Некоторые люди считают, что разделение мусульман на суннитов и шиитов является свидетельством того, что в наши дни объединение уммы невозможно. Раскол в религии усугубился разделением некогда единой мусульманской общины на суверенные государства, которые стали объединять людей по иному признаку. Из-за этого раскола, как мусульмане, так и немусульмане стали рассматривать секуляризм как единственный способ сгладить противоречия, а призывы к единству мусульман и возрождению Халифата стали восприниматься как слишком идеалистические.
Вопрос заключается в том, как может Ислам преодолеть существующие разногласия и препятствует ли разделение на группы, течения и народы созданию единого исламского государства?
Для начала мы должны понять, что мусульмане не первый народ, внутри которого существуют разногласия. В 1861 году США пережили гражданскую войну, которая была жестоким конфликтом между Соединёнными Штатами и Конфедерацией Штатов Америки, образованной одиннадцатью южными штатами, которые отделились от Союза после избрания Авраама Линкольна президентом США в 1860 году. В Великобритании силён шотландский сепаратизм, и перспектива отделения Шотландии и образования ею независимого государства к 2013 году вполне реальна. Участники этих конфликтов никогда не рассматривали секуляризм, как способ сплотить людей. Гражданская война в США рассматривается как часть их истории и изучается в школе.
Ислам уже был мощной объединяющей силой среди людей. По мере расширения исламского государства, его подданными становились люди с разными убеждениями. При Аббасидах исламское правление распространилось на земли, чьё немусульманское население вступало в споры с исламскими учёными. Это привело к возникновению рациональных наук и изучению вероубеждения Ислама. Для призыва к Исламу мусульмане искали убеждающие разум доказательства его доктрины. Этот поиск положил начало многим научным дисциплинам, которые занимались изучением самых разных вопросов и развивались по мере присоединения новых территорий. В результате многие мусульмане в Халифате посвятили себя исследованиям и науке. Многогранная мусульманская культура сформировалась на исламских землях, люди занимались поисками знания для того, чтобы возвысить исламское государство. Каждый учёный, независимо от отрасли знаний, и каждый писатель, независимо от жанра, в котором он творил, каждый математик или механик трудился ради того, чтобы возвысить слово Аллаха и донести Ислам до неверующих людей в ходе таких дискуссий.
Это привело к появлению различных групп, сект и школ мысли, лишь немногие из которых вышли из ислама. Однако существование сотен различных течений не порождало розни между людьми. Фактически, при Аббасидах Багдад стал интеллектуальным центром. Мыслители, приверженцы самых различных взглядов были там желанными гостями и получали возможность высказаться. Споры с ними прояснили Ислам для общества, поскольку Ислам мог дать ответ на все попытки дискредитировать его. Таким образом, существование различных групп внутри Ислама только усиливало его, и не было источником проблем. Разделение произошло из-за разного понимания исламских источников, которые в это время составлялись и систематизировались. А существование различных групп только усилило этот процесс.
Раскол среди мусульман в наши дни происходит по двум основным причинам. Первая — это слабые знания об Исламе и плохое его понимание. Вторая причина была сформулирована профессором Дэвидом Форомкином, специалистом по истории экономики из Университета Чикаго. В своей книге он обращает внимание на то, что нынешняя ситуация в мусульманском мире во многом является наследием колониализма. «На несметные богатства старой Османской Империи теперь претендуют победители. Но нельзя забывать о том, что исламское государство веками пыталось захватить Христианскую Европу, поэтому теперь, решая судьбу побеждённого народа, влиятельные политики постараются не допустить, чтобы он вновь объединился и стал угрожать западным интересам. Имея многовековой опыт меркантилистской политики, Англия и Франция создали маленькие нестабильные государства, лидерам которых нужна их поддержка, чтобы остаться у власти. Развитие и торговля этих государств были под контролем, так что они никогда больше не могли стать угрозой для Запада. Великие державы заключали контракты с марионеточными правителями и задёшево покупали ресурсы, что позволяло богатеть феодальной элите и обрекало на нищету большую часть населения».
Разделение мусульманского мира путём создания «маленьких нестабильных государств» было целенаправленной политикой европейских колонистов, призванной не допустить объединения мусульман. Ещё до Первой Мировой Войны Англия и Франция поделили Ближний Восток между собой. На бумажных картах они нарисовали Трансиорданию, Сирию, Саудовскую Аравию, Ирак, Иран и Кувейт. Позднее были образованы Индия, Пакистан и Афганистан, что разделило людей, веками живших вместе. Именно колониальная политика породила многочисленные проблемы. В каждой стране был назначен правитель, который подчинялся либо Англии, либо Франции. Семья Сауда сотрудничала с Британией, чтобы разрушить Халифат в обмен на руководство Хиджазом. Искусственные границы сегодня стали стеклом, через которое многие мусульмане смотрят на мир. Таким образом, проблемы мусульманского мира появились во многом благодаря стараниям колонистов, которые разделили мусульман физически. Они создали государственные флаги и гербы, объявили дни независимости, чтобы предотвратить появление самой мысли о возможном единстве мусульман.
Единство в прошлом было основано на Исламе, оно заставило процветать исламское общество, которое было открыто для каждого и достигло успехов во всех областях. А отход от Ислама, которого так добивались колонисты, привёл к образованию 50 марионеточных государств, на месте единой и некогда великой державы.
Не Ислам, а его отсутствие приводит к разобщению мусульман. Ярким примером тому служат попытки Запада навязать секуляризм для урегулирования конфликта между суннитами и шиитами. Этот подход был совершенно чужд участниками этого спора, и он не способствовал его разрешению, а лишь превратил его в частный вопрос, который не должен влиять на политику и отношения в обществе. Но изначальный спор между последователями Пророка Мухаммада (с.а.с.) может быть решён только путём оценки шариатских доказательств на этот счёт. Следовательно, только Ислам может служить решением. Действия некоторых мусульман в прошлом против семьи Пророка (с.а.с.), действия Муавии и история, в общем, не являются источником исламского права, и поэтому нельзя ориентироваться на них. Можно опираться лишь на Коран и хадисы. Конечно, тут возможны разные толкования, но это происходит во всех законодательствах. Однако у толкования тоже есть свои границы, и оно может осуществляться только по определённым правилам.
В каждой идеологии существуют различные мнения и взгляды на решения конкретных проблем, основанные на доктрине этой идеологии. В демократических странах появилось огромное количество школ мысли. В США существуют демократы и республиканцы, в Великобритании — лейбористы, либеральные демократы и консерваторы. В западном мире есть неоконсерваторы, фабианцы, зелёные и христианские демократы. Они по-разному выражают либеральные идеи, однако, все они поддерживают секуляризм — основу капиталистической доктрины. Разные школы существуют и в экономике. Например, кейнсианская теория, выступающая за государственное вмешательство в экономику, и монетаристская, выступающая за господство рынка. Социализм тоже имеет различные школы мысли, основанные на коммунистической доктрине. Социалисты видят неравенство, порождённое свободой собственности, и считают разницу в частной собственности между людьми проблемой, требующей решения. Коммунистическая школа мысли выступает за абсолютное равенство во всём и полную отмену частной собственности. Аграрные социалисты считают необходимой отмену частной собственности только на сельскохозяйственные угодья. Сторонники государственного социализма поддерживают национализацию всех общественно-значимых объектов.
Многие академики и эксперты на Западе писали труды о расколе между суннитами и шиитами, желая тем самым подорвать концепцию единой уммы. Однако их действия только ускорили процесс перемен в мусульманском мире, который развивался несколько десятилетий и сейчас достиг своей точки кипения.
Сейчас мы видим, что исламская умма во всём мире открыто отвергает капитализм и индивидуализм, действуя подобно единому телу. Даже мусульмане Палестины, которые сами страдают от оккупации, проводят марши и демонстрации в знак солидарности с братьями в Ираке и Афганистане. Умма содрогается каждый раз, когда «свобода слова» используется для того, чтобы очернить Ислам. Мы видели это после публикаций карикатур на Пророка (с.а.с.) в Европе.
Во всём мире мусульмане понимают, что продажные правители не являются защитниками их интересов. За весь период своего упадка, умма никогда не была настолько сплочённой. Последняя деталь, которой не хватает для защиты единства — это государство.
Только правительство, выражающее мысли и стремления общества, может обеспечить единство. Сахаба (сподвижники) очень жёстко пресекали деятельность хариджитов, которые пытались привнести в Ислам чуждые идеи, которые способствовали расколу. Возрождение Халифата сегодня рассматривается как вполне реальный сценарий. ЦРУ и различные группы экспертов предсказывают его появление. Без государства совершенно невозможно обрести единство. Если бы не центральное правительство, гражданская война в США закончилась бы образованием двух государств в Северной Америке. Без центрального правительства не было бы единства между Англией и Шотландией. Именно государство объединяет людей. Ислам даёт нам законы, которые позволяют нам осуществить интеграцию и добиться единства, а исламская история показывает пример успешного объединения людей разного происхождения и разных взглядов. Раскол, который мы видим сегодня, был создан Западом и его пособниками среди мусульман.
Аднан Хан