Наверняка нет смысла задавать вопрос: «Слышали ли вы о Евро–2012?». Международный турнир по футболу, проводимый в Украине, настолько вызвал ажиотаж в массах, что поглотил в себя или, как минимум, вызвал интерес даже у тех, кто был «далек» от этой сферы. И это неудивительно: в абсолютном большинстве случаев, интерес к спортивным соревнованиям приобретает относительно массовые масштабы только во время международных соревнований, когда одной команде или спортсмену, противостоят зарубежные противники. При этом, как правило, такие состязания должны быть не просто международными, но относиться к самому высокому уровню. Финансирование со стороны государства, распространение в СМИ с красивой подачей грандиозного события и его глобальности. Любопытно? Ещё бы!
Однако рост зрительского интереса и любопытства именно к таким, «перворазрядным» соревнованиям перерастает в некий патриотический резонанс: чем выше статус состязаний, тем большее значение приобретает статус переживания за «своих». На олимпиаде или чемпионате мира, Европы по футболу острота противостояния между командами-странами достигает максимума, а потому растет ценность, как победы, так и ее поддержки.
Международный футбол — это яркая иллюстрация утверждения социолога Бенедикта Андерсона о том, что патриотическое единение представляет собой «воображаемое сообщество» — родственность и близость между незнакомцами, которые никогда не встретятся и не услышат друг о друге, но, не смотря на это, связаны узами умственных представлений об общей истории и общей судьбе. И сильнее всего представления о таком сообществе проявляются сегодня на футбольных стадионах — в среде сотен тысяч болельщиков, собирающихся в гостиных по всей стране, и, ощущающих единение с теми, кто пришел на стадион, и призывает свою сборную «порвать и растоптать» футболистов других стран.
_______________________________________________
Историческая справка: Когда Голландия в полуфинале Евро–88 одержала победу над Западной (в то время) Германией, праздновать это событие на улицы вышло больше голландцев, чем в любой другой момент истории после окончания Второй мировой войны. Многие поднимали вверх свои велосипеды (немцы во время оккупации конфисковывали их у голландцев). Это был явный сигнал о том, что голландцы отомстили своему более мощному соседу не только за поражение на чемпионате мира 1974 года.
__________________________________________________
Вот, к примеру, Варфоломеев с «Эха Москвы» не болеет за русскую сборную, поэтому ему «присвоили» ярлык фашиста и предателя.
Кто-то, недоумевая, спросит: «Это же игра, нет? Просто «мяч пинают по полю». Почему кто-то воспринимает победы и поражения в футболе всерьез? Откуда столько ненависти к противнику? И почему, почему, нужно болеть непременно за игроков, у которых оказался паспорт той же страны, что и у меня, а иначе, я — враг народа? Почему, вообще нужно болеть?».
Есть разница между простой игрой и мероприятием, проводимым на государственном уровне. В своей основе футбол — это вид спорта, довольно-таки интересный и не вредящий человеческому разуму. Однако в зависимости от того, в каких целях его используют, он превращается в некое орудие, выходящее за рамки просто игры, и воздействует на умы людей, формируя в нем патриотические чувства, вызывая агрессию к представителям других стран.
Политическая деятельница, журналистка Ирина Геращенко говорит: «Несмотря на то, что я не являюсь фаном, считаю, что сегодня украинская сборная делает большую работу не только в спорте, борясь за победу, даря болельщикам настоящие эмоции и шквал позитива. Они сегодня делают для позитивного имиджа Украины и воспитания патриотизма у граждан гораздо больше, чем все украинские политики. Ведь когда слышишь величие украинского гимна, который вместе поют десятки тысяч украинцев, видишь море национальных флагов и буйство национальных цветов в одежде фанов — берет гордость за Украину и украинцев!».
А знаете ли вы о расходах, связанных с Евро–2012? Государство выделило 50 млн. грн. на подготовку общежитий Харькова к Евро–2012, а на продвижение сайта Евро–2012 в сети — 300 тысяч гривен. И это капля по сравнению с теми суммами, которые были потрачены на подготовку к Евро–2012 на фоне кризисного положения страны.
Наряду с этим, украинское правительство считает, что патриотизма в стране недостаточно. Поэтому с 2013-го по 2017 год государство планирует ежегодно выделять по 40 миллионов гривен на то, чтобы мы стали патриотами. Это записано в «Общегосударственной целевой социальной программе патриотического воспитания населения на 2013–2017 годы».
Государство прививает обществу лишь те мысли и чувства, которые диктует система, претворяемая законодательно на идеологическом уровне. И в достижении этого для нынешней демократической системы и государств, все средства хороши, тем более такие мероприятия, кажущиеся лучиком света в темном царстве серых буднях людей, озабоченных житейскими проблемами. Этот «мнимый» лучик заставляет забыться, вырваться из жизненного ритма суеты и постоянной погони за идеалом материальных ценностей. Он заставляет забыть, что именно государство должно быть на страже разрешения многих насущных проблем. А самое важное, забывается решение самой главной проблемы человека — смысла жизни и его предназначения.
Этот «мнимый лучик» объединяет на какое-то время людей. Единство так необходимо в нашей жизни, хотя в хаосе мыслей и общественных норм — его нет. Поэтому, даже мимолетное и скоротечное единение в одно целое «мы» — уже радует массы.
А нужно ли нам такое единство на основе патриотизма, которое свойственно даже животным? Нужно ли нам единство только на какое-то время и определенный этап, пока есть агрессия извне или борьба за территорию, или борьба за честь страны, как на футболе? Единство на фоне чувств — инстинктивно и не основано на разумном подходе.
Нужна ли нам такая связь, объединяющая жителей одной страны и, отделяющая от них других людей?
Поэтому, болельщики и любители футбола, будьте бдительны в расстановке акцентов: для вас футбольный матч всего лишь игра?
Мумине Салиева