19 апреля 1783 год. «Черная» дата в истории крымских мусульман… Страшная дата... Возможно, ли её забыть? Столько бед, лишений, искалеченных судеб и душ... Столько потерь и слез...
Произошел захват Российской империей Крымского вилаята под лозунгом: «Унизить, затем — уничтожить».
До аннексии только на Крымском полуострове проживало около 500 тыс. человек. После аннексии в Крыму к началу 1793 года оставалось около 100 тыс. крымских мусульман.
Сколько было ученых, славившихся своими знаниями в области исламской юриспруденции, политики и экономики! Сколько было ученых, известных на весь мир своими научными достижениями и открытиями! Все они либо погибли, сражаясь, либо же покинули Крым во главе своего народа. Оставшаяся же часть населения в Крыму осталась не по своей воле, ибо Петербург принимает меры остановить масштабный отток местных жителей. Однако среди них уже практически не было интеллигенции и ученых. Оставшуюся часть царский режим «уничтожил» в течение следующего XIX века.
Как писал известный крымскотатарский поэт Абдулла Лятиф-заде: «...катастрофа эмиграции каждый день все более потрясала народ, приводила его к обнищанию, к потере своей земли и имущества и была причиной того, что сотни тысяч людей гибли в дороге, портах, на берегах Крыма и Анатолии... В этот период народ лишь плачет...»
Горькая и незавидная доля «мухаджиров» (переселенцев) — людей, вынужденных скитаться под чужим небом, нашла отражение в историческом фольклоре крымских татар. Эти произведения неодинаковы по объему и содержанию, но все они объединены одной темой — темой горя, страдания и тоски.
Всем сосланным навсегда запрещалось возвращаться в Крым. Песня «Сибирь ёлу» («Дорога в Сибирь»), бытующая до сих пор в среде крымскотатарской диаспоры Румынии, возможно, запечатлела именно эти события.
Сибирь джолу
Сибирья дюньянынъ энь узакъ джолу,
Онда да тюрк-татар, муслюман толу.
Эй Аллахым, сен кьуртар шу залымнынъ къолундан,
Хич бир вакъыт чыкьмамыз, сенинъ догьру джолуньдан!
Сибирская дорога
Дорога в Сибирь самая длинная в мире,
И там полно тюрко-татар, мусульман.
О, Аллах, ты спаси нас от лап этого тирана,
И мы никогда не сойдём с твоего верного пути!
Наши благородные предки… Вера во Всевышнего не покидала их! Упование на Него была подмогой и крепостью! Они сохраняли свои славные позиции и терпели. Усвоим ли мы, потомки, этот урок, этот плачь, этот зов о помощи??? А ведь среди звавших были и женщины...
Погружаясь в былую трагическую эпоху, меня как мусульманку, как женщину, как мать, гложут мысли о положении, роли, доблести, терпении моих предшественниц — мусульманок, матерей и ученых. К большому сожалению, подробной статистической информации нет. Причина в небольшой источниковедческой базе в Украине. Много материала либо было уничтожено, либо вывезено за границу. Кадиаскерские же документы не изучены.
Однако достаточно только задуматься: уничтожения, эмиграция и количество истребленных людских душ. Вы думаете, среди них не было женщин?! Среди них не было детей? Вы думаете, среди ученых и знатоков исламской культуры, и законов не было женщин? Или же это не были их мужья и отцы?! Были... И теперь мысленно с болью в сердце представляешь то, что пришлось пережить матери, от которой отрывают ребенка.
Матери, отдавшей свою жизнь во благо сохранности маленькой родной кровинки и частицы! Женщине, убитой за её знания! Сестре, лишенной опекуна! Жене, преданной своему мужу, которого убили или выслали...
Женщина — это воспитатель целого поколения. Женщина — это знаток, выходец в то время из колыбели просвещения всей Европы Зынджырлы медресе. А дети — это будущее народа. Разве враги этого не учли? Кто был атакован в первую очередь?! Да, это было будущее поколение и его носители, это были дети, внуки, потомки наших матерей!!!
О, наши стойкие предшественницы! Даже в период насилия и уничтожения вы с достоинством несли знамя хранительниц очага, верных опор своим мужьям и сердца будущего поколения. Вашу боль невозможно стереть со страниц истории и с нашей памяти!
Военное положение и натиск не заставили вас отречься от образа жизни, предписанного Аллахом! Я приведу лишь один случай, характеризующий богобоязненостью и целомудрием мусульманских женщин. В книге Шахмагонова Н., который описывает исторические события на Крымском полуострове в период аннексии, приводится следующее: «Во время её (Екатерины 2) знаменитого путешествия по Новороссии и Крыму в 1787 году, сопровождавшие государыню австрийский принц де Линь и французский посланник граф де Сегюр, озорства ради, задумали подкараулить татарок, чтобы посмотреть на их лица — обычно татарские женщины прятали их под покрывалами. Сделать это удалось, но неосторожное восклицание де Линя напугало татарок, и они с криком пустились бежать, а навстречу им ринулась толпа разъярённых мужчин. Высокородные шалуны едва спаслись бегством».
Как хочется, чтобы у наших поколений были такие же матери... И это в наших руках. И это зависит от нас: от того, насколько мы устремлены в изучении своей культуры, в её претворении и от того, насколько мы прививаем её нашим детям. Задумайтесь...