В очередной раз ситуация с определением даты празднования Ид аль-Адха (Къурбан Байрам, Праздник жертвоприношения) доведена до абсурда. Опять нам пытаются навязать мысль, что во всем виноват король. И что каждый вправе сам выбирать, какой день для него — день «Арафа».

Не смотря на то, что сегодня получить информацию о происходящем в мире стало очень легко. Тем более узнать о том, что волнует каждого верующего мусульманина, который воспринимает день празднования не просто как выходной день, а день, которому предшествовал ряд религиозных поклонений, не составляет особого труда. Результатом этих поклонений по обещанию Аллаха будет прощение всех грехов, принятие Хаджа.

В этом году из Крыма в Хадж отправилось 89 паломников. Первые сообщения о прибытии в благословенные края и о начале хаджа были омрачены тем, что, как сообщили в Духовном Управлении Мусульман Крыма, день стояния на горе Арафат будет 24-го, а не 25-го октября. Это в очередной раз вызвало тревогу по поводу возможных выяснений кто прав, а кто нет. И от этого омрачается праздничное настроение. Как можно отправлять людей в Хадж, утверждая, что они должны стоять на горе Арафат не вместе с миллионами других паломников, а на день раньше?

Сумма расходов на поездку в хадж из Крыма достигла 3 тысяч 800 долларов США. Что сказать? Не каждому удается накопить такую сумму денег. Безусловно, для верующего благо от совершения Хаджа не измеримо в материальном плане. Но и совершение этого религиозного обязательного предписания для того, кто это может сделать при таких затратах, весьма существенное жертвование. Даже при таком положении абсурдность сложившегося положения вселяет в паломника маленькое зерно сомнения в том, сумел ли он выполнить предписанное.

Есть еще одна сторона. Гораздо более существенная для верующего, совершающего Хадж. Это совершение ритуалов паломничества, которые совершаются строго определенное время и в определенном месте. Это стояние на горе Арафат. Тот самый Арефе Куны, в день которого принято жарить чебуреки и раздавать соседям. Адет этот исходит из того, что те, кто не смог поехать в хадж держат пост. Поэтому традиционное приготовление пищи в этот день связано с ифтаром постящихся.

В сети распространилась аудио запись телефонного разговора, в котором мусульманин, назвавшийся Муслимом, хочет выяснить для себя вопрос с праздничным днем. Ответ представителя Муфтията нисколько не мог удовлетворить спрашивающего. Представитель то и дело ссылался на некий политический контекст определения первого дня лунного месяца. При этом он твердил о том, что некто видел луну днем раньше и поэтому ДУМК определил праздник 25 октября.

День стояния на горе Арафат приходится на 9-й день месяца Зуль-Хиджа. Именно в этот день совершается этот ритуал. Именно в этот день Аллах (Субхана ва Тааля) принимает дуа паломников. Ни один из других дней не может считаться днем Арафата. Сколько бы там не стояло народу и ни читало там дуа, это не будет тем стоянием и тем дуа, которое совершается в 9-й день Зуль-Хиджа по лунному календарю, определенного, согласно шариатскому тексту, с видением луны. Ставить под сомнение день стояния на горе Арафат нескольких миллионов паломников, считая, что день начала месяца Зуль-Хиджа король Саудовской Аравии определил не правильно, мягко говоря, кощунственно.

Уже не в первый раз приходится сталкиваться с таким отношением к религиозному чувству. Когда вера в то, что именно в этот день паломник получит прощение своим грехам, подвергается такому испытанию! Когда от этого дня зависит положение мусульманина в Судный День, и вдруг кому то вздумается объявить день Арафата днем раньше или позже.

И это не говоря о тех, кто, не будучи в Хадже, будет поститься, рассчитывая получить саваб за свой пост. Он будет поститься, а кто-то будет склонять его праздновать и есть «жертвенное» мясо, в то время как несколько миллионов паломников со слезами на глазах просят Аллаха простить им все грехи и просят за всех мусульман.

Еще один вопрос, с которым столкнулись мусульмане в Крыму. Многие, желая совершить жертвоприношение стараются на Курбан зарезать животное. Так вот, если это животное зарезано до праздничной молитвы, то это по шариату не будет считаться жертвоприношением. И человек не сможет получить такой саваб, на который рассчитывал. Неужели тот, кто заявляет о наступлении праздничного дня по расписанному на десятилетия календарю, не задумывается, об этом.

Возможно, кто-то скажет, что грех, мол, на муфтии, наша участь — подчиниться. Во-первых, жаль такого муфтия, который рискует своей репутацией и грядущей жизнью. Во-вторых, притом, что сегодня, наверное, в каждой семье имеется телевизор, телефон, радио и сосед, у которого может иметься те же вещи, оповестить всех крымских мусульман о дне Арафата не составляет особого труда. Например, в России сначала дата праздника объявлена 25-го октября, но внесли коррективы и объявили, что праздник состоится 26-го октября.
Ну, хорошо, допустим, видели. А почему не известили тех, кто определяет дату праздника по видению луны, почему не засвидетельствовали об этом. Уж за десять дней проинформировать все комиссии по определению начала месяца вполне реально. При этом выполнится долг мусульманина перед Аллахом и всеми верующими. Но представитель ДУМК не стал свидетельствовать и не стал указывать на лиц, которые, по его утверждению, видели луну, в очередной раз не устранив разногласия. В очередной раз в Крыму будет два праздника. И ни какая греховность муфтиев не восполнит возможности избавления от грехов, которые Аллах обещал простить тем, кто будет стоять 9-го Зуль-хиджа на Арафате. И ни какая греховность муфтиев не сделает животное жертвенным, если оно будет зарезано в день, когда миллионы паломников стоят на Арафате.

Кадыров Энвер.