Недавние события обнажили серьезные проблемы в крымскотатарском сообществе. Каждый крымский татарин не может оставаться равнодушным к происходящему. Давайте вместе попробуем разобраться, что происходит!

Что произошло?

Как известно, 21 ноября состоялся митинг оппозиции Меджлиса и затем последовала пресс-конференция. М. Джемилев и Р. Чубаров были «отстранены народным собранием» от руководства Меджлисом.

Среди потока компромата и резкой критики (то и дело перебиваемой выкриками со стороны людей, поддерживающих Меджлис), крайне отвратительным (даже для участников митинга) был символичный акт сожжения куклы Джемилева.

Чего добивается оппозиция? Ее задача – дискредитировать лидеров Меджлиса, затем занять их место. Если говорить конкретнее – это не что иное, как удар по личности М. Джемилева. Понимая, что эта игра направлена против него, он пытается увести удар от себя. Для этого он поднимает разговор о том, что за оппозицией стоят российские спецслужбы, представляя ситуацию так, как будто здесь не выпад против его личности, а геостратегическое столкновение, которое может иметь негативные последствия. Похожее имело место два года назад, когда он озвучивал о заговоре против него спецслужб России и о готовящемся на него покушении, что впоследствии сам же опроверг.

Не ограничиваясь словесными перепалками, Меджлис предпринимает опасную для себя попытку вывести в ответ на действия оппозиции свои силы на площадь. Приуроченный к знаковой дате – Международному дню прав человека – 10 декабря на площади Ленина состоялся митинг сторонников Милли Меджлиса под объединяющим лозунгом Гаспринского «Тильде, фикирде, иште – бирлик». Какой вопрос был главным для большинства? – сколько людей собрали (поэтому и цифры митингующих разнятся – от двух до пяти тысяч).

В чем проблема?

Очевидно, что внутри крымскотатарского сообщества происходят определенные процессы, когда лидер очень долго управлял Меджлисом и претендовал на абсолютное выражение мнения народа, но появились альтернативные идеи и взгляды на дальнейшее развитие национальной политики. Сейчас происходит столкновение этих взглядов. Процессы сталкивания альтернативных мнений в политической или религиозной сфере – это здоровое явление, характеризующее развитое общество. По большому счету, это внутреннее дело крымских татар и они сами должны разобраться, кого слушать и за кем следовать. Хотя, стыдно порой бывает нашим соотечественникам за то, какими грязными способами происходит эта борьба.

Проблема в другом?

На сегодняшний день представительным органом крымских татар, через который власти взаимодействуют с крымскими татарами, де-факто является Милли Меджлис. Принимая решение относительно проблем крымских татар, нынешняя власть рассматривает только 2 варианта: или «прогнуть» Меджлис под себя, или согласиться с требованиями Меджлиса («договориться»). Так, когда Джарты пришел в Крым, он поначалу попробовал первый вариант – не вышло, потом все-таки договорился. Принципиальный и верный своему слову Джарты был убедителен для Меджлиса. Представители Меджлиса не только не поехали тогда на круглый стол на тему: «Крымские татары: отсутствующая часть украинского общества?» в Европарламенте, посвященный подготовке к форуму по проблемам крымских татар – но даже анализа о текущей ситуации с крымскими татарами туда не прислали!

После смерти Джарты в «колоде» Партии регионов для Крыма не оказалось больше «тузов» на замену. Пришлось прислать не дипломата-политика, а исполнителя Могилева, основная роль которого, согласитесь, заключается в исправном выполнении всех директив Киева.

Анализируя сложившуюся ситуацию, можно сделать вывод, что, похоже, власть снова взяла на вооружение первый вариант, претворяя который, она зачастую делает неадекватные шаги.

Из-за боязни быть «прогнутыми» властью Меджлис инстинктивно обращается к покровителям на Западе, вновь поднимает вопрос о необходимости проведения международного форума по проблемам крымских татар в качестве давления на власть (а что ему остается делать?).

Третий вариант?!

Если власть хочет эффективно решить проблему с крымскими татарами, то ей необходимо посмотреть на это шире, не прибегая к двум вышеприведенным вариантам. Ей необходимо понять чаяния и проблемы крымских татар. Власти необходимо признать, что одна из активных частей украинского общества – это древний коренной народ – крымские татары, желающие восстановить свою культуру, язык и религию. При правильно выстроенных отношениях с этим, достаточно организованным, образованным, толерантным и трудолюбивым народом его ресурс может послужить на благо государству Украина. Т.е., нужно выработать государственный взгляд на крымских татар. Не стоит пытаться ассимилировать народ или делать из них украинцев (как в ющенковской концепции «Единый народ, единая нация, единая религия»).

Кроме того, необходимо внести «прозрачность» во взаимоотношения с крымскими татарами – принимать решения не «договариваясь» за закрытыми дверями между представителями власти и лидерами Меджлиса, а делать это публично. Только такой подход – подход государственника-политика – может убрать растущее недоверие к власти у крымских татар!

P.S. Нельзя жить только сегодняшним днем, нужно смотреть в перспективу. Недалек тот день, когда исламский мир обретет политическую систему, основанную на исламской религии, которая будет стремительно развиваться. А западный мир сегодня испытывает экономический, духовный и демографический кризис, что предвещает начало его конца. А поскольку крымские татары – мусульмане, то для выстраивания отношений с таким динамично изменяющимся мусульманским миром – крымские татары, как часть исламской уммы, могут послужить хорошим мостом.

Руслан Рамазанов, председатель МАРО «Давет»