إِنَّ هَذِهِ أُمَّتُكُمْ أُمَّةً وَاحِدَةً وَأَنَا رَبُّكُمْ فَاعْبُدُونِ
«Воистину, эта ваша умма – Умма единая. Я же – ваш Господь. Поклоняйтесь же Мне!» (21:92).
В виду того, что под словом «Умма» Всевышний Аллах подразумевает в Благородном Коране исламскую общину, мы обратились к аятам Корана, ко всем достоверным сборникам хадисов, толковым словарям арабского языка и самым главным книгам «Тавсира», чтобы осознать реальность Уммы и её составные. Однако мы не встретили в них ни такого выражения, как «патриотические постулаты», ни значения, ни смысла, ни указания или даже источника этого выражения. Этот термин абсолютно не существует в исламских книгах. Ни в Коране, ни в хадисах, ни в изречениях сподвижников, ни в трудах больших ученых исламской. Поэтому нам следует обратиться к языковым корням значения этого выражения и решению исламского законодательства в отношении него.
Лексическое значение слова «ватан» (родина) и выражения «ватания» (патриотизм).
В арабском языке «патриотизм» обозначается словом «аль-ватания», которое является производным от слова «аль-ватан».
В толковом словаре «аль-Камус аль-Мухит» приводится:
«Языковое значение слова «аль-ватан» – это место проживания. Для человека – жилье, для животных – загон. Во множественном числе «аль-автан». В форме глагола «автана» означает поселиться либо в селе, либо в городе (т.е. в населенном пункте). Поэтому село или город пригодно быть родиной (ватан)».
Если подойти к значению слова родина (ватан) в более широком смысле – это село или город, т.е. населенный пункт, в котором проживает человек. Что касается других городов и сел, то для человека все они одинаковы в равной степени. Нет разницы между городами и селами, расположенными в масштабах его района, области или государства, и другими населенными пунктами, расположенными заграницей. Все они одинаковы с точки зрения того, что он не проживает в них.
Ватан – это любое место, в котором остановился для проживания человек для выполнения какого-то дела, независимо от того, является ли его проживание постоянным или временным.
До разрушения государства Халифат мусульмане не придавали этому слову никакого иного значения, кроме лексического, которое означало место жительства, место пребывания и место кочевания во время поездки.
Слово «ватан» в Коране и Сунне
1 - В Благородном Коране Всевышний Аллах использует производное от слова «ватан» выражение «аль-мавтин» (места) в его лексическом значении, т.е. места сражения и пребывания:
لَقَدْ نَصَرَكُمُ اللَّهُ فِي مَوَاطِنَ كَثِيرَةٍ
«Аллах одарил вас победой во многих местах» (09:27)
2 - Что касается Сунны, то и в хадисах это слово употребляется в его лексическом значении.
В хадисах говорится, что «одной из особенностей Посланника Аллаха (с.а.с.) было то, что он собирал для себя совет из известных лиц в каждой местности (употребляется слово «ватан»), в которой он поселялся».
Посланник Аллаха (с.а.с.) после переселения в Медину, стал считать себя ее жителем и считал себя путником в Мекке. Откуда тогда мы взяли понятие «патриотизм» (отечество) и принадлежность к родине, если он не считал Мекку своей родиной после того, как переселился на постоянное место жительство в Медину?!
История появления термина «патриотизм».
Термин «патриотизм» (ватания) появился в европейском обществе вследствие важных идейных и политических перемен, приведших к переустройству европейских сообществ. Говоря вкратце, понятие родина в смысле страна, объединяющая массу людей, согласившихся с верховенством родины и подчинением правителю со всеми вытекающими из этого правительственными аппаратами, появилось после того, как политики и философы поставили перед собой задачу свержения церкви и пресечения её вмешательства в общественную жизнь в европейских сообществах. Именно тогда мыслители начали призывать к необходимости установления новых основ для объединения граждан вместо религиозной основы. Они начали призывать к объединению на основе верности к родине-государству, вместо верности церкви. Это стало самым ярким идейным и политическим преобразованием, случившимся в европейском сообществе.
«Впервые выражение родина (ватан) пришло на исламские земли посредством одного служащего «аль-Азхара» по имени Рифаат ат-Тахтавий, который был одурманен и очарован Францией и французской культурой во время своего проживания там с 1826-1832гг. По возращению в Египет он начал воспевать о французской культуре и её красоте, а также начал бормотать о «патриотизме». Возможно, вначале он побаивался открыто говорить об этом. Так или иначе, в действительности, он посеял семя идеи, которую приняли пришедшие после него, одурманенные западной культурой, люди и начали поливать ее и ухаживать за ней. Одними из них стали христиане Шама, которые считали, что посредством пропаганды идеи национализма и патриотизма им удастся освободиться от исламского правления». «Ислам и западная культура», Доктор Мухаммад Хусейн.
На самом деле пропагандисты идеи патриотизма («ватания») считают родиной определенную политическую структуру, на которой строится государство с вычерченными на карте границами, невзирая на то, кто является автором этих границ. Они громогласно заявляют о сирийском патриотизме, иракском, египетском и так далее. Посредством этой идеи им удалось закрепить те политические структуры, которые установил безбожный колонизатор в мусульманских странах после того, как раздробил их на ничтожные мини-государства – Ливан, Ирак, Иордания, Палестина, Сирия, Египет и так далее.
Таким образом, идея патриотизма смогла закрепить разобщенность исламской Уммы, сделать так, чтобы жители каждой страны не интересовались тем, что происходит в соседних мусульманских странах. Реки крови текут в землях Шама, равно как в Палестине, так и в Сирии. Но никто из военнослужащих египетской, иорданской, саудовской или турецкой армии не пошевельнёт и пальцем, ибо это не его родина.
Следовательно патриотизм стал связью, объединяющей людей, которые живут внутри границ одного из этих государств, и отделяющей их от остальных людей, которые проживают за этими границами. Так ливанец оказывается привязанным только к ливанцу, а египтянин только к египтянину. И смысл всего этого заключается в том, чтобы разделить исламскую общину, сделать многочисленными их интересы, не дать им работать над одной проблемой – проблемой всей исламской Уммы.
Следует отметить, что любовь к родине – это одно, а патриотизм – другое. Любовь к родине является естественным инстинктивным чувством человека, потому что сердце человека привязывается к тому месту, где он вырос и привык к нему, оставив приятные ностальгические воспоминания о нем. Поэтому человек тоскует по дому, в котором провел свое детство. Он любит село, город или тот квартал, в котором он вырос или провел большой отрезок времени из своей жизни. Однако эта инстинктивная любовь не выходит за пределы села, города или региона, в котором жил человек. Подобное чувство есть и у животного. Что же касается патриотизма, который активно пропагандируют сейчас, то это понятие разработано для того, что объединять жителей одного государства и отделять их от остальных братьев в других странах исламского мира.
Разве прослеживается понятие патриотизма в следующих словах Посланника Аллаха (с.а.с.): «В своей любви, милосердии и сочувствии друг к другу верующие подобны единому телу: когда один из его органов поражает болезнь, то и всё тело отзывается на это бессонницей и жаром» (Бухари и Муслим)?
Взгляд Ислама на патриотизм и патриотические чувства у мусульман.
Поборники патриотизма обосновывают свое мнение сообщением о том, что при выходе из Мекки Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Ты – самый любимый город Аллаха для меня. Если бы многобожники не выдворили бы меня, я бы не покидал тебя».
Но ведь Посланник Аллаха (с.а.с.) любил Мекку не из-за того, что она была его родиной. Напротив, он любил её из-за того, что она была заповедным городом, хранящим достопочтимую Каабу. Это отчетливо понимается из того же хадиса, который они, в основном, приводят частично, не упоминая все слова Посланника Аллаха (с.а.с.). От ибн Абу Хатим от ибн Аббаса (р.а.) передается, что Пророк (с.а.с.) при выходе из Мекки, идя в пещеру, повернулся лицом к Мекке и сказал: «Ты – самый любимый город Аллаха для Аллаха. И ты самый любимый город Аллаха для меня. Если бы многобожники не выдворили бы меня, я бы не покидал тебя». Следовательно, Посланник Аллаха (с.а.с.) любил Мекку из-за того, что она является самым любимым городом для Всевышнего Аллаха. Помимо этого, Посланник Аллах (с.а.с.) не держался за землю своей родины – Мекки, из которой его выдворили без права. Также поступили и благородные сподвижники. Ведь он мог переселиться и жить там после покорения Мекки. Однако, несмотря на это, он вернулся в Медину – столицу Исламского государства, и провел оставшиеся дни своей жизни там. Как и не завещал мусульманам придать его невинное тело в землю своей родины – Достопочтимой Мекке.
Также поступали и благородные сподвижники (р.а.). Шахиды Бадра и Ухуда были похоронены на кладбище «Бакъи» в Медине, Абу Убайда – в Гоор (Иордания), Абу Айюб аль-Ансарий – у стен Константинополя (Турция), Халид ибн аль-Валид – в Хомсе (Сирия), благородные хранители Корана (хафизы) из числа сподвижников – на землях Индии и побережьях Каспийского моря в ходе исламских завоеваний. Ни от Посланника Аллаха (с.а.с.), ни от сподвижников (р.а.), не исходило никакого указания на патриотизм или тоску по каким-то городам. Напротив, их главной заботой и судьбоносной проблемой было возвышение слова Аллаха, продвижение Ислама и спасение людей от мрака к свету.
Также они аргументируют свою позицию тем, что Ислам приказал защищать родину, считая это джихадом на пути Аллаха.
В этих словах прослеживается подмена понятия и умышленное введение в заблуждение. Ислам приказывает защищать не родину, а скорее, все исламские страны, несмотря на то, являются ли они родиной муджахидов или других, помимо них. На основании этого обязательным является ведения джихада за освобождение Палестины от сионистского государства, на освобождение Андалузии от европейцев, а также защиты Боснии, Герцеговины, Чечни и Кашмира. Защита мусульман Сирии возлагается не только на жителей этой страны, когда они в одиночестве не могут отразить атаку противника. Напротив, это возлагается на всех мусульман, которые проживают рядом, и так далее, пока не осуществится эта обязанность.
Также если исходить из соображений патриотизма, мусульманин, который живет не в мусульманской стране, как, например, в Австралии или Америке, должен, якобы, защищать эту страну, если она вступит в войну с другим государством. А ведь по Исламу это запрещено, ибо это не война на пути Аллаха, о которой Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Кто будет сражаться под знаменем слепой преданности племени, призывать к этой слепой преданности или поддерживать эту слепую преданность, то его смерть будет джахилийской».
Более того, Ислам расценил патриотизм как проявление зловонных притязаний невежества (призывов джахилии).
«(Как-то раз, когда) мы вместе с Пророком (с.а.с.), принимали участие в одном из военных походов (Бану Мусталикъ), около него собралось много мухаджиров. Среди них был один человек, который в шутку ударил какого-то ансара пониже спины. Этот ансар не на шутку рассердился, (и дело кончилось тем, что) они стали призывать (на помощь других). Ансар закричал: «(На помощь) о, ансары!», — а мухаджир закричал: «(На помощь) о мухаджиры!» (Тогда из своего шатра) вышел Пророк (с.а.с.) и сказал: «Почему (они произносят) слова времен джахилии?» — после чего спросил: «Что с ними случилось?» — и ему рассказали о том, как мухаджир ударил ансара. Тогда Пророк (с.а.с.) сказал: «Прекратите (говорить такие слова), ибо, поистине, они зловонны (отвратительны)!»
Смотрите, как Посланник Аллаха (с.а.с.) расценил деление на основе того, что этот из Медины, а тот из Мекки, и обращение за помощью к своему народу одного и другого. Он назвал эти притязания – зловонными (отвратительными) и приказал отречься от них.
В сборниках хадисов Абу Давуда приводится, что Пророк (с.а.с.) сказал: «Кто провозглашает слепую преданность племени – тот не из нас; кто, борется во имя слепой преданности племени — тот не нас; и кто умирает во имя слепой преданности племени – тот не из нас».
Патриотизм усиливает разделение исламской Уммы и лишает её единства. Другими словами патриотизм способствует превращению единой общины в многочисленные и разрозненные ничтожные подобия государств. И для того, чтобы мусульманину из одной страны поехать в другую, необходимы специальные документы и визы, будто он чужеземец на территориях Ислама.
Да уничтожит Аллах патриотизм, который разобщил единую исламскую Умму! Да разрушит Аллах эти постулаты (принципы), которые усиливают разобщенность исламской Уммы, ослабляют и унижают её!
С падением патриотизма, как противоречащей Исламу идеи, падут все его принципы, и останется только Ислам, над которым ничто и никто не возвысится, поскольку только исламские принципы вытекают из законов шариата.
Всевышний Аллах говорит:
قُلْ هَلْ مِنْ شُرَكَائِكُمْ مَنْ يَهْدِي إِلَى الْحَقِّ قُلِ اللَّهُ يَهْدِي لِلْحَقِّ أَفَمَنْ يَهْدِي إِلَى الْحَقِّ أَحَقُّ أَنْ يُتَّبَعَ أَمْ مَنْ لا يَهِدِّي إِلا أَنْ يُهْدَى فَمَا لَكُمْ كَيْفَ تَحْكُمُونَ
«Спроси: «Есть ли среди ваших сотоварищей такой, который указывает путь к истине?» Скажи: «Аллах указывает путь к истине. Кто более достоин того, чтобы за ним следовали: тот, кто сам указывает путь к истине, или же тот, кто не может найти верного пути, пока ему не укажут на него? Что с вами? Как вы судите?» (10:35).
Хишам аль-Баба Глава информационного отдела Хизб-ут-Тахрир в Сирии