На Крымский полуостров испокон веков смотрели как на лакомый кусочек. Система неверия, работавшая над процессом распада Халифата, не оставила в стороне и крымскотатарский народ. Еще царская Россия, пытаясь отделить Крым от Исламского государства, желала искоренить Ислам из жизни крымских мусульман и растворить их среди неверных.
Захватив в 1783 г. Крым, она надеялась, что процесс ассимиляции ускорится и вскоре в сердцах крымских татар перестанет биться вера в Аллаха. Но не тут-то было. Мусульмане сохранили свою религию и следовали законам Всевышнего. Тогда безбожники и решились на следующий этап в своей политике — изгнание на чужбину.
Они пытались отнять у нас все… наши дома, наше хозяйство, наши земли, наше имущество… Но они не смогли забрать самого главного — нашу веру в Аллаха, нашу религию, прочно укрепившуюся в наших сердцах. Не успевая собрать самого необходимого в дорогу, под торопливые крики советских солдат, наши дедушки и бабушки в первую очередь брали с собой Коран. С молоком матери они впитали важность и особенность этой Книги. И с прибытием на чужбину, они верили, надеялись и ждали того, что Аллах им поможет, и они вскоре вернутся в свои родные дома.
«Горькое» прошлое…
Тем, кому удалось выжить в такой ужасной обстановке, было очень тяжело «подняться на ноги». И поначалу, напичканные искаженной информацией местные жители считали крымских татар врагами и относились к ним соответственно. Благом для многих было то, что они попали в мусульманскую среду, и это, отчасти, было для них поддержкой в те тяжелые времена.
Они выжили, окрепли и начали свою борьбу за возвращение в Крым. Несмотря на все козни, которые строила против них советская власть, бесчеловечные условия, в которых они вынужденно оказались, они сохранили свою самобытность, свою культуру, обычаи и традиции, они не потеряли свой язык и не смешались с местным населением.
И когда активисты национального движения наконец-то добились подписания Верховным Советом СССР декларации «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав» 14 ноября 1989 г., многие крымские татары бросили дома, в которых успели до этого времени обустроиться, и поспешили в родные края.
Вернувшись на родную землю, крымские татары коренным образом отличались от местного населения. Крымских татар лишили их прав, домов, их земли и им пришлось добиваться этого заново, борясь за выживание.
В те тяжелые времена наш народ держался друг за друга, помогал при необходимости друг другу и был как единое целое. Фактически не имея домов, никаких удобств, помня, что мы мусульмане, старались жить по законам Ислама. Помню еще с детства, родители обучали нас коротким сурам из Корана, всей семьей мы держали пост в месяц Рамадан. И это было нормально, этого никто не стыдился…нас воспитывали мусульманами и мы этим гордились. Молодежь отличалась воспитанностью, скромностью, уважением к старшим. Да и местные жители, относящиеся к нашему народу поначалу враждебно, увидели хорошее отношение с нашей стороны и изменили свое мнение. Высокая нравственность, религиозность, уважение к другим…вот чем отличались от других крымские татары по возвращению из чужбины. А сейчас? Что мы наблюдаем сегодня?
Печальное настоящее…
Наверное, каждый замечает изменения в нашем народе. И изменились, к сожалению, не только молодые. Становится обидно и страшно за наше будущее, когда слышишь, как бабушки и дедушки интересуются у своих внуков как у них дела с их парнями/девушками, когда на дуа обсуждают последние сплетни. Или когда родители покупают дочке мини-юбку или говорят сыну, что он может пить, курить, гулять лишь бы не начинал читать намаз и не становился соблюдающим мусульманином.
Наверно каждый слышал высказывание о том, что раньше крымские татарочки отличались своей скромностью, красотой, воспитанностью. Сейчас они «переплюнули» кого только можно было, и одеваются похлеще западных модниц.
Что же произошло с нашим народом?! Почему он так испортился? Почему мы завидуем друг другу, когда у другого появляется что-то лучшее? Почему мы перестали друг другу помогать, наоборот пытаемся насолить, «ставим палки в колеса»? Почему из-за материальной выгоды готовы предать брата? Почему наши родители оказываются в домах престарелых? Куда делась наша нравственность? Где наше воспитание и уважение? Куда пропали скромные татарочки? Нас не смогла разъединить даже депортация и в местах высылки мы крепко держались друг друга. Почему мы сейчас отворачиваемся друг от друга? Почему появились татарские дискотеки? И почему мы пытаемся перенять культуру, традиции, праздники и нравы, чуждые нашему народу?
Одним словом весь этот процесс называется ассимиляцией. И с каждым годом все больше и больше видны ее последствия. Еще после завоевания Крыма Россией была поставлена цель — растворить, интегрировать в немусульманское общество мусульманский народ. Тогда этот процесс не был так заметен. Потому что большинство людей жили с Исламом в сердце. Они верили в Аллаха, боялись Его и исполняли Его законы.
В 1888 г. В Москве в сборнике докладов научной конференции «Проблемы русификации малых народов России» с горечью констатировали: «Крымские татары — такой вредный народ, что даже переезжая в единоверную Турцию, они не ассимилируются, сохраняют язык и навязывают свою культуру туркам». После революции национальные обычаи и традиции были заменены на советские с расчетом на полное стирание национальных особенностей. Началось интенсивное навязывание общих для всех советских обычаев и традиций с учетом политики атеизма. Также с целью скорейшей ассимиляции Берия издал указ обучать переселенцев в русских школах. Но он не учел, что большинство крымских татар попали в среду родных им по вере мусульман. Наш народ выучил местный язык и сохранил свой.
По возвращении в родные края, крымских татар ждало новое испытание, еще более сложное, влияющее на наш народ. Испытание на прочность — ассимиляция. Приехав в Крым, где основным населением были немусульмане, мы бросились изучать их культуру, обычаи, нам понравилось отмечать их праздники. И нас стало «затягивать»…мы стали одеваться как они, думать как они, стали копировать их поведение…мы потихоньку начали терять себя.
Наши праздники стали не такими интересными, традиции потеряли актуальность. Наш народ все больше и больше смешивался. Быть мусульманином уже не модно. И тебя считают отсталым, если ты не куришь и не пьешь, не ходишь на дискотеки.
Нашему народу необходимо осознание того, что есть Создатель, который постоянно наблюдает за нами. Есть законы Создателя, регламентирующие все стороны нашей жизни. И, наконец, наступит Судный День, с позволения Аллаха, когда мы все будем отвечать за свои поступки. Именно это поможет удержать от совершения плохих поступков и поднять нашу нравственность. Подводя итоги вышесказанному, следует отметить, что именно возвращение крымских татар в лоно своей религии, соблюдение законов Аллаха, поможет нам укрепить иммунитет к ассимиляции.
Светлое будущее…
Нашему народу, следует вернуться к нашим истокам. Когда мы, находясь в составе Османского государства, были на вершине славы и развития. Следует поднимать духовность и обучать молодежь основам Ислама, законам шариата. Только так мы сможем сохраниться как народ…, мусульманский народ. И поднимется нравственность, вернется воспитанность, скромность, уважение. И все это потому, что в их сердцах будет жить вера в Аллаха, страх Его наказания и послушания Его мудрым законам, которые правильно регулируют все стороны нашей жизни. И тогда никакая ассимиляция нам не грозит ИншАллах. Аминь.
Сказал Всевышний Аллах:
وَاعْتَصِمُوا بِحَبْلِ اللَّهِ جَمِيعًا وَلا تَفَرَّقُوا
«Держитесь за вервь Аллаха все, и не разделяйтесь…» (3:103).
Нефизе Длявер къызы