На одной из телепередач одним из лидеров Милли Меджлиса Рефатом Чубаровым была высказана мысль о том, что в Милли Меджлисе не приветствуется деятельность партии, в основу которой положена вера, будь-то христианская или исламская. Рефат Абдурахманович высказал мнение о том, что достижение тех ценностей, которые исповедуют верующие «допустимы только с использованием методов политической деятельности, в основе которых лежат свобода человека, принципы демократии».
При этом свое мнение он мотивировал недопустимостью сосуществования партий, якобы, отвергающих другие учения и признающих ценности только своего учения. «Мы, действуя сами так в отношении своей веры, должны за людьми признавать их право также действовать. Но при этом мы должны понимать, что мы с ними должны договориться об общих правилах проживания на этой территории. Соответственно здесь мы должны говорить о тех нормах, которые нами называются нормами демократии…
…Мы не поддерживаем деятельность политической партии в деятельности, которой отвергаются нормы демократии и политической свободы. Иначе мы тогда должны признать то, что любой, который отвергает наши свободы, в том числе свободу веры, свободу наших исповеданий, они действуют правильно согласно своим убеждениям. Такого быть не может в многонациональном обществе».
Данное высказывание не отражает действительность партии, о которой шла речь в этой передаче. С этой мыслью можно согласиться в констатации факта того, что люди, так или иначе, исходя изсвоего уровня мышления, ставят в основу образования политической или другой иной группы некоторую идентичность. Будь-то этническую, религиозную или какую-либо другую. Однако в другой части высказывания таится неприемлемая для мусульман установка, которая чревата потерей исламской идентичности и усиления ассимиляционных процессов. Дабы уберечься от этой напасти, следует иметь четкое представление об Исламе — о его всеобъемлющей идее и системы, истекающей из нее.
К великому сожалению, мы получили в результате атеистического просвещения обобщающие представления о религиях, которые имеет или когда-либо имелочеловечество. Эти обобщающие представления, в том числе и об Исламе, складывались в угоду господствующей атеистической идеологии, уводя от истинного понимания того, что на самом деле представляет собой Ислам.
Конечно, если мы будем говорить об Исламе с такой крайне упрощенной позиции, то у каждого человека может сложиться впечатление, что если партия берет в основу Ислам, то остальное, в случае достижения цели данной партии не будет иметь права на существование. Будет подлежать, тотальному истреблению или, на худой конец, порабощению. Следует отметить, что такое представление об Исламе не исключительно в данном высказывании. Оно господствует у большинства крымских татар, да и не только у них. Так думает почти весь мир, находящийся сегодня под влиянием западного просвещения. Просвещения, заполняющего сознание людей искажениями об Исламе посредствам своих СМИ.
И все же, следует отойти от таких искаженных представлений, дабы у мусульман сложилось верное, кристаллизованное понимание Ислама как идеологии, решающей все проблемы человека. Не зависимо от его мировоззрения или этнической принадлежности.
Да, действительно, Ислам — не просто религия, описанная в книгах научного атеизма, а совершенная идеология, ниспосланная от Создателя Вселенной, Человека и Жизни. Именно незнание Ислама как идеологии, заставляет сегодня мусульман полагать, что не существует иного правила, при котором могут сосуществовать различные мировоззрения. Но то, о чем Рефат Абдурахманович говорит, как о «необходимости договориться об общих правилах проживания», Ислам наглядно демонстрировал на протяжении 14 веков в претворении исламской системы, под защитой которой находились народы разных убеждений.
Однажды Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) увидел старика, просящего милостыню. Он подошел к томустарику, схватил за руку и спросил: « К кому из людей писания ты относишься?». Старик ответил: «Я — иудей». Умар спросил: «Как ты стал нищенствовать?». Он ответил: «Я вынужден платить джизью, я очень стар и беден». Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) взял его за руку, повел к себе домой, дал денег и отправился вместе с ним к казначею. И сказал ему (казначею): «Несправедливо с нашей стороны заставлять платить джизью, когда они молоды, а затем оставлять их в старости. Я хочу, чтобы ты отменил джизью для всех, кто пребывает в подобной ситуации. Я хочу, чтобы ты перестал требовать джизью от таких нуждающихся, как этот человек. И я хочу, чтобы ты выплатил им пенсию из средств государственной казны (байт-уль-мал)».
Умар ибн аль-Хаттаб обошелся так с этим человеком не из-за влиятельности евреев в Медине. Он поступил так не для того, чтобы евреи отдали за него свои голоса. Он не поступил так в связи с политической обстановкой. Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) поступил так из-за своего чувства ответственности, из-за своей справедливости, и именно так мусульмане должны относиться к своим подданным, не зависимо от их вероисповедания. И с того времени людям писания выплачивались пенсии в старости.
Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) подписывал соглашения с христианами Священной земли и с христианами Египта. К примеру, он обещал защитить их церкви и имущество. Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Мы обязались позволить им (христианам) свободно поклоняться в своих церквях, и говорить там то, что они пожелают. Даже если это слова куфра (неверия)».
Мусульмане не принуждали людей писания платить больше, чем они в состоянии заплатить, и если враги хотели причинить им вред, мусульмане обязывались вместе сражаться и защищать их. Людям писания позволено было самим назначать судей и вершить правосудие согласно их собственному законодательству, за исключением тех случаев, когда они сами желали обратиться в мусульманский суд. Но если они не хотели этого, мусульмане не причинили им никакого вреда.
Таких прав, которые были у немусульман в Исламском Халифате, у нас нет даже сегодня в 21 веке. В западных демократиях меньшинство принуждают принять правила большинства — такова суть демократии. При том, что в Халифате у религиозного меньшинства есть право на собственную правовую систему и право свободного выбора в какой суд им обращаться, мусульманский или собственный, и правила большинства им не навязываются. А когда говорят, будто у нас «свобода вероисповедания», какие именно свободы имеются в виду? Нас принуждают принять не исламскую правовую систему. В то время как в мусульманском мире права христиан, были ли они большинством или меньшинством в обществе, защищались, даже если речь шла об одном человеке.
Ислам всегда был в согласии с религиозными меньшинствами так, что они могли не только сохраняться, но и процветать. Арабы — христиане процветали в Сирии, Иордании, Египте, Палестине, Ираке, и поэтому они до сих пор существуют. Если бы Халиф захотел их уничтожить, то мог бы с легкостью это сделать. У христиан и иудеев не было силы сопротивляться воле Халифа, но всё же они процветали. Они процветали в Испании, и евреи, на самом деле, убегали с земель христиан и искали убежище у мусульман. Они бежали от деспотичной Европы, от гнета римлян и искали убежище в Испании. А когда Испания оказалась в руках католиков, они покинули ее и отправились в Стамбул. Чтобы находится под присмотром Халифа из Бану Осман, они предпочли быть в Халифате. Таким прибежищем для иноверцев был и Крым в период расцвета Крымского ханства.
Аль-Газали говорит, что такие религиозные свободы, которые предоставлял Ислам, никогда больше не имели место ни в одной из частей света. И далее он озвучивает одну очень важную мысль, говоря, что ни одна религия, обладая полнотой власти, не давала другим право на существование, за исключением Ислама.
Всевышний Аллах сказал:
وَمِنْ ءَايَاتِهِ خَلْقُ السَّمَوَاتِ وَالْأَرْضِ وَاخْتِلَافُ أَلْسِنَتِكُمْ وَأَلْوَانِكُمْ
«Из Его знамений — творение небес и земли, различие ваших языков и цветов» (30:22).
Всевышний Аллах сказал:
يَاأَيُّهَا النَّاسُ إِنَّا خَلَقْنَاكُمْ مِنْ ذَكَرٍ وَأُنْثَى وَجَعَلْنَاكُمْ شُعُوبًا وَقَبَائِلَ لِتَعَارَفُوا إِنَّ أَكْرَمَكُمْ عِنْدَ اللَّهِ أَتْقَاكُمْ
«О люди! Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга. Ведь самый почитаемый из вас пред Аллахом — наиболее богобоязненный» (49:13).
Таково исламское наследие, которое сегодня скрыто от нас посредством латинизации, кириллизации и уничтожения носителей подлинной исламской идентичности в прошлом. Из-за утерянного идейного богатства сегодня можно слышать различные мнения о противоречивости Ислама современному положению дел. Однако природа человека неизменна со времен сотворения человека. Он, как и в прошлом, ест, спит, размножается, работает и т.д. Все его нужды остались неизменными, только изменились формы цивилизации вокруг. Поэтому Ислам, как и в прошлом, так и будущем остается способным решать проблемы всего человечества, пусть даже сегодня существуют демократические или коммунистические воззрения. И уместно спросить, чем эти убеждения отличаются от веры.
Вопрос не заключается в наличии или отсутствии различий, в существовании большой или малой численности людей. Он заключается в справедливости по отношению ко всем, в предоставлении им всех их прав в одинаковой форме, в отсутствии господства большой группы над малой, а также в том, чтобы это большинство не издавало законы согласно своим интересам и желаниям. Поэтому Ислам не проводит различий между людьми. Какие бы языковые и религиозные различия у них не были, какие бы у них не были обычаи и традиции, все они равны в правах, равны перед судом, перед государством и равны вместе с другими людьми, с которыми они живут в одном обществе. Нет многочисленного большинства, которое бы издавало законы согласно своим интересам и желаниям, господствовало над малочисленными группами людей и правило над ними по своим законам.
Когда-то мусульмане потеряли понимание метода претворения Ислама в жизнь, коим является Исламское государство — из-за философских споров о сокровенном или желания властвовать. Но сегодня после продолжительного времени испытаний и лишений мусульмане имеют кристально чистое понимание Ислама как идеологии. С его справедливой судебной, экономической, социальной исламской системой, ниспосланной от Создателя Миров, Всемогущего Аллаха Субханаху ва Тааля.
Хвала Аллаху, Господу Миров!
Энвер Кадыров