлении.
В заключение хочется отметить, что во многих других странах эта проблема даже не является предметом обсуждения и решается в пользу мусульманок, дабы исключить вероятность назревающего конфликта. Кроме того, есть масса новейших способов позволяющих идентифицировать личность, например по отпечаткам пальцев, по результатам сканирования сетчатки глаза или рентгеновскому снимку коленного сустава. Но в условиях сложившегося в стране экономического кризиса и несоизмеримо длинного шлейфа внешних долгов, такие технологии – слишком дорогое удовольствие.
Остается лишь надеяться, что в ближайшем будущем Украина действительно осознает себя не на словах, а на деле страной различных вероисповеданий, десятков национальностей и великого множества мировоззренческих взглядов и пойдет по пути реального диалога, отбрасывая в сторону нечистоплотные политтехнологии и игры на этнической и конфессиональной почве.