Тиражируемая политиками и средствами массовой информации всего мира, отраженная в передачах, фильмах, книгах "исламская угроза" прочно встраивается в сознание украинского общества.
Искусственно сформированные предубеждения против "чужаков", превращаются в норму общественного поведения, разделяют людей, отвлекают их внимание от коренных социальных проблем и тем самым помогают заинтересованным силам удерживать свою власть над людьми.Сегодня исламофобия произвольно перемешивается с другими формами дискриминации и становится неотличима от таких явлений, как ксенофобия, антимигрантские настроения, неприязнь к культурным отличиям и антитеррористические меры.
Этот поток антиисламской пропаганды довольно быстро сформировал в сознании украинцев и крымчан определенные установки, и рядовой человек начинает оценивать и воспринимать события в свете уже имеющихся у него установок. Поэтому он склонен одни вещи замечать, а другие не замечать.
Стереотипы о мусульманах, аккумулирующие некий стандартизованный коллективный опыт по борьбе с терроризмом и внушенные индивидам посредством СМИ, определенным образом направляют поведение наших соседей немусульман. Здесь работает простая логическая цепочка: «Толстяки обыкновенно добродушны, Иванов - толстяк, следовательно, он должен быть добродушным». Или «где-то там «плохие» мусульмане взорвали «хороших» солдат. У нас тоже мусульмане живут, значит, нам тоже нужно бояться…»
Платок является одним из самых заметных атрибутов Ислама и именно поэтому замечают его гораздо чаще, обсуждают более эмоционально и борются с ним активнее. Любой мусульманке достаточно просто выйти на улицу в своем ежедневном одеянии, без эпатажа и украшений, как на неё тут же обрушивается шквал косых взглядов, шепот за спиной, оскорбления. Но этот психологический дискомфорт менее заметен для мусульманки, поскольку надевая шариатское одеяние, она приобретает целую палитру социальных проблем, которых буквально недавно в её жизни просто не существовало.
Эта картину наглядно подтверждают результаты анкетирования, проведенного женской общественной организацией «Лига мусульманок «Ансара» совместно с мусульманской общиной «Давет» в ходе третьей женской исламской конференции «Актуальные проблемы мусульманки в современном демократическом обществе».
Анкеты заполнили 860 респондентов, которым было предложено ответить на несколько вопросов.
Предлагаем вашему вниманию результаты этого анкетирования.
Анкетирование показывает, что только у 13 % из общего количества не возникает никаких трудностей, в то время как подавляющее большинство сталкивается с различными проблемами, самыми яркими из которых являются непонимание окружающих, приклеивание ярлыков «террористка» и «вахаббистка», а также запрет на ношение платка со стороны близких людей.
Участницам конференции было предложено ответить на вопрос о том, где они получают образование и работают ли в какой-либо сфере.
Из 860 опрошенных человек на данный момент работает около 200 человек человек.
Список ВУЗов по наибольшему количеству студенток в химаре возглавили (КИПУ) Крымский Инжерно-педагогический Университет и (ТНУ) Таврический национальный Университет. Однако все респонденты отмечают ряд серьезных проблем в связи с реализацией своих религиозных взглядов.
Нижеприведенная диаграмма демонстрирует, что отсутствие места для совершения обязательной 5-кратной молитвы (намаза) остается самой большой проблемой. К сожалению ни в одном из ВУЗов Крыма сегодня не предусмотрено, каким образом должны решать проблему с намазом граждане, исповедующие Ислам. Важно отметить, что чтение намаза является одним из основополагающих столпов Ислама и процент ребят и девушек, соблюдающих эти нормы, растет с каждым днем. Следовательно, проблема будет приобретать все более и более актуальный характер.
На вопрос «Как вы решаете эти проблемы?» респонденты чаще всего отвечали:
• «Отпрашиваюсь с уроков и с лекций и бегу в Кебир джами»
• «Стараюсь успеть сделать намаз дома»
• «Намаз читаю в коридоре, где меньше людей»
• «Читаю намаз в свободном кабинете»
• «Прогуливаю пары»
• «Вместо абдеста (мовение водой) беру тайаммум (омовение землей или песком) и читаю, где придется»
• «Омовение беру дома, а намаз читаю в подвале университета»
• «Уволилась с работы, чтобы избежать упущений в религии»
• «Читаю прямо на улице, не обращая внимания на окружающих»
• «Путем обсуждения данной проблемы с работодателем»
Эти ответы наглядно демонстрируют, что проблемы мусульман в Украине, которые являются гражданами этого государства и имеют гарантированные конституционные права в реализации своих религиозных потребностей пока остаются в поле нерешенных и государству предстоит выработать необходимые механизмы взаимодействия с мусульманами, чтобы не ущемлять их права и не чинить препятствия при совершении обрядов поклонения.
Более того, мы убеждены, что методы и способы, которые остались в наследство от атеистического коммунистического советского государства при решении вопросов взаимоотношения государства с верующими в Бога людьми — не должны браться в основу современной политики Украины.
На данный момент большинство украинцев воспринимают химар (платок) как признак религиозного угнетения и нарушения прав женщин, или как угрозу для своей безопасности. Для них это знак подчиненного состояния женщины. Им трудно поверить, что какая-либо женщина сама решила надеть платок и джильбаб. Единственное объяснение, которое они находят, - это, мол, «у этих мусульманок должно быть хорошенько «промыты мозги». Ввиду дефицита правильной информации об Исламе эта ошибочная оценка руководит поступками людей и порождает еще большее непонимание со стороны немусульман в Украине, что, в конечном счете, ведет к эскалации социально-политических конфликтов на конфессиональной почве.
В качестве конструктивного решения по данным вопросам мы видим обсуждение существующих проблем с последующими решениями и более глубокое знакомство с исламским миром, религиозной и культурной системой взглядов мусульманского населения Украины. Это необходимо, в первую очередь, самому государству Украина, для того чтобы понять чаяния своих граждан, исповедующих Ислам, и не нарушать Конституцию Украины, в которой были задекларированы принципы свободы вероисповедания. И это необходимо мусульманской и христианской общинам для обеспечения налаженного диалога и стабильности в Украине.
Зудиева Лутфие
Председатель женской общественной организации
«Лига мусульманок «Ансара»