Дискриминация означает действие, совершаемое против других людей на основании их принадлежности к определенной группе. В частности, это означает отказ предоставить членам другой группы возможности, которые могли бы быть предоставлены членам, которые принадлежат своей группе. Дискриминация тесно связана с предрассудками, которые сегодня достаточно сильно распространены.
С научной точки зрения, всего они характерны для тех областей человеческой деятельности, которые изначально связаны с предметами и обстоятельствами, о которых нет достаточно полной информации. Дискриминация имеет две основные формы: дискриминация де-юре (правовая), закрепленная в законах, и де-факто (неофициальная), укоренившаяся в социальных обычаях и ежедневном поведении людей. В отличие от дискриминации де-юре, которая может быть уничтожена путем изменения законов, дискриминацию де-факто искоренить непросто. Дискриминация де-факто обычно существует долгое время, так как она прочно коренится в обычаях или институтах общества. А если учесть, что есть силы, которые эти предрассудки взращивают, культивируют, а затем умело используют в нужное время – то на «мир, полный любви и покоя» никому из нас рассчитывать не придется.
Несмотря на то, что Крым – поликультурный край, а Украина – многонациональное и многоконфессиональное государство, реальность изобилует фактами дискриминации и предрассудков. И если вчера эта дискриминация задевала национальный признак, то сегодня настроения плавно перемещаются в другую плоскость. Ярлыки «чурки», «черножопые» (прошу прощения за лексику, привожу оригинальные выражения), «предатели» - потеряли актуальность и устарели. Смешанные браки, частичная ассимиляция, русификация и украинизация сделали свое дело – попробуй, отличи теперь «кто есть кто»? Не страшно. Нашлась новая пища для «гуманистично-настроенных» граждан...
«Басурмане» религию свою возрождать захотели! Что же в этом предосудительного и устрашающего, хотела бы я спросить? В условиях тоталитарного режима СССР и настойчивого навязывания атеистических взглядов на жизнь истинное понимание Ислама было утеряно. И сегодня, как никогда остро ощущается потребность в изучении его принципов и законов.
Осознание этой потребности и беспокойство за моральное здоровье подрастающего поколения, а значит и наше будущее, усилило общественное движение среди мусульман.
Однако это растущее желание мусульман стало вызывать нездоровое беспокойство у приверженцев традиционной для Украины «титульной» конфессии, сидящих в государственных креслах.
Отдавая дань модной после американских событий 11 сентября теме, еще в 2003 господин Грач один из первых объявил войну терроризму в Украине и стал узким специалистом по исламской теме в Крыму, рисуя ужасающие образы чеченских боевиков на плато Ай-Петри. Пресс-служба народного депутата Леонида Грача широко распространила документ для внутреннего пользования - официальное письмо председателя Госкомитета по делам религий Виктора Бондаренко в адрес Комитета ВР Украины по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией.
В этом письме говорилось о том, что «негативными аспектами исламского фактора в регионе являются использование лидерами меджлиса исламского фактора в политической борьбе и связанное с этим наращивание усилий, направленных на инспирацию протестной активности соотечественников на религиозной почве и намеренное создание условий для возникновения противостояния между верующими двух наиболее многочисленных конфессий в регионе (мусульманами и православными)».
Здесь хотела бы процитировать очень удачную реплику журналиста Лилии Буджуровой, которая посчитала, что «если переложить ее (выдержку из письма) на общедоступный язык, то она должна звучать примерно так. Ислам идет в «полумесячный» поход на православный полуостров. Империалистические спецслужбы готовят сапоги для затаптывания оккупированной территории. Усама бен Ладен плачет от умиления, а его жены щиплют корпию для раненных в сражениях за торжество веры. Полный Армагеддон».
Позже, после событий на плато Ай-Петри и по ул. Балаклавской (в Симферополе) эти слухи изредка подогревались «заинтересованными» в мире и процветании крымского полуострова политиками.
Однако своего апогея эта публичная анафема «исламского терроризма» достигла в этом году, когда чиновники вдруг один за другим стали присваивать себе образование религиоведов, востоковедов, выражать озабоченность по поводу искажения «традиционного Ислама» и даже в помощь государству выполнять полномочия других админресурсов и отважно бороться с фундаменталистами и радикалами из числа крымских татар.
"Эпопея Москаль и Луценко против «Ат-Такфир валь-Хиджра» еще долго будет бестселлером новостных порталов для любителей подобного жанра. Смешно? Мне не очень. Потому что Украину затопило волной новых предрассудков…
Причем, вот что важно отметить. Вышеупомянутая «угроза» буквально всегда начинала «нарастать» в преддверии выборов. Политикам в этот период становится абсолютно «фиолетово», какие карты разыгрывать, и каким образом их предвыборные манипуляции отразятся на межконфессиональных отношениях. Главное, алтарь кандидата, на который нужно уложить как можно больше «голосов». Даже то немногое, что делается – делается не из стратегических соображений, а из тактических (и чаще всего, опять-таки, предвыборных). И это общемировые тенденции.
А что на самом деле происходит в области развития различных конфессий в реальности?
Казалось бы, у нас есть органы, призванные заниматься мониторингом межконфессиональных отношений, предупреждением конфликтов на этой почве и помощью в реализации гражданами Украины своих религиозных свобод. Однако письмо председателя Госкомитета по делам религий Виктора Бондаренко (в 2003 году) и нынешние действия Рескома по делам религий создают ощущение, что они занимаются диаметрально противоположными функциями. И здесь проявления дискриминации.
Да, я говорю о дискриминации, потому что вижу, что на данный момент Украина – страна, где только формально декларируются свободы, а на самом деле равноправного положения мусульман, по сравнению с некоторыми другими конфессиями, нет. Чиновники государства, которое по своей собственной конституции отделено от церкви, почему-то всегда выбирают путь приоритетов для «традиционной» конфессии, а права остальных нужно доказывать в судебном порядке.
Начнем с дел мусульман.
Самый «яркий» момент в уходящем году – суд над мусульманской общиной «Давет», в которой усмотрели «угрозу» и поспешили свернуть деятельность общины, забывая обо всех конституционных нормах действующего законодательства!
Хотя в то же время, нам известно, что активно проводятся мероприятия, направленные на распространения православия. В качестве одного из примеров можно привести Республиканскую научно-практическую конференцию, посвященную духовно-нравственному воспитанию детей, которая прошла ровно год назад в Совете министров АРК с участием педагогов, родителей, священнослужителей, представителей органов власти, юристов. Инициативу Министерства образования и науки АРК и Симферопольской и Крымской епархии Украинской православной церкви по проведению этого мероприятия поддержали Верховная Рада и Совет министров автономии.
«Проблему духовно-нравственного воспитания можно решить, лишь объединив усилия школы, семьи, общественности, религий и церквей, верующих и неверующих», — сказал в своем выступлении Председатель Совета министров АРК Виктор Плакида. Поэтому, считает В. Плакида, в деле воспитания подрастающего поколения следует опираться на свою историю, культурные и духовные традиции.
Министерству образования и науки АРК рекомендовано содействовать распространению спецкурса «Основы православной культуры Крыма» и проведению среди школьников конкурса знатоков «Что? Где? Когда?», конференций МАН по истории православия в Крыму.
Есть над чем подумать…
Кто-то скажет процесс над «Даветом» - не повод для того, чтобы говорить о дискриминации. Но речь идет не только о мусульманах - подобные проблемы возникают у представителей буддизма, у различных протестантских церквей, и даже у православных Киевского Патриархата и греко-католиков.
Складывается ощущение, что с падением коммунистической идеологии украинские властные структуры остались без идеологической опоры, отсюда и стремление создать новую обязательную для всех идеологию, одной из составляющих которой является "направляющая роль" традиционного православия.
А поскольку подавляющий процент чиновников - это старые кадры, воспитанные на коммунистической идеологии, причастные к подавлению религиозных свобод в Украине в советский период, то не стоит удивляться, почему мы сталкиваемся с такими проблемами.
К примеру активный борец с инакомыслием, в прошлом функционер Компартии СССР, председатель Рескомрелигий Владимир Малиборский – постоянно делает противоречивые заявления.
С одной стороны, он считает, что «межконфессиональные отношения требуют такого же корректного подхода, как, к примеру, вопросы врачебной тайны, так как вопросы веры — это самые тонкие струны, на которых можно сыграть». На просьбу «Первой Крымской» прокомментировать распространенные в прессе письмо Бондаренко, и выводы по этому поводу Грача, Владимир Антонович заявил: «Если бы это соответствовало действительности, то этим бы уже серьезно занимались другие органы. У нас в Крыму ситуация довольно стабильная и она прогнозирована. Сейчас проходит период роста, период развития, для которого характерны противоречия, недоразумения. Поэтому собирать факты и лепить из них что-то, чтобы нагнетать страсти, не нужно. Особенно в вопросах межконфессиональных отношений».
Однако недавно, он заявил, что где-где, а «в Азовском медресе Джанкойского района велась подготовка радикальных исламистов, и некоторые его выпускники были приверженцами идеологии движения "Хизб ут-Тахрир" и ваххабизма».
Затем, спустя некоторое время он говорил следующее: «Считаю, что не стоит вменять в вину медресе в поселке Азовское подготовку этих кадров».
Не очень похоже на игру на «тонких струнах», не находите?
Я не буду приводить количественных данных о существующих учебных религиозных заведениях православных, протестантов, буддистов, и более того, не буду перечислять неохристианские и сатанинские секты, расплодившиеся в Украине – это не из области моей компетенции, но почему никто не говорит о подготовке «антигосудартсвенных» кадров и не занимается предупреждением «христианского радикализма»?
Можно возражать и говорить, что Конституция Украины говорит о другом. Виноваты чиновники. Да, конечно, есть красивые официальные законодательные акты, призванные показать лицо властных структур в привлекательном для украинской и международной общественности демократическом свете. Но есть неписаные законы реальной практики исполнения этих законодательных актов. Суть этой практики по отношению к "нетрадиционным" конфессиям достаточно ясно сформулировал в своем интервью газете "Крымская правда" «борец» за общественный покой, председатель Совета по делам религий при Совете Министров Республики Крым - В. А. Малиборский, который на вопрос корреспондента о равенстве в правах всех конфессий, зафиксированном в украинском законодательстве, ответил: "Думаю, законодатели поспешили именно с таким подходом. Результат налицо, что называется. Надо было изучить опыт Европы. Есть немало поучительных примеров. Например, в Греции православие является, по сути, государственной религией. Чтобы построить культовое здание другой конфессии, не православной, надо помимо государственных архитектурных согласований получить "добро" правящего православного архиерея. Прозелитизм - переманивание верующих из одной конфессии в другую - считается в Греции преступлением и карается законом".
Можно ли ставить в один ряд Грецию и Украину? А что насчет других стран Европы, где мусульман более чем 2 %?
У нас в основном законе висят другие вывески – статья 15, статья 24, статья 34, статья 35.
И пренебречь ими можно только в тех случаях, когда есть угроза стабильности в обществе. Какие порядки нарушили мусульмане Крыма? Чьи права и свободы ущемили? А может боязнь прозелитизма не дает покоя чиновникам и «кузнецам» украинской национальной идеологии?
Эксперты и политологи сейчас часто рассуждают о конфликтогенных причинах и факторах нестабильности в Крыму. Стало модным упрекать крымскотатарский народ в его излишней «радикальности». Однако всему есть предел. Годами доказывать людям вокруг, что ты нормальный человек, сдерживать себя, когда ты видишь, как разваливаются мечети, подвергаются актам вандализма кладбища, систематически игнорируются твои естественные права и при этом сохранять спокойствие – нелегкая задача.
Ни в одной цивилизованной стране не было столько актов вандализма мусульманских кладбищ, памятников жертв депортации, которые произошли за последние 5 лет в Крыму. Власти только демонстрировали, что они проводят расследование, но никто так и не нашел вандалов. Общее количество вандализма могил мусульман - более 300 случаев.
• Ни в одной цивилизованной стране, на уровне национальных каналов так открыто не пропагандируются «басни» про подготовку мусульманских боевиков в крымских горах, ни разу так и не показанных. Хотя в реальности те же телеканалы показывают там тренировку и стрельбы различных псевдоказачьих банд, которые не раз уже нападали на мусульман - крымских татар Крыма, причиняя серьезные телесные повреждения.
Ни в одной цивилизованной стране мира, местные власти не позволили бы строить детскую игровую площадку, как это было в Ай-Василе – прямо на костях умерших мусульман.
• Ни в одной цивилизованной стране мира, нет политики, подобной политике местных властей г. Симферополя, которые вот уже третий год не могут разрешить проблему по предоставлению земельного участка для строительства Соборной мечети, что свидетельствует об открытом игнорировании религиозных чувств мусульманской части населения Крыма.
• Ни в одной цивилизованной стране мира более 10-ти вооруженных сотрудников подразделения МВД «Беркут» в полной экипировке и в масках не ворвались бы в дом нормального порядочного гражданина Мустафы Хаирова из п. Мирное, лишив его руки, добросовестно выполняя свою «спецоперацию»…
Продолжить цепочку совершенно разных, но таких похожих случаев можно и дальше, это уже больше становится нормой, нежели исключением. Сценарий один: игнорировать, пренебрегать, наносить людям увечья, делать незаконные, но сенсационные заявления, а потом извиняться, искать виновных, выплачивать компенсации.
Вот от кого исходит «структурное насилие», которое выражается в скрытых действиях, проявляющихся в безответственной политике чиновничьего произвола, сплетенной с политикой воздействия в лице новой старой власти, когда дело касается религиозных свобод «не титульных конфессий»…
Мусульмане, не просят, чтобы их любили…Коль государство пропагандирует доктрину религиозных свобод, то пусть перейдет от слов к делу.
Мы лишь хотим, чтобы нам дали возможность свободно жить, возрождая наши духовные ценности, строить нормальные человеческие отношения с представителями других конфессий, вносить свой вклад в оздоровление крымского и украинского сообщества теми путями, которые указаны нашей религией.
И поэтому, сегодняшний день, к сожалению, наглядно демонстрирует, что не наше многообразие во взглядах и религиозная неоднородность, а не совершенность механизмов действующего законодательства, дискриминация этнических групп, злоупотребление госслужащими и чиновниками своих обязанностей является основным источником политических конфликтов и сецессии.
Кто в этом заинтересован? Простые люди? Чиновники? Система?