После вознесения Исы (а.с.), апостолы его принесли христианство в Европу. Общины были еврейскими, но распространилось учение и среди не евреев. Известно, что Римская Империя с ее языческой религией стояла на грани распада. Смена официальной религии, при распространении в низших и средних слоях христианства, стала спасением для Римской Империи. Чуть позже протестантизм создал конфликтность в Европе против католической церкви и на этой волне прокатились буржуазные революции с установлением секуляристской системы...
Сегодня Европа задумала приспособить Ислам, сохранить свое величие и достоинство под видом евроислама. При этом она пытается подчинить Ислам своим страстям, как когда то христианство.
Евроислам — осовремененный термин двадцатого столетия. Еще в 90-х годах, прошлого столетия немецкий политолог Бассим Тиби ввел термин «евроислам», то есть сочетание исламских принципов с современной европейской культурой и ценностями. Он появился после того, как европейские метрополии открыли дорогу в Европу большому числу людского ресурса из своих колоний, особенно из мусульманских регионов, для решения экономических проблем. Европа рассчитывала на скорейшую ассимиляцию и принятие иммигрантами секуляризма, как не противоречащую Исламу идею.
Однако сегодня Европа столкнулась с ощущением того, что она сама стала поддаваться влиянию Ислама. О чем свидетельствует увеличивающееся число коренных европейцев принявших Ислам. Реакция на это ощущение была панической, как, например, недавняя череда заявлений политиков высшего ранга о крахе идеи мулькультурализма.
Панику можно понять, как проявление слабости человеческой натуры в ответ на активное идеологическое наступление Ислама в виде многолюдных молитв на улицах, строительства минаретов, раздачи Коранов на местных языках и протестных акций против военных действий в странах Востока современных неоколониалистов. Но всё же сегодня можно наблюдать и прагматичные подходы западных стратегов во внедрении в сознание мусульман искаженных представлений об Исламе, акцентируя внимание на «радикалах» как человеконенавистниках и «умеренных», якобы впитавших в себя миролюбие Ислама и соответствующих современным реалиям. При этом «умеренным» приписывают соответствие некоему «традиционному» верованию, сосуществовавшему в Европе долгое время с другими религиями и сформировавшему высокий уровень институционализации1, приводя в пример Ислам, который долгое время практиковался в Боснии и Герцеговине в секулярном обществе и в секулярном государстве.
В качестве модели предлагается вариант института Ислама, созданного во времена Австро-Венгерской империи и структурированного по примеру христианских церквей: была введена должность верховного муфтия, лидера боснийских мусульман, по примеру лидера церкви, в то время как в Исламе иерархия духовных лидеров полностью отсутствует, также как и понятие духовенства в целом.
Предложенный вариант озвучила д-р Армин Омерика, исламовед из Университета Бохума в Западной Германии на встрече специалистов в Штутгарте (Deutsche welle. 2011).
Ее визави в той дискуссии Керем Октем из Оксфордского европейского научного центра считает: «Основная проблема заключается в том, что бытует мнение о том, что Ислам — это что-то внешнее, что-то другое, что-то неевропейское, и поэтому возникают идеи об «одомашнивании» этой религии, европеизации или национализации».
Октем посчитал, что Ислам гармонично существует в Европе много веков. Босния — это не единственный пример. Есть также Турция, Албания, Болгария. К тому же существуют татары, которые живут в Польше уже более 600 лет. В Европе проживают турки, алжирцы, албанцы, боснийцы, пакистанцы, иранцы, мусульмане Польши, и все они говорят на разных языках, имеют различные религиозные и культурные традиции. «Возможно ли теоретически найти модель для таких разнообразных задач?» задается вопросом Октем. «Даже теоретически, я бы сказал нет. Слишком большое разнообразие. И с этим разнообразием надо что-то решать».
«Нам нужен Ислам с определенными европейскими характеристиками: демократия, права человека, свобода вероисповедания. Для этого необходим процесс реинтерпретации Корана, и потребуется новая концепция экзегетики2 исламского священного писания, — высказал мнение д-р Адам Вас, исламовед из Люблинского католического университета. — И это проблема, решению которой как раз могут поспособствовать мусульмане, проживающие в Европе уже многие века».
Таким образом, становится ясным, что именно желает видеть Европа в своей интерпретации Ислама.
Здесь же следует указать на недавнее интервью на Радио Свобода аналитика американского Института мировой политики, специалиста по этническим вопросам в бывшем Советском Союзе Пола А. Гобла.
В интервью он сказал об образовании в 19 веке крымскими и казанскими татарами центров умеренного Ислама, которые произвели модель сочетания европейских и исламских ценностей, имея в виду «джадидизм». Он охарактеризовал это давней традицией того, что стали называть евроисламом. Указывая на снижение роли христианства в европейской цивилизации, он предположил, что в будущем эти две идентичности будет еще проще соединить. На западе немногие ученые, по его словам, изучали этот вопрос, но сегодня этот опыт привлекает еще большее внимание потому, что «...исламской европейскостью и европейским Исламом в будущем будут интересоваться больше».
Собственно, если говорить о «давней традиции» евроислама казанских и крымских татар, то непременно надо вспомнить о походах Ивана Грозного на Казань с его жесточайшим истреблением местных мусульман и дальнейшей их христианизацией. Непременно надо вспомнить об аннексии Крыма императрицей Екатериной и свидетельствах об огромном желании оной поголовного истребления крымских мусульман, но удержавшейся от этого.
Вспомнить о том, как создавались магометанские правления с иерархиями подобным тем, что создавались в Австро-Венгрии. О том, как приходили в просвещенческий упадок находящиеся под гнетом Российской империи мусульманские народы. И как под влиянием Европы в то время появлялись просветители, желавшие их возрождения. И как пришли большевики и уничтожили даже то, что осталось. Как вводилась латиница. Затем кириллица. И долгие годы атеистического просвещения. Не забывая о том, что за все это время уничтожался генофонд.
Именно таким образом формировался «традиционный» евроислам мусульман постсоветского пространства. При этом гнет и сегодня не прекращается! Репрессии мусульман в современной России не менее жестоки, чем при царизме и большевизме. Навязывание «традиционного» евроислама циничное и наглое. Не говоря о тех, желанных для европейцев, интерпретациях Корана, восстание против которых грозит долгим сроком заключения в тюрьме.
Таким образом, для нас стали очевидными попытки Запада подчинить Ислам своим страстям. Как он, скрывая подробности, полемизирует о «традиционном» миролюбии европейского Ислама. Еще более очевидным является, увеличивающееся с каждым годом, доминирование Ислама в Европе. И если Европа не подчинит Ислам себе, то Ислам подчинит себе Европу, как когда-то распространение христианства сулило неминуемую гибель Римской Империи. И ни чего с этим она не может поделать, кроме как облачить секуляризм в исламские одежды, как когда-то римляне поменяли язычество на христианство. Но всем этим потугам преграда одна, Всевышний Аллах говорит:
إِنَّا نَحْنُ نَزَّلْنَا الذِّكْرَ وَإِنَّا لَهُ لَحَافِظُونَ ٩
«Воистину, Мы ниспослали Напоминание [Коран], и Мы оберегаем его» (сура 15. Аль Хиджр, аят 9).
Энвер Кадыров