18 мая 1944г. является одним из самых явных, самых кровавых и безжалостных ударов по нашему народу. Однако стоит отметить, что эта дата является одним из последних звеньев в цепи многочисленных ударов по мусульманам Крыма за последние более чем 200 лет. Также стоит отметить, что эта цепь не закончилась звеном 18 мая, а продолжает пополняться новыми звеньями по сей день.
Исторические даты нельзя рассматривать в отрыве от предшествовавших им событий, а также недопустим подход, когда даты рассматриваются без изучения их влияния на сегодняшнюю жизнь.
Неправильные акценты при рассмотрении исторических событий всегда ведут к тому, что у изучающего историю создается неправильный взгляд на исторические события и, как следствие этого, он делает неправильные выводы и не может извлечь соответствующие уроки.
Подобное мы можем наблюдать во взгляде мусульман Крыма, крымских татар на трагические события мая 1944г. В нашем понимании сложилось мнение, что 18 мая является чуть ли не единственным днем скорби в истории мусульман Крыма.
К таким выводам приходишь в свете последних событий. Так, например, 19 апреля исполнилось 228 лет со дня аннексии Крымского Ханства Российской Империей. Это событие является отправной точкой в череде бед свалившихся на голову мусульман Крыма за последние два столетия. Именно после аннексии имели место массовый исход (хиджра) мусульман из Крыма, репрессии в отношении интеллигенции, коммунистический террор, наконец, депортация 18 мая 1944г., возвращение в Крым и последовавшие после этого трудности.
Да возможно кто-то скажет, что мы знаем и помним об этих датах, однако как я отмечал выше все дело в акцентах. Сейчас все акцентировано на 18 мая, а все остальные трагические даты и события в истории нашего народа упоминаются лишь изредка и косвенно. Это не позволяет нам делать полноценные выводы из исторических событий, а также смотреть в будущее, интерполируя предшествующие события.
Доказательством этому является то, что дата аннексии 19 апреля практически никак не была упомянута в периодической печати, и мы не слышали о важности и масштабах последствий этой даты из уст ответственных лиц.
Ситуация похожа на то, как после пожара возникшего в результате поджога люди принялись перечислять испорченное имущество, вспоминать подробности тушения огня и спасения людей, но никто даже не задался вопросом, а кто является виновником пожара.
18 мая является лишь одним из эпизодов пожара, в котором сгорели наши материальные богатства, человеческие ресурсы и часть культурного наследия, однако в предыдущих эпизодах сгорело наше государство, большая часть нашего богатого исламского культурного наследия, сгорела научная элита и большая часть материального богатства и человеческих ресурсов.
Такой неправильный подход не позволяет нам охватить череду трагических событий, начавшихся задолго до 18 мая 1944г. А самое главное этот подход не позволяет нам усмотреть истинную причину этих ударов по мусульманам Крыма в общем, а также истинную причину 18 мая 1944г. в частности.
Аллах Всевышний говорит в Къуране:
وَمَا نَقَمُوا مِنْهُمْ إِلا أَنْ يُؤْمِنُوا بِاللَّهِ الْعَزِيزِ الْحَمِيدِ (٨) الَّذِي لَهُ مُلْكُ السَّمَاوَاتِ وَالأرْضِ وَاللَّهُ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ شَهِيدٌ (٩)
«И вымещали они им только за то, что они уверовали в Аллаха великого, достохвального, которому принадлежит власть над небесами и землей. И Аллах о каждой вещи свидетель! (Сура «Башни», аяты 8-9).
الَّذِينَ أُخْرِجُوا مِنْ دِيَارِهِمْ بِغَيْرِ حَقٍّ إِلا أَنْ يَقُولُوا رَبُّنَا اللَّهُ
«Тем, которые изгнаны из своих домов без права, разве только за то, что они говорили: «Господь наш – Аллах»» (Сура «Хадж», аят 40).
Сам Аллах говорит нам о том, что причиной нападок на мусульман Крыма, как в принципе на мусульман всего мира, как прошлом, так и в настоящем является то, что они верят в Аллаха и имеют собственную оценку на жизнь исходящую из Его религии.
И эти нападки не прекратились и до нынешнего времени. Непростительной наивностью будет думать, что 18 мая это трагедия, давно ушедшая в историю. Нет, 18 мая продолжается по сей день.
Просто сегодня изменились средства. Сегодня не практикуют репрессии, высылку и насильственное удержание в местах депортации. Все эти варварские средства заменены другими, казалось бы, безобидными, незаметными, но не менее коварными средствами, целью которых является ассимилировать остатки возвысившегося благодаря Исламу мусульманского народа.
Зачастую мы их просто не замечаем. Так мы не замечаем, что наших детей в наших национальных школах учат чуждой нам христианской культуре, а иногда это происходит даже на крымскотатарском языке.
Наши СМИ вовсю трубят об опасности т.н. исламских сект, но ни словом не обмолвятся, например, о раздаче вот уже не первый год на траурном митинге 18 мая в Бахчисарае христианских книг на крымскотатарском языке.
Нас усердно пытаются вовлечь в выборный процесс для того, чтобы быть представленными в органах власти, а ведь большую часть того, что мы добились за 20 лет после возвращения в Крым, мы добились как раз таки, не имея ни одного представителя во власти. И именно после принятия решения о необходимости быть представленными во власти процесс восстановления наших прав остановился, и мы стали топтаться на месте.
Это лишь несколько примеров, а сколько их ещё можно привести?
В канун годовщины 18 мая мы должны дать правильную оценку событиям, имевшим место в истории. Мы должны помнить об истинной причине этих события, а самое главное, мы должны помнить о том, что эта причина до сих пор не упразднена, ведь мы до сих пор считаем себя мусульманами и гордимся этим. А если не устранена причина, то значит и действия направленные на нашу ассимиляцию не прекратились. И если мы их не видим, то это отнюдь не из-за того, что их не практикуют в отношении нас. Машина ассимиляции, как и раньше, работает на всю мощность, просто сегодня она называется не НКВД, а СМИ, образовательная программа и интеграция.
Фазыл Амзаев