Роджер Терри в своей книге «Экономическое безумие» говорит:
«Американский народ осознаёт, что перед Америкой стоит серьёзная проблема, но он не понимает, что это за проблема и в чём её причины. И что более важно, он не знает, как решить эту проблему. Выдвигаемые решения только усугубляют имеющуюся проблему, т.к. пытаются изменить последствия этой системы, без изменения системы, которая привела к таким последствиям. Суть проблемы не заключается в неправильном претворении, напротив, сама экономическая система и есть эта проблема».
Сегодня провал капитализма достиг своего пика в лице нынешнего кризиса. Принято считать, что подобные кризисы в капиталистической системе происходят раз в столетие и является следствием неправильного применения её законов. Однако такое утверждение далеко от истины. Капитализм впадает из кризиса в кризис, начиная с первых дней своего существования. Согласно исследованию Международного валютного фонда количество кризисов только за последние тридцать лет превышает сотню.
Самым известным и ощутимым кризисом в прошлом столетии была Великая Депрессия в 1929г., когда рухнула американская фондовая биржа, что привело к экономической рецессии и застою во всем мире.
Далее, 1987г. крах на Уолл Стрит, когда индекс Доу-Джонса рухнул на 22%, что немедленно отразилось на другие международные финансовые рынки.
1997г. Резкое падение индексов на главных финансовых рынках, которое началось в Гонконге, а затем перекинулось в Японию, Европу и США.
В кризисе 2002г. международные финансовые рынки рухнули в результате мошенничества в отчетах фирмы «Enron». Всё это предшествовало нынешнему кризису.
Основы капитализма – основная причина его врожденной нестабильности.
Рассматривая реальность кризисов, которые постигали и постигают эту систему по сей день, мы можем с абсолютной уверенностью утверждать, что причиной неустойчивости капитализма являются основы, на которых он построен. Раскроем шесть основных пунктов.
1. Идеологическая доктрина – отделение религии от жизни
Исходным пунктом капиталистической системы является утверждение о необходимости отделения религии от жизни. Ошибка при определении роли Создателя в общественной жизни стала причиной систематической порочности капиталистической идеологии. Т.к. ограниченность человека и его зависимость от своего Создателя является неизбежным и врожденным качеством. Человек нуждается в Создателе, который устроит его жизненные дела. И это в силу того, что собственный взгляд человека на вопрос урегулирования жизненных дел является мишенью для противоречий и изменений. Капиталистическая идеология отделяет религию от жизни, утверждая, что вера является индивидуальным вопросом для каждого отдельного человека. Данный подход подразумевает то, что правители и мыслители из числа людей имеют право устанавливать систему, которая будет упорядочивать жизненные дела.
Основа, на которой построен капитализм, привела к вытеснению из жизни всех критериев, кроме выгоды. Экономисты начали рассматривать выгодным и полезным всё, на что имеется спрос, без разницы между алкоголем и соком, женитьбой и внебрачными связями, наркотиками и кофе.
Как результат такого подхода Запад на сегодняшний день столкнулся с трудностями и проблемами, приобретающими ужасающие масштабы. После игнорирования законодательной роли Создателя, западный капиталист установил себя в качестве законодательной власти, упорядочив это демократической системой. Именно это стало причиной появления всех основ капиталистической идеологии, в целом, и её экономической системы, в частности. Ограниченность человеческого разума не могла не сказаться на экономистах-мыслителях при определении таких фундаментальных основ экономики, как экономическая проблема и экономическая политика, понятие собственности, методы распределения богатств и т.д.
В результате естественным и неизбежным стало претворение в капиталистическом мире следующих слов Всевышнего Аллаха:
وَمَنْ أَعْرَضَ عَنْ ذِكْرِي فَإِنَّ لَهُ مَعِيشَةً ضَنْكًا وَنَحْشُرُهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ أَعْمَى
А кто отвернется от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь, а в День воскресения Мы воскресим его слепым». (20:124)
2. Сосредоточение на производстве, а не на распределении
Капиталистическая система сосредотачивается на создании и увеличении богатства вместо его распределения до такой степени, что увеличение ВВП рассматривается как некое священное и волшебное решение экономических проблем и бедности, в частности. Европейский философ и критик Бернард Шоу не имел волос на голове, но зато имел густую бороду. Так вот однажды, сравнивая капитализм с собой, он сказал: «Капитализм походит на мою лысину и мою бороду: несправедливый в распределении и чрезмерный в производстве».
Сосредоточение на увеличении богатства является следствием неправильного определения экономической проблемы. Капиталисты рассматривают относительную нехватку товаров и услуг для удовлетворения потребностей в качестве экономической проблемы. Это приводит к необходимости увеличивать производство так, чтобы каждый мог получить доступ к товарам и услугам. Что касается тех, кто не обладает богатством, то они не удовлетворяют свои потребности. Таким образом, капитализм не стремится полностью удовлетворить потребности каждого человека, т.к. в их понимании это невозможно, и в качестве решения они предлагают повышать уровень производства. Они игнорируют то, что призвание экономики – это служить обществу в целом, а не обеспечивать такое увеличение богатства, при котором оно распределяется только среди маленькой группы индивидов этого общества.
На самом деле, суть экономической проблемы заключается не в производстве богатств, а в их распределении. Что касается необходимости увеличивать богатство, то это не нуждается в упорядочивании, т.к. миллиарды людей в мире работают над его увеличением. Что касается распределения богатства, то это и есть экономическая проблема, над которой сосредотачивает своё внимание Ислам и обеспечивает всестороннее и правильное решение посредством исламского Шариата.
Важно понять то, почему капиталисты не осознали истинную экономическую проблему. Причина этого кроется в двух положениях:
1. Они утверждают о неограниченности человеческих потребностей. Это утверждение неправильно, т.к. потребности человека делятся на два типа: 1-основные потребности и 2- второстепенные. Например, вода, без которой невозможна жизнь человечества, относится к основным потребностям. Однако, потребность в холодной воде, воде, смешанной с сахаром или соком относится к второстепенным потребностям.
2. Они не различают между увеличением богатства и его распределением. Более того, они считают распределение частью производства, в то время как, это две абсолютно разные реальности. Увеличение товаров и услуг является изучением материи и реальности, а это является частью экономической науки. Распределение товаров и услуг среди индивидов общества – это вопрос, рассматриваемый экономической системой, которая состоит из мыслей и законов. Следовательно, экономическая система находится под влиянием определенного взгляда на жизнь, а именно мировоззрения. Что касается экономической науки, то она универсальна и не характерна определенному мировоззрению или народу.
Провал в правильном определении экономической проблем привел к появлению кризисной экономической системы, которая к сегодняшнему дню охватила весь мир. Полным несоответствием является утверждение о том, что большое количество товаров и услуг на рынке решит экономическую проблему. Действительно это фатальная ошибка.
3. Ценовой механизм – единственный метод распределения в капитализме
В качестве механизма распределения богатств среди индивидов общества был предложен ценовой механизм. В понимании капиталистов, ценовой механизм – это идеальный метод распределения товаров и услуг, т.к. этот метод образует экономический баланс механическим образом и обеспечивает потребителям свободу в том, чтобы самостоятельно определять распределение имеющихся ресурсов, путем покупки людьми некоторых из них и воздержания от других.
Давайте рассмотрим, как же всё-таки на практике «человечество делит между собой огромное количество хлеба в тисках капиталистической системы».
Капиталистическая идеология привела экономику в мире в катастрофическое положение, когда основные ресурсы и богатства сосредоточены в руках немногих, в то время как большинство влачит своё существование в крайней бедности. Согласно докладу ООН, из 6 миллиардов населения земли, более 4 миллиардов живут в развивающихся странах. Из них 3 миллиарда находятся ниже принятого порога бедности - два доллара США в день, а 1.2 миллиарда живут на меньше чем 1 доллар.
В противовес этому, индустриальные государства поглощают 97% ресурсов. Кроме этого, 80% прибыли от прямых иностранных инвестиций в развивающиеся страны уходят в карман 20-ти самых богатых стран мира. Треть людей в развивающихся странах не имеет доступа к качественной питьевой воде, четверть – не имеют надлежащего жилья, пятая часть не имеют доступа к элементарному медицинскому обслуживанию. Каждый пятый ребенок едва заканчивает 5 классов обучения.
В то же самое время богатство трех самых богатых людей планеты превосходит суммарный внутренний валовой продукт 48-ми наибеднейших стран. А суммарное богатство 200 богатейших людей превосходит богатство 48% населения земли. Исследования показали что, если бы они пожертвовали всего 1% своего богатства, то его хватило бы чтобы покрыть расходы на начальное образование всех детей в развивающихся странах. Далее, наряду с тем, как каждый день в развивающихся странах от эпидемий и голода умирает 35000 детей, пятая часть населения проводят день в голоде. Помощь, выделяемая бедным странам по линии ООН, меньше чем то, что тратят девять развитых стран на пищу для кошек и собак всего за шесть дней.
Возникает вопрос: Почему, казалось-бы, вполне обоснованные принципы ценового механизма приводят к такой ужасающей статистике? Коротко ценовой механизм можно выразить известной пословицей «Кто не работает, тот не ест». Казалось бы, справедливый принцип, в сущности, является наиопаснейшим подходом при решении экономических проблем общества. Вы спросите почему? Ответ очевиден. Давайте проанализируем, какая часть общества в состоянии работать. Обычно работоспособным считается человек в возрасте от 17 до 70 лет. Таким образом, дети до 17 и старики после 70 не работают и, как следствие, не могут принимать участие в ценовом механизме. Далее, из числа работоспособного населения необходимо вычесть студентов. А с учетом того, что сегодня образование платное, они не только не участвуют в ценовом механизме, а напротив, мешают полноценно участвовать своим родителям, т.к. они вынуждены большую часть своего дохода тратить на их образование. Далее, вычтем некоторый процент женщин, т.к. вся ноша по вынашиванию, рождению и воспитанию детей возлагается именно на них. Кстати, именно ценовой механизм является одной из важнейших причин того, что сегодня Запад столкнулся с проблемой старения нации. Представьте себе положение молодых супругов, которые, с горем пополам, обзавелись одним ребенком и теперь подумывают о втором. Женщина, находясь между молотом и наковальней принципа «кто не работает, тот не ест» подумывает о том, что первый ребенок обошелся ей трехлетним декретным отпуском, сбоем в продвижении по карьерной лестнице и т.д. Молодой супруг подумывает о том, что его зарплаты едва хватает на обеспечение троих членов его семьи, не говоря уже о четвертом. В итоге, они принимают ужасное решение: в вопросе детей поставить большую жирную точку. Отсюда и выходит проблема старения нации.
Применим выше изложенную концепцию к Украине и проанализируем сложившуюся ситуацию.
Итак, согласно данных Госкомстата, к 1 января 2005г. население Украины составляло почти 47млн. человек. Из них в возрасте от 17 до 70 лет находилось около 36 млн. Из 36 млн. экономически активными признаны 22.3млн., неактивными - 13,6 млн. Таким образом, экономически активными признаны 22.3млн., что эквивалентно 47 процентам от общего населения. Из этих 47 процентов активного населения следовало бы вычесть определенный процент, связанный с тем, что деятельность отнюдь не каждого экономически активного гражданина Украины является экономически эффективной. Однако остановимся на цифре 47%.
Таким образом, в распределении ресурсов страны посредством ценового механизма в состоянии участвовать только лишь половина населения. Согласно классикам капиталистического учения, ценовой механизм является единственным и идеальным методом распределения. Однако горе-классики не учли только на Украине 50 процентов населения, я повторюсь не 5, не 10 и даже не двадцать, а 50 процентов - 25 миллионов человек!!!
Возможно, кто-то возразит и скажет, что сказанное мной не соответствует действительности, т.к. классический капитализм не претворяется ни в одной стране и сегодня у власти находятся социал-демократические правительства, заботящиеся о безработных и неработоспособных посредством множества пособий.
Ответом на это будет следующее:
Во-первых: Капитализм, являясь противоречащей природе человека системой, начал подвергаться реформам практически с первого дня своего существования. Реформирование капитализма усилилось, когда в Европе возникло коммунистическое движение. Однако налицо то, что эти реформы затрагивают лишь тонкости, не изменяя основы. Более того, эти реформы противоречат основным принципам, на которых построен капитализм и их применение создало противоречивую в своей основе экономическую модель. Эти реформы подобны штукатурке, шпаклёвке и покраске просевшего в фундаменте дома. Очередной ремонт даёт лишь сиюминутное ощущение того, что дом стал новым, однако проходит всего пару месяцев и старые трещины вновь дают о себе знать. Поэтому постоянное реформирование второстепенных принципов капитализма не даёт желаемых результатов. И тому явный пример, систематические манифестации профсоюзов рабочих даже в таких развитых странах Европы, как Франция и Германия. Сегодня на Западе пришли к тому, что толщина множественных слоев штукатурки стала в несколько раз превышать изначальную толщину стен дома под алчным названием «капитализм».
Во-вторых, зададимся вопросом: Откуда берутся средства на обеспечение обездоленных, инвалидов и матерей, воспитывающих своих детей? Ведь государство в капиталистической системе является нищим и существует благодаря постоянным и множественным поборам с населения страны. Всё бремя обеспечения обездоленных падает на всё тот же экономически активный, но не всегда экономически эффективный слой населения.
Рассмотрим, например систему пособий в Украине. Сегодня государство выплачивает от 10 тыс. грн. за рождение ребенка. Однако давайте задумаемся, откуда в стране возьмутся эти деньги. Ответом будет следующее: за последние несколько лет в несколько раз выросли тарифы на определенные услуги, которыми заведует государство. Так, например, провести подключение нового дома к электричеству, газу и воде обходиться сегодня в несколько тысяч гривен. Кроме этого, в несколько раз выросли штрафы за нарушение ПДД. Также вырос транспортный сбор с владельцев машин. И это всего три примера, а сколько их ещё можно привести? Задумайтесь, кто сегодня строит новый дом и подключает его к электричеству, газу и воде? Кто сегодня больше всего пользуется автомобилем и, как неизбежное следствие, больше всего нарушает правила дорожного движения? Быть может это восьмидесятилетний пенсионер или десятилетний школьник? Нет, как раз таки, не они. Напротив, в постройке дома и использовании автомобиля нуждаются всё те же вышеупомянутые молодые супруги, которым в руки и вручают эти благородные пособия за рождения ребенка. Примерно по той же схеме работает система пособий в любой стране, т.к. цель этих пособий – это не реальная помощь людям, а желание их усыпить и внушить им мнимое понятие, что дом капитализма, в котором они живут, отштукатурен и покрашен.
4. Абсолютная свобода собственности
Свобода приобретений, упразднившая все ограничения в вопросе упорядочивания собственности, является следующей основой, которая определяет врожденный характер порочности капитализма. Свобода приобретений приводит к нарушению экономического баланса в обществе, развязывая руки алчным людям и монополистам в изобретении новых средств для увеличения своего богатства. Причиной всего этого является то, что имеющуюся проблему пытаются решить путем предоставления свободы приобретений, а не путем установления принципов, посредством которых имущество приобретается в собственность.
Капиталисты отвергли принцип о претворении в обществе баланса, предотвращающего обращение богатства только среди богатых и возможность определения общественной собственности, а также метода её распределения. Все эти правила, обеспечивающие экономический баланс в обществе, были проигнорированы, потому что они противоречат принципам четырех свобод, во главе которых – экономическая свобода.
Так, например, Украина декларирует, что все её недра принадлежат украинскому народу. Этот лозунг требует наличия в Украине общественной собственности, которая будет справедливо распределяться среди её граждан. Однако, на практике мы видим, как всеми недрами Украины распоряжается ограниченный круг людей, что позволило им попасть в списки самых богатых людей Европы и мира, в то время как населения страны изнемогает от разбитых дорог, нехватки учебников в школе и низкого качества медицинского обслуживания.
Говоря о влияние свободы собственности на международную политику, мы видим, как западные капиталистические компании концентрируются на ресурсах энергии и полезных ископаемых, что в свою очередь требует политического доминирования. Следовательно, Запад, во главе с США, проводят политику, направленную на то, чтобы сломить любое сопротивление и привести народы к полному повиновению. В этом также проявляется провал капиталистической идеологии, которая ведёт к бедности наций и обогащению капиталистов!
5. Бумажная денежная система
Говоря об основах капитализма, будет неправильным не затронуть сущность его бумажной денежной системы. На протяжении прошлых столетий в качестве денег выступал реальный товар, а именно золото и серебро. Т.е. любой человек, выполнив определенную работу или продавая определенный товар, взамен получал реально ощутимый эквивалент. После этого для упрощения взаимообмена государство вместо металлических монет начало выпускать их эквивалент в виде бумажных денег, на которых было написано то количество золота и серебра, которое в любой момент мог бы получить человек, обратившись к государству. Таким образом, деньги, хоть и являлись бумажными, однако они были подкреплены определенным количеством реально ощутимого богатства. После Второй мировой войны вследствие Бреттонвудского соглашения единственной валютой в международной торговле стал американский доллар. Многие государства в надежде на то, что доллар подкреплен золотом согласились подкреплять им свои национальные валюты. Однако в 1971 году Америка предпринимает подлый и коварный шаг. Она объявляет о разрыве связи между американским долларом и драгоценными металлами. Этот шаг Америки стал дополнительным фактором нестабильности капиталистической экономики. Дело в том, что любая валюта, которую общества принимает как мерило при обмене товаров и услуг должно подкрепляться какими-либо ценностями. Так для того, что люди признавали доллар или гривну эквивалентом богатства, необходимо, чтобы они представляли какую-либо ценность. Именно по этой причине раньше в качестве денег использовались золото и серебро. Однако возникает вопрос, чем подкрепляется доллар после 1971г.? После 1971г. доллар подкрепляется не реальным эквивалентом, а обещанием США выплатить при необходимости стоимость этих денег. Любое обещание подкрепляется авторитетом и мощью дающего обещание. Так, например, обещание должника вернуть долг через 20 лет не будет иметь никакой ценности, если должником является восьмидесятилетний старец, находящийся при смерти. Таким же образом ценность американского доллара определяется авторитетом США как государства. Поэтому любой кризис в Америке, будь он политическим или экономическим, неизбежно сказывается на её авторитете, а, следовательно, на ценности её валюты – доллара. В памяти многих из нас то, к чему привела бумажная денежная система в СССР, когда после его распада одним росчерком пера многотысячные сбережения граждан превратились в бумажки, едва пригодные для разжигания костра. Также в качестве примера несостоятельности бумажных денег можно привести колебание курса доллара осенью прошлого года, когда простые люди несли многотысячные убытки.
6. Устройство банковской системы в капитализме.
Банковская система в капитализме строится на ростовщичестве и системе долговых расписок, залогов и векселей. В западном мире любой человек при желании купить дом или открыть собственный бизнес обращается в банк за кредитом. Крупные компании и богатые физические лица могут размещать свои деньги на счетах в банке депозитом, получая с него прибыль в качестве процентов. Иногда, когда банку необходимо погасить положенный на его счет крупный депозит, банк вынужден сам брать кредит у другого банка и, зачастую, процент по этому кредиту может превышать процент депозита. Когда такая система начинает работать в долгосрочном порядке, ситуация запутывается до такой степени что превращается в финансовую пирамиду, в которой один кредит опирается на второй, второй на третий и так до бесконечности.
Что касается системы залогов, долговых расписок и векселей, то банки, выдавая кредит физическому лицу, естественным образом хотят стопроцентно гарантировать его возврат. Для этой цели получающий кредит закладывает своё имущество в банк. Таким же образом, когда один банк берет кредит у другого банка, в качестве аргумента возврата кредита используются долги, которые должны вернуться первому банку от физических лиц. Когда банк или физической лицо не может вернуть кредит, у него изымается имущество, находящееся под залогом и реализуется на рынке, а вырученные деньги идут на погашения остатка по кредиту.
Говоря о несостоятельности банковской системы, следует отметить, что каждый из нас хоть раз в жизни имел дело с долгом, будь то в качестве должника или заемщика. Каждый из нас сталкивался с ситуацией, когда взятый долг не получалось вернуть вовремя. Невозможность вернуть долг в срок является естественным законом жизни в силу объективных причин, таких как, непредвиденная болезнь, расходы или отсутствие торговли. Так вот, представьте себе, что происходит, когда этот естественный закон жизни срабатывает в вышеприведенной финансовой пирамиде. Самым ярким примером разрушения карточного дома под названием «мировая финансовая система» является нынешний экономический кризис. Ни для кого не секрет, что начало этого кризиса положил сектор ипотечного кредитования в США. Физические лица, бравшие кредиты в ипотечных компаниях в силу определенных причин не смогли вернуть полученные деньги. Ответом ипотечных компаний на это было то, что они начали массово изымать проданные дома и выставлять их на продажу. В один миг на рынок было выброшено такое количество домов, что их стоимость стремительно снизилась. В итоге в убытке оказались все: как физические лица, так и ипотечные компании. Однако это ещё не конец истории. Ипотечные компании выдавали кредиты на деньги, которые они сами взяли под проценты у других банков, а те, в свою очередь, брали их у других банков, как было описано выше. Так вот, этот мыльный пузырь в один момент лопнул, и все осознали, что реальных денег у банков нет и вернуть свои депозиты не сможет никто.
А ведь этот кризис не является первым в истории капитализма. До него имели место сотни подобных в своей основе кризисов. Однако, вместо того, чтобы отменить систему ростовщичества и продажи долговых расписок, западный мир не смог придумать ничего, кроме штрафных санкций и реструктуризации кредита, что делает человека и даже целые нации рабом банков и, кстати, абсолютно не гарантирует возврат изначально полученного кредита.
Поэтому экономика на Западе делится на два вида реальная и виртуальная. Для того, чтобы у нас появилось представление о масштабах виртуальной экономики, т.е. о масштабах мыльного финансового пузыря, который раздувается в силу ущербного закона ростовщичества приведу следующую цифру. Согласно некоторым исследованиям из совокупного ВВП американской экономики реальная экономика составляется всего 2%. Повторюсь всего 2%.
Можно перечислить множество других концепций капитализма, обрекающих эту систему на провал и постоянные кризисы. Однако все они является ответвлением и результатом порочности этих основ, поэтому ограничимся вышеуказанным.
Что касается мер, которые предпринимаются западными политиками, то все они будут бесполезны, т.к., во-первых, проблема, требующая кардинального решения, должна затрагивать идейную основу, на которой она базируется. Т.е. решение этой проблемы требует не только упразднение экономических принципов, но и других основ, таких, как издание законов и идея общих свобод. Во-вторых, следует принять во внимание то, что основы настолько ущербны, что одна из них достаточна для разрушения всей системы в целом, а что говорить обо всех их в совокупности? Ростовщичество, монополия, система акций и бирж, неоднократная продажа активов в одной операции купли-продажи, непризнание золота и серебра за устойчивую основу для валют – все эти и им подобные законы утверждаются капиталистической системой, считая их неотъемлемой основой своей экономики. При этом, сегодня на фоне поиска решений никто не задумывается об их смене. Все это дает нам возможность сказать то, что Америка, и, вместе с ней, Европа не смогут разрешить проблему, напротив, они даже не обладают понятием о ее сути. Их попытки в поиске решения увенчаются полным провалом. Поскольку выход из ситуации находится за пределами их культуры, и чтобы его достичь, необходимо выйти и отречься от этой культуры. И, поскольку, никто из них не предлагает этого, значит, не следует ожидать решения, напротив, их инъекции для снижения боли, способствуют дальнейшему осложнению болезни.
Все возника¬ющие сегодня в мире кризисы указывают на крах западной культуры, а их многочисленность и сходство свидетельствует о том, что это произойдет в скором времени. Этот кризис является кри¬зисом международной системы и поэтому требует новой правильной системы, что осуществимо только при наличии Ислам¬ского Халифата. Поэтому эти и им подобные проблемы не разрешимы, иначе как Исламом, доктрина, мировоз¬зрение и системы которого основаны на том, что противоречит капи¬тализму. Ислам имеет совершенный комплексный проект, ожидающий возрождения в жизни людей, когда Аллах установит истину и сменит существующее положение на Ислам путем установления Исламского Государства. Капиталистическая система будет все больше раскачиваться, перевязывая свои раны и успокаивая боль, пока не пробьет час спасения, по дозволению Аллаха.
И поистине это легко для Аллаха! Аминь.
Амзаев Фазыл
доклад конференции "От гнета и несправедливости Капитализма к свету Ислама",
Крым, г. Симферополь,
19 июля, 2009 г.