В истории человечества существует масса примеров того, как в результате политических, военных, и экономических потрясений, народы все же находили механизмы выхода из состояния потерянности, и, не жалуясь на судьбу, вновь возрождались. Поэтому, уже, наверное, настало время перестать безутешно лить слезы, и рассмотреть, безусловно, трагическую дату депортации, как серьезный повод для размышлений о нашем текущем положении. Пора уже определить курс и перспективы возрождения нашего народа. А это обуславливает поиск новых идей и решений, выработку новых подходов и инициатив.

Существуют различные взгляды на суть и процесс возрождения. Стало быть, важным представляется определение общего знаменателя в этом вопросе для того, чтобы общими усилиями достигнуть максимально эффективных результатов.

Термин возрождение имеет много значений, в основном подразумевающих восстановление, возобновление чего-либо утраченного. Но более обобщающее определение, как: значительный взлёт, подъем идейного самосознания, раскрывает нам ту область, т.е. идейную, на которой и следует сосредоточить все свои усилия. И это совершенно очевидно, т.к. признаком и причиной самобытности какого-либо народа является общепризнанная система идейных ценностей определяющих общность интересов и особенный образ жизни, различные области которой, например такие как, язык, культурные традиции, искусство несут на себе печать доминирующих в общественном сознании мыслей, взглядов и понятий.

Понимание этого обстоятельства поможет нам оптимизировать процесс возрождения и обратить пристальное внимание на всю историческую перспективу, не вычленяя из нашей многовековой и богатой истории отдельные периоды и оставляя без должного внимания другие.

А историческая и объективная правда такова, что мы имеем дело, пожалуй, с беспрецедентным случаем образования целого народа на основе идейных ценностей религии – Ислам, консолидирующая сила которого объединила множество разрозненных племен в один – крымскотатарский народ. Вне всяких сомнений то, что именно благодаря полному и всестороннему претворению принципов Ислама, как источника взглядов и понятий, норм и законов, критериев добра и зла, крымские татары, как часть исламской уммы, стали отличительным мусульманским народом, достигнув высот во всех сферах жизни.

Совершенно очевидно, что игнорирование этих неоспоримых фактов при определении параметров возрождения, делает этот процесс неполноценным. Поэтому, единственно верным представляется, что для нас приоритетный вопрос сводится к возвращению в жизнь утраченных идейных ценностей Ислама, как гаранта сохранения нашей самобытности.

Более чем двухвековая оторванность от своих идейных корней не прошла бесследно. Идейные ценности Ислама утратили для крымских татар свой социальный смысл, и перестали оказывать универсальное влияние на общественную жизнь. Оказавшись под воздействием инокультурной среды, и доминирующих в ней чуждых для нас, как мусульман, взглядов и понятий, мы начали стремительно терять свою идентичность и подвергаться губительным процессам ассимиляции.

Выход из этого видится в выработке подхода к вопросу возрождения, способствующего формированию в среде крымских татар общественного мнения о ценности соблюдения предписаний Ислама, и необходимости понимания особенности нашей религии как системы ценностной ориентации человека и общества, как фактор регулирования всех видов взаимоотношений; внутрисемейных, межличностных и иных видов социальных связей и отношений.

Изменение, а вернее возвращение к жизни роли и функции Ислама – является гарантом сохранения и возрождения нашего народа. Идейное богатство Ислама не связанно с категорией времени, т.е. оно не устаревает и не имеет срока давности. Поэтому практически реализованные исламские принципы по-прежнему, и во все времена способны консолидировать общество, обеспечить устойчивое развитие, т.е. в целом оказать позитивное воздействие на общественную жизнь.

Представители нынешней молодой генерации мусульман, опираясь на учение Ислама и обладая великим наследием, убеждены в необходимости всестороннего подхода к выработке стратегии возрождения, и исходят из того, что необходимо искать решения, которые бы наиболее полно учитывали стратегические интересы.

Суть данного подхода заключается в комплексном рассмотрении вопроса возрождения, в рамках которого предлагается определиться с идейными принципами, которые затем и будут определять основные, собственные параметры процесса и выбор наиболее эффективного арсенала средств для решения текущих задач, таких как проблемы языка, материальной сферы, традиционного искусства и т.д. Поэтому, в действительности речь идет не о новаторстве, а о возрождении и развитии - на основе нашего, исламского идейного богатства.

А. Селяметов
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.