Если бы не умышленное замалчивание западными СМИ всех политических тенденций в мусульманском мире, то, как проявляются эти тенденции, напоминало бы кипящий котёл, доходящий до критической точки. Идейный подъём в мусульманской среде вызван стремлением мусульман к возрождению исламской политической системы.

Общественное мнение

Свидетельство этому результаты опроса общественного мнения по отношению к возврату правления на основе законов Ислама. В книге «Радикализм, экстремизм, исламизм» приведены следующие данные: Центр стратегических исследований в университете Иордании предпринял всесторонний обзор ключевых ближневосточных стран в статье 2005 года, обнаруживая, что две трети ответчиков в центральных арабских странах чувствуют, что Шариат должен быть единственным источником для законодательства (ключевое требование для Исламского государства), а оставшаяся одна треть чувствует, что Шариат должен быть источником закона. Недавнее изучение Университетом Мэриленда, опубликованное в апреле 2007 года, также подтвердило эту тенденцию к Шариату, заявляя в своей статье: «Преобладающее количество мусульман в большинстве стран поддерживают цели по требованию строгого применения Шариата, остерегаясь западных ценностей, и даже по объединению всех мусульманских стран в единое Исламское государство». Интересно, что вдобавок к более 70 процентам, поддерживающие Шариат и объединяющий Халифат, ответчики утвердительно отвергли, что изменение придёт через насилие: «Преобладающее большинство во всех странах нападения против гражданских лиц для политических целей рассматривают как противоречащие Исламу и неэффективные. Политически активные нападения против гражданской инфраструктуры также отвергаются и не оправдываются». Интересным представляется информация, изложенная в информационном бюллетене «Национальная безопасность и оборона» № 5(109) 2009 г., Украинского центра экономических и политических исследований имени Александра Разумкова: «Половина (50,6%) крымских татар, которые считают себя мусульманами, придерживаются мысли, что мусульманин должен выполнять заповеди  Ислама, оставаясь при этом лояльным гражданином своего государства. 20% представителей этой группы  считают, что мусульманин должен стремиться к переустройству  государства, в котором он проживает, на исламских принципах. А 25,6% − добиваться возрождения Халифата (Исламского государства). Т.е., можно сказать, что среди крымских татар вполне широко распространены исламские убеждения».



Маленькая деревня мирового масштаба

Очевиден очень существенный момент, что в результате  глобализации, а также её влияния, в частности, посредством информационных потоков, а также миграции населения, стало невозможным рассмотрение тенденций, имеющих место среди мусульман, только лишь внутри мусульманских стран. Глобализация принесла изменения, происходящие в мусульманском мире, и в сознание украинской мусульманской  общины. Этот процесс является необратимым, так как мир продолжает всё больше и больше напоминать маленькую деревню благодаря глобализации. И, как результат, понимание происходящего для мусульман Украины будет требовать более внимательного изучения процессов, имеющих место в мусульманском сообществе в мировом масштабе. Тем более наивно противостоять им, если только не более сильной мыслью, что маловероятно.

В силу наличия альтернативных источников информации, международных агентств новостей и интернет ресурсов вещающих непосредственно из стран мусульманского мира и Европы, глупым и наивным выглядит то, как крымские региональные СМИ освещают деятельность исламских политических движений. Такое недальновидное желание  использования ими «языка вражды» дискредитирует, прежде всего, их самих в том, что передаваемая ими информация не правдивая и предвзятая.  Найдя альтернативный источник, воспринимающему информацию будет, с чем сравнить, и в результате может образоваться вывод противоположный тому видению, какое навязывают СМИ. Непредвзятость и объективность это лучше, чем продолжать искажать правду.

Подмена понятий

Таким образом, понятны усилия в противодействии процессам роста мусульманского политического сознания, чётко просматриваемые в предоставлении обществу скверного, изрядно искажённого имиджа исламской политической системы Халифат. Эти действия можно охарактеризовать как - «демонизация» Халифата, и они выражаются связыванием его с насилием. И в первую очередь, ими утверждается использование исламскими политическими группами насилия для достижения политических целей, которое исходит, якобы из Ислама, который, в свою очередь, в выражениях западных  политиков связывается с терроризмом, исходящим из «идеологии зла».  Конечно, нельзя исключать влияния этих высказываний на Украину в силу некоторой зависимости. А если деятельность этих движений не связывается напрямую с Исламом, то используется удобная «фишка», такая,  как приписывание движениям сектантского происхождения и, что, как- будто, они не относятся к Исламу. Тут очевидна попытка увернуться от прямого обвинения мусульман, греша на сектантов, искажающих Ислам. Что, естественно, непросвещённой публикой соответственно воспринимается. Целью такого вида высказываний была дискредитация законных(!) исламских политических идей под предлогом того, что эти идеи увеличивали восприимчивость мусульманского сообщества к использованию насилия. До настоящего времени, дискуссия испытывает недостаток в честной и беспристрастной оценке тенденций, имеющих место в мусульманской среде. Этот недостаток привёл к закреплению за Исламом и мусульманским сообществом опасной характеристики. Привёл к общественному страху по причине дезинформированности. И, наконец, привёл к неправильной государственной позиции по отношению к этому вопросу.

Термины для манипуляции сознанием

Говоря о радикализации, надо сказать что термины «радикалист», «исламист»,  «сектант», употребляемые при описании  процессов связанных с мусульманами, не имеют чёткого восприятия и толкования. Для большинства населения они не являются понятными, и даже для тех, кто их произносит из числа политиков. В основном понимание интуитивное и отражающее тот эмоциональный фон, которое создаёт какое-либо событие с участием мусульман в интерпретации тех же СМИ. Очевидно, как невежество лидеров крымских мусульман в вопросах религии позволяет, посредством употребления вышеуказанных слов в отношении исламских движений среди мусульман,  манипулировать ими, и в результате чего, эти лидеры подтверждают навязываемую мысль о том, что  исламский радикализм легко переходит в политический экстремизм и в терроризм. Конечно, это легко внедрить в сознание, если  не иметь понятия о том, что политические и идеологические действия - это шариатский закон, который  изменять человек  не имеет права. Странно, что призыв к Шариату, исламскому образованию, одежде и другим, социальным и политическим велениям мусульманам от Всевышнего, которые идут вразрез с принятым светским либеральным порядком, все чаще используются в качестве примеров требований экстремистов и радикалов. Но одновременно с тем, как эти призывы отличаются от светских традиций, они выражают требования и предписания именно ортодоксального Ислама, а отнюдь не являются современной интерпретацией. Эти идеи могут быть незнакомы светскому западу и Украине в том числе, но, вместо того, чтобы рассматривать их как альтернативный подход к решению проблем общества, их часто считают проблематичными и, в результате, рассматривают сквозь призму безопасности и новых превентивных законодательных мер, а отнюдь не сквозь призму мира и согласия. Это отражает недостаток  в понимании Ислама и, как следствие, недостаток в определении роли его взглядов внутри светской политической системы. Такое неадекватное восприятие имеет сильнейшее воздействие на оценку немусульманским обществом мусульман, и, впоследствии, выдвигает идею об их расположенности к использованию насилия. Ещё более странным  видится то, когда с экрана телевизора некие лица, которых представляют как экспертов, делятся предположениями, что какая-то исламская группа может совершить какое-то насильственное действие. Даже, исходя из тех же законов Украины, которые запрещают обвинять кого-либо в причастности к преступлению, не имея веских доказательств. Однако это нисколько не волнует работников СМИ, запускающих в эфир подобные материалы.

Заключение

Поскольку очевидно, что процессы возрождения Ислама необратимы, и рецептура «официальный Ислам» просто не отвечает реальным требованиям ситуации в мире, нет другой альтернативы, как избавить украинское общество от стереотипной зависимости. И начать открытую дискуссию по всем происходящим процессам в мусульманском сообществе. Круглые столы с участием историков, востоковедов, экспертов должны стать доброй традицией, помогающей украинскому обществу идти в ногу со временем и правильно понимать реальную обстановку.

 

Ибн Али.