Сейчас, на фоне происходящих политических изменений в мире, все чаще читаешь на просторах всемирной паутины статьи, рефераты и аналитические доклады, пестрящие терминологией: «экстремизм», «терроризм», «изменение конституционного строя насильственным путем, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства». Нам захотелось немного приоткрыть завесу и хоть чуть-чуть разобраться, что же имеется в виду.
Покопавшись в интернете, мы нашли, что в настоящий момент в украинском законодательстве не существует такого юридического понятия как «экстремизм». Наиболее очерченное понятие экстремизма существует в международных актах. Так, например, «Шанхайская Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» от 15 июня 2001 г. закрепляет, что экстремизм — какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них, и преследуемые в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством».
Для более ясного взгляда на украинское законодательство мы за разъяснением обратились к адвокату Эмилю Курбединову:
«На сегодняшний день уголовное законодательство Украины содержит ряд статей, касающихся терроризма и деятельности, направленной на насильственное свержение действующей власти. Эти статьи УК условно можно разделить на две группы. В состав первой группы входят преступления, близкие к общепринятому понятию экстремизма. Вторая группа — это преступления, связанные с террористической деятельностью.
В первую группу у нас попадают:
А) Действия, направленные на насильственное изменение или свержение конституционного строя или на захват государственной власти (ст. 109 УК).
Действия, совершенные с целью насильственного изменения или свержения конституционного строя или захват государственной власти, а также сговор с целью совершения таких действий.
Публичные призывы к насильственному изменению или свержению конституционного строя или к захвату государственной власти, а также распространение материалов с призывами к совершению таких действий.
Б) Посягательство на территориальную целостность и неприкосновенность Украины (ст. 110 УК).
Умышленные действия, совершенные с целью изменения границ территории или государственнойграницы Украины в нарушение порядка, установленного Конституцией Украины, а также публичные призывы или распространение материалов с призывами к совершению таких действий.
В) Государственная измена (ст. 111 УК).
Государственная измена, то есть деяние, умышленно совершенное гражданином Украины в ущерб суверенитету, территориальной целостности и неприкосновенности, обороноспособности, государственной, экономической или информационной безопасности Украины: переход на сторону врага в условиях военного положения или в период вооруженного конфликта, шпионаж, предоставление иностранному государству, иностранной организации или их представителям помощи в проведении подрывной деятельности против Украины.
Во вторую группу попадают:
А) Террористический акт (ст. 258).
Террористический акт, то есть применение оружия, совершение взрыва, поджога или иных действий, которые создавали опасность для жизни или здоровья человека или причинение значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, если такие действия совершены с целью нарушения общественной безопасности, устрашения населения, провокации военного конфликта, международного осложнения, или целью влияния на принятие решений или совершения или не совершения действий органами государственной власти или органами местного самоуправления, служебными лицами этих органов, объединениями граждан, юридическими лицами, или привлечение внимания общественности к определенным политическим, религиозных или другим взглядам виновного (террориста), а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.
Б) Вовлечение в совершение террористического акта (ст. 258-1 УК).
Вовлечение лица в совершение террористического акта или принуждение к совершению террористического акта с использованием обмана, шантажа, уязвимого состояния лица (зависимости — авт.), или с применением или угрозой применения насилия.
В) Публичные призывы к совершению террористического акта (ст. 258-2 УК).
Публичные призывы к совершению террористического акта, а также распространение, изготовление или хранение с целью распространения материалов с такими призывами.
Г) Создание террористической группы или террористической организации (ст. 258-3 УК).
Создание террористической группы или террористической организации, руководство такой группой или организацией или участие в ней, а также организационное или другое содействие созданию или деятельности террористической группы или террористической организации.
Д) Содействие совершению террористического акта (ст. 258-4 УК).
Вербовка, вооружение, обучение лица в целях совершения террористического акта, а равно использование лица с этой целью.
Е) Финансирование терроризма (ст. 258-5 УК).
Финансирование терроризма, то есть действия, совершенные с целью финансового или материального обеспечения отдельного террориста или террористической группы (организации), организации, подготовки или совершения террористического акта, вовлечения в совершение террористического акта, публичных призывов к совершению террористического акта, содействию совершения террористического акта, создания террористической группы (организации)».
Теперь, размышляем: для уголовного преследования возможна к использованию указанная первая группа преступлений, так как статьи этой группы позволяют преследовать людей за определенные действия без наступления каких-либо результатов от таких действий. Терроризм же предполагает наличие последствий — взрывы, поджоги, смерти людей и т.п.
Выходит, что обвинение в экстремизме наиболее легкий инструмент для преследования. Так было сделано в России, был принят закон, закрепляющий понятие «экстремизма», далее, признание некоторых групп экстремистскими и запрещение их деятельности и литературы.
Для обвинения в терроризме необходимо «найти», как минимум, взрывчатку и оружия, но и тогда следует доказать, что этот «арсенал» предназначался для террористического акта, а это непросто.
«Напрашивается вывод, — говорит адвокат, — единственной, более или менее результативной схемой борьбы с неугодными и выставления их в глазах общественности как экстремистов — это признание идеологии и мыслей группы, как направленных на насильственное изменение или свержение конституционного строя, или на захват государственной власти, или направленных на посягательство на территориальную целостность и неприкосновенность Украины, либо публичные призывы к совершению террористического акта. А как преследовать за мысли, как их предъявить и показать? Конечно признав издаваемую данной группой литературу как содержащую призывы к указанным выше действиям».
Получается, что насильно-то изменить конституционный строй — это уже революция. Есть интересная статистика, где говорится, что для успешности революции необходим фактор — поддержка от 1% жителей страны. Например, для Украины это огромная цифра, т.е. это более 400 тыс. человек. И этого мало, просто народная масса для революции недостаточна — необходима силовая составляющая, т.е. генералы, адмиралы — те личности, которые представляют собой достаточную действующую силу, и способные защитить революционные порывы (вспомним историю «Октябрьской революции»). Действительно, невозможно ювелирным молоточком (пистолетиком или несколькими патронами, или гранатами) пошатнуть великую скалу, даже влияние ветра и дождя (т.е. внутренние политические распри) на которую намного выше и ощутимее. Поэтому говорить, что кто-либо насильственно претендует на конституционный строй в Украине — наивно. Здесь возможен только единственный законный путь — референдум. Вот выдержки из конституции Украины:
Статья 5. … Право определять и изменять конституционный строй в Украине принадлежит исключительно народу и не может быть узурпировано государством, его органами или должностными лицами. Никто не может узурпировать государственную власть.
Статья 8. В Украине признается и действует принцип верховенства права. Конституция Украины имеет высшую юридическую силу…
Статья 69. Народное волеизъявление осуществляется через выборы, референдум и прочие формы непосредственной демократии.
Отсюда можно сделать небезосновательное умозаключение: на территории Украины не существует сил, способных и достаточных, чтобы претендовать на насильственное изменение конституционного строя страны. Да и зачем? Вышеназванные статьи Конституции достаточны, а все эти призывы к присоединению в ЕС, возврату в СССР, нахождение в СНГ или в «торговом союзе» — не более чем политические маневры существующих официальных политических сил в борьбе за электорат.
Проецируя вышесказанное на все публичные высказывания и заявления активных представителей мусульман в Украине, делаем вывод, что мусульмане никак не призывают к насильственному изменению конституционного строя, а уж тем более к захвату власти. Отсутствуют призывы к революции и к насилию. Ну, а кто, в каком общественно-политическом строе видит идеальную справедливость — это уже вопрос свободы выражения мнения. Ведь в Украине принято, что:
Статья 15. Общественная жизнь в Украине основывается на принципах политического, экономического и идеологического многообразия.
Ни одна идеология не может признаваться государством как обязательная.
Цензура запрещена.
Государство гарантирует свободу политической деятельности, не запрещенной Конституцией и законами Украины.
Мы наблюдаем, что в мире есть опыт навешивания ярлыков для оправдания своей внешнеполитической деятельности, как например, ресурсные войны или получение влияния. Или же это политика отвлечения своего народа от внутренних проблем на борьбу с инакомыслием и оппозицией, создав образ некоего «пугала», бед от которого никто не видел, но рассказывают, что выглядит ужасно.
Принятие же к изучению и обсуждению альтернативных взглядов на решение существующих проблем, как внутригосударственного, так и мирового уровня — и есть залог успеха и результативности. Хотелось бы, чтобы существующее положение находилось в конструктивном поле, т.к. будущее этих территорий — наше будущее и будущее наших детей, наверное, волнует каждого, кто проживает здесь.
Экстремизм — какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них, и преследуемые в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством.
Ислямов Э.И. специально для газеты «Возрождение»